Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Попытки их развести предпринимались разными специалистами. Например, известный специалист в области исследовательского поведения и обучения детей Б. Хендерсон предлагает рассматривать понятия – “свободное исследование” и “проблемное исследование”. Свободное исследование – это исследование, базирующееся на любознательности. Оно не предполагает достижения определенного заранее результата, в виде решения какой-либо практической задачи. Исследование, в идеале, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это – не более чем побочный эффект. Само новое знание, добытое в результате исследования, может быть не только мало полезно с точки зрения практики, но даже вредно и опасно. Потому и реальный исследователь зачастую не знает, как можно на практике использовать добытые им сведения.
Проблемное исследование, напротив, предполагает решение какой-то практической, ясно поставленной в самом начале проблемы. Проект, а следовательно, и проектирование, всегда направлены на решение практической задачи. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реально вставшую перед ним проблему. Разработка проекта – дело, безусловно, творческое, но зависит оно от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами исследования, и всегда предполагает создание некого продукта.
В педагогических целях в последнее время активно используется проектирование (модернизированный метод проектов), причем активное использование во многих странах мира длится уже около ста лет. В современной педагогике исследовательскую деятельность и проектирование обычно не принято разделять, их рассматривают совместно, часто как синонимичные понятия.
В методическом плане важно учитывать, что метод проектов (или метод проблем) предполагает составление более четкого плана проводимых работ, ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п. В отличие от этого, исследовательская деятельность должна быть более свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками. Она значительно более гибкая, в ней много места для импровизации.
В практике работы с детьми полезно и исследование и проектирование. Проекты, создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию, часто делают детские изыскания более строгими, подчиненными определенной задаче. Они также полезны и в плане развития мышления ребенка, и в плане формирования у него исследовательских умений и навыков (выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения).
Деятельность исследователя – творческая деятельность. Творчество (поисковая активность) выступает в качестве наиболее яркого проявления исследовательского поведения. Не все специалисты (например, известный психолог, специалист в области творческого мышления Эдвард де Боно) считают, что творческое начало является природным качеством ума. Но они убеждены, что в сознание людей следует внедрять мысль о том, что в самом творчестве нет ничего мистического и таинственного. Творчеству можно и нужно учить. Причем исследовательский, творческий поиск для человека важен, по меньшей мере, с двух точек зрения: с точки зрения получения какого-то нового продукта и с точки зрения значимости самого процесса поиска. Человек способен испытывать истинное удовольствие не только от результатов творчества, но и от самого процесса творческого, исследовательского поиска. Кроме того, в современном стремительно меняющемся мире творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Потому и исследовательское поведение рассматривается как неотъемлемая характеристика личности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Таким образом, обучение ребенка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ основной и старшей школы на базовом уровне выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия условий перехода от информационных процессов к информационным технологиям (построения алгоритмов осуществления информационных процессов, возможности представления любой информации в двоичном виде и т.д.). Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, формирования межпредметных, общеучебных умений. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса использование метода проектов, на мой взгляд, является самым благоприятным при обучении информационным технологиям (технологии создания и обработки текстовой информации, технологии создания и обработки графической и мультимедийной информации и др.). Важно и то, что проектирование позволяет реализовать исследовательское обучение на уроках информатики.
В этом направлении первостепенными для учебного предмета “Информатика и ИКТ” являются:
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе имеющихся средств информационных технологий;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
- владение умениями совместной информационной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками).
Суть метода проектов – через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. При этом очень важно, переходя от теории к практике, соединяя академические знания с прагматическими, соблюсти соответствующий баланс между ними на каждом этапе обучения.
Для оптимального учебного процесса целесообразно, чтобы большая часть группы выполняла один “типовой” учебный проект, а наиболее продвинутые работали над своими оригинальными проектами.
Вообще говоря, форма проекта не имеет принципиального значения, как и не имеет особого значения и его объем. Самое главное здесь то, что учащимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего общего интеллектуального потенциала, вкуса и способностей. Дать учащимся почувствовать вкус к самостоятельной творческой работе, ощутить себя социально значимой личностью, ощутить собственную успешность – вот что очень важно!
