Олимпиада по русскому языку для учащихся 3–4-х классов "Пусть будет русское слово понятно всем людям Земли"

Разделы: Начальная школа


I блок

Задания, оцениваемые в 3 балла

1. Найдите и подчеркните (выделите) лишнее слово:

а) белка, беленький, белить

б) водяной, вода, водить

в) лист, лиса, лисёнок

г) лось, лоскут, лосёнок

д) горный, горка, городок

е) пёс, песочный, песок

2. К данным словам напишите по два слова с таким же составом:

    а) хлеб  
    б) поездка  
    в) полет  
    г) берёзонька  
    д) сады  
    е) мостик

3. Подчеркните (выделите) слова, которые нельзя переносить:

Иголка, улей, овёс, пшеница, урок, класс, тополь, берёза, ужин, Кремль, пальто, заяц, ёлка, стриж, урожай, тетрадь, ель, май, якорь.

4. Подчеркните (выделите) правильное употребление предлогов:

а) пришёл со школы

б) приехал с деревни

в) выехал из города

г) идут в концерт

д) выбежал на улицу

е) вернулся с работы

5. Определите, к какой части речи относятся подчеркнутые слова. (В скобках поставьте часть речи)

а) На то и печь ( ) , чтобы в ней хлеб печь ( ).

б) Снежное покрывало ( ) всё поле покрывало ( ).

в) Стою на нашем берегу ( ) , покой границы берегу ( ).

г) Деревенский старожил ( ) сад колхозный сторожил ( ).

д) Я мою ( ) руки. Ваня несёт мою ( ) сумку.

е) На пологом ( ) холме цвели ромашки. Кровать украсили розовым пологом ( ).

6. Подчеркните (выделите) вопрос, который поможет в изучении русского алфавита:

а) Что ешь?

б) Куда идёшь?

в) Где ёж?

г) Когда встаёшь?

д) Как уж?

е) Откуда дрожь?

II блок

Задания, оцениваемые в 4 балла

7. Составьте все возможные словосочетания из данных слов и запишите их в таблицу.

СЛОВА: СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:
Русский, род, язык, мужской, звук, древний, длинный, гласный  
 
 
 
 
 
 

8.Напишите антонимы к прилагательным:

мелкий бассейн  
мелкий дождь  
свежий хлеб  
свежая газета  
старый человек  
старая книга  
мягкий характер  
мягкий климат  

9.Напишите русские синонимы к данным заимствованным словам:

вояж  
виктория  
финал  
актуальный  
абсурд  
триумф  
дефект  
контраст  

10. Напишите, как называют жителей этих стран:

а) Россия  
б) Франция  
в) Япония  
г) Англия  
д) Дания  
е) Норвегия  
ж) Индия  

11. Подчеркните (выделите), как по-русски называют вещий, сбывшийся сон:

а) сон под голову;

б) сон в уши;

в) сон наяву;

г) сон в руку;

д) сон – вещун.

е) сон – предсказатель

12.Найдите фразеологизмы-синонимы. Впишите в таблицу номера, составляющие пару.

  1. Валиться с ног.
  2. Работать спустя рукава.
  3. Тьма кромешная.
  4. Глядеть в оба.
  5. Поминай как звали.
  6. Держать ухо востро.
  7. Ни зги не видно.
  8. И след простыл.
  9. Хлопать ушами.
  10. Ловить ворон.
  11. Делать из рук вон плохо.
  12. Ног под собой не чуя.

1 пара

2 пара

3 пара

4 пара

5 пара

6 пара

           

III блок

Задания, оцениваемые в 5 баллов

13. Восстанови русские пословицы и поговорки. Например, фразу: “Сначала внешний вид, а потом ум” можно заменить пословицей “Встречают по одежке, а провожают по уму”.

Напишите свой ответ.

Без страдания нет награды.  
Написанное не боится колющих и режущих предметов.  
Один старый и два новых.  
Будней-то пять, а выходных – два.  
Великие дела ждут великих людей.  
Все пошли и ты догоняй.  
Русские люди очень любят эту пищу.  
Чужая рубашка опасна для жизни.  
Первый из них всегда обречен.  
Следи за своей речью.  

14. Из первой строчки вычеркните название рыбы, из второй – птицы, из третьей – фрукта, из четвертой – цветка. Прочитайте и напишите пословицы, которые получились.

1

Н С А В М А Е Г Л А

Л А О С Т С О Ч Т К А Ь

А Г П Е О Л Ь Р С О И Д Н

А Г В Б О З Е Д И Р К Ё А Т

 

2

Б С Е Р У Е Д Г А И К З

Е М Д Л Ю Р Р О О Д И З М Д У

Ю, Г К А К Р М А А Н Т А Т Ь

Л Ю Ж Б А И С М М У И Ю Н

 

15. С древнейших времён известен на Руси праздник Масленицы.

Напишите небольшой рассказ об этом празднике. Данные рисунки помогут вам (Приложение – Рисунок 1–10).

Оценивается текст, содержащий от 50 до 80 слов.