Существенным является также и то, что прохождение через цепочку проектных работ позволяет ученику накопить определенный опыт работы с информацией и, что очень важно, с оцифрованной информацией (очень актуальная задача!). Постепенно растет уверенность, что, столкнувшись с реальной жизненной ситуацией, он не испытает растерянности, а, наоборот, чувство удовлетворения от возможности проявить свою компетентность и свой профессионализм.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях преподаватель определяет тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей обучающихся. В других – тематика проектов может быть предложена и самими обучающимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Возможно, что тематика проектов касается какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний учеников по этому вопросу, дифференциации процесса обучения (например, телекоммуникации и сети, векторы в пространстве, использование оптических приборов на современном этапе и т.д.).
Чаще темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний обучающихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний, реализуется межпредметная связь.
В этой связи хочется привести несколько общих замечаний по поводу выбора темы проекта. Условно назовем их правилами выбора темы проекта:
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, т.к. всякое творчество, возможно и эффективно только на добровольной основе.
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам проекта.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у ребенка невысока. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно очень трудно.
Кроме этого, выбирая тему, надо учитывать следующее:
- Возможный уровень решения. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.
- Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустословие. А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Независимо от темы создаваемого проекта вся деятельность по его выполнению делится на следующие этапы:
- выдвижение идей, выбор темы и планирование работ;
- оценка интеллектуальных и материальных возможностей, необходимых для выполнения проекта;
- сбор и обработка информации;
- организация и поэтапное выполнение проекта;
- оценка проекта;
- защита проекта.
Работу над проектом можно представить в виде алгоритма, блок-схема которого показана на рисунке.
На всех этапах работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создает ребенок своей головой и руками – макет, проект, отчет и тому подобное. Второй, самый важный – педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных проектных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.
“Обучая других, обучаешься сам” – эта точная мысль Я.А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал другим. В нашем случае при проведении проектных работ сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает.
Поэтому этап защиты выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него проектирование не может считаться завершенным. Защита – венец проектирования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители, гости школы). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Защиту следует проводить как праздничное мероприятие по мере готовности проектов. Если в классе подготовлено к защите пять-шесть работ, можно объявить проведение защиты, а остальные ребята могут представить свои работы в следующий раз. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри.
В состав жюри должны войти люди, авторитетные для детей (исследователи, администраторы и методисты школы, педагоги, родители и учащиеся, проекты которых занимали первые места на предыдущих конкурсах проектов). Как показывает опыт, наиболее результативно работает жюри из пяти-шести человек плюс один ведущий. Каждый член жюри получает бланк для отметок.
Время представления проекта целесообразно ограничить 4-5 минутами. Так же необходимо ограничить и время вопросов и ответов. Сделать это лучше всего за счет снятия повторяющихся и малосущественных вопросов. Эта работа обычно возлагается на педагога, ведущего защиту.
По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной исследовательской работы, но и тех, кто задавал умные, интересные вопросы.
Можно предложить два варианта оценивания детских проектных работ. Первый – простое ранжирование, по итогам которого присуждаются дипломы первой, второй, третьей степеней. Лучше проводить подведение итогов не по принципу ранжирования, а отмечать работы по номинациям. Например: за самый лучший проект, за самую оригинальную тему, за самый логичный доклад и т. п.
Таким образом, метод проектов – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
Завершая рассмотрение, считаю необходимым остановиться на некоторых общих правилах для педагогов, работающих в этом направлении с детьми. Они помогут в организации и проведении этой работы в образовательной практике современной школы. На мой взгляд, их необходимо соблюдать, они дают хороший эффект.
- Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.
- Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
- Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
- Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
- Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
- Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.
- Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно.
- Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.
- Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
- Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.
Из этого же перечисления становится очевидным, проектная работа обучающихся существенно увеличивает объем и напряженность работы преподавателя, требует от руководителя проекта высокого уровня знаний и технических умений, т.е. профессионализма не только в предметной области, но и в технических вопросах компьютерных технологий.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих обучаемых. Изменяется и психологический климат в классе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.