Рабочая программа курса "Математика" для 4-го класса

Разделы: Начальная школа


I. Пояснительная записка

1.1. Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. В программе заложен механизм формирования у детей сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений, доведения до автоматизма знания табличных случаев действий. Этому способствует хорошо распределенная по времени, оптимально насыщенная система упражнений, а также ограничение действий над числами пределами миллиона, отказ от изучения ряда относительно сложных для детей этого возраста вопросов, не имеющих принципиального значения для продолжения математического образования.

1.2. Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • развитие образного и логического мышления, воображения;
  • формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

1.3. Рабочая программа по математике для 4-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Петерсон Л.Г. “Математика”, утвержденной МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)

1.4. В авторскую программу внесены изменения по контролю за знаниями, умениями и навыками обучающихся. Интегрированно с темой “Координатный луч”, “Диаграммы” отрабатывается решение задач различного вида.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
Уровень развития познавательной сферы учащихся позволяют освоить ее в варианте, предложенном автором.
По результатам психодиагностического исследования сделаны следующие выводы:

Память (зрительная):
высокий уровень имеют-15% обучающихся; выше среднего-44%; средний 26%-и ниже среднего уровень имеют-15% .

Память (слуховая):
выше среднего уровень имеют -24%; средний 46% – и ниже среднего уровень имеют-25%; низкий 5%..

Мышление
В классе успешно справились с заданиями на классификацию 100% обучащихся: 36% имеют высокий уровень; выше среднего уровень – 30%; средний уровенъ – 24%, ниже среднего у 10%.

Задания на обобщение по схожему признаку также не вызвали затруднения: высокий уровень у 16%; выше среднего уровень у 32%; средний уровень у 42 %; ниже среднего у 10% обучающихся.

Внимание
В ходе исследования изучались показатели концентрации и объёма внимания, отражающие степень его устойчивости. Класс показал хорошую степень саморегуляции в целом (36%> высокий уровень, 48%> средний уровень, 12% низкий уровень).
Усвоение программного материала третьего года обучения находится на хорошем уровне.

1.5. Система оценивания – пятибалльная, в соответствии с Уставом МОУ УНОШ №2 и “Положением о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МОУ УНОШ №2 (Приказ № 59/2 от 01.06.2007 г.). Оценивание осуществляется в процессе итогового контроля (самостоятельных, проверочных, контрольных и тестовых работ) на основе “Положения о контроле за знаниями, умениями и навыками МОУ УНОШ №2” (Приказ № 37 от 21.05.2008 г.).

II. Содержание рабочей программы

Общие понятия

Неравенство. Решение неравенства. Множество решений неравенства. Строгие и нестрогие неравенства. Двойные неравенства.
Оценка и прикидка.
Доли. Дроби. Проценты.
Координаты на луче и на плоскости. Движение точек по числовому лучу.
График движения. Диаграмма.

Операции над числами и функциональная зависимость величин

Оценка и прикидка суммы, разности, произведения, частного. Умножение на двузначное и трехзначное число. Общий случай деления многозначных чисел.
Измерения и дроби. Из истории дробей.
Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по его доле. Процент.
Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и с одинаковыми числителями. Решение задач на дроби. Нахождение процента от числа и числа по проценту.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Вычленение целой части из неправильной дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Шкалы. Координатный луч. Расстояние между точками координатного луча.
Движение точек по координатному лучу. Скорость сближения и скорость удаления. Формула одновременного движения S = Vсбл. * tвстр. Задачи на все случаи одновременного движения.
Круговые, столбчатые и линейные диаграммы.
Координатный угол. Игры на передачу изображений. График движения.

Геометрические фигуры и величины

Прямоугольный треугольник, его стороны и площадь.
Оценка площади. Приближенное вычисление площадей. Новые единицы площади: ар, гектар. Действия над составными именованными числами.
Измерение углов. Транспортир. Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы.
Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений.

III. Учебно-тематический план

Тема раздела Количествочасов
1 Повторение. 2
2 Неравенства. 7
3 Оценка результатов арифметических действий. 8
4 Деление на двузначное и трехзначное число. 6
5 Площадь фигуры. 5
6 Дроби. 37
7 Координатный луч. Решение задач. 4
8 Задачи на движение. 20
9 Углы. Построение. Измерение. 11
10 Диаграммы. Решение задач. 6
11 Графики. Решение уравнений. 13
12 Повторение изученного за 4 класс. 17

Контрольные работы-8

IV. Основные требования к уровню подготовки обучающихся

4.1. Обучающиеся должны знать:

  • понятия “неравенство”, “решение неравенства”, “двойное неравенство”, “доля”, “дробь”, “процент”, “координата”, “диаграмма”, “график”, “правильная дробь”, “неправильная дробь”, “смешанное число”, “шкала”, “скорость сближения”, “координатный угол”, “прямоугольный треугольник”, “развернутый угол”, “смежный угол”, “вертикальный угол”.
  • правила нахождения доли числа и числа по его доле;
  • правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями и с одинаковыми числителями;
  • правила нахождения процента от числа и числа по его проценту;
  • правила сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем;
  • формулу одновременного движения S = v сбл * t встр.
  • названия компонентов четырех арифметических действий;
  • формулу пути s = v * t, формулу стоимости C = a * n, формулу работы A = v * t и их аналоги;
  • знать формулы площади и периметра прямоугольника S = a * b, P = (a + b) * 2;
  • знать единицы измерения массы (килограмм, грамм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век), площади (мм, см, дм, м, а, га), объема (мм, см, дм, – л, м ).
  • соотношение между единицами длины, площади, массы, объема, времени.

4.2. Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять прикидку действий с многозначными числами и письменные вычисления в пределах триллиона;
  • вычислять значения числовых выражений, содержащих 4–5 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;
  • находить числовые значения простейшего буквенного выражения при данных числовых значениях входящих в него букв;
  • находить координаты точек числового луча и строить точки по их координатам, вычислять расстояние между двумя точками числового луча;
  • читать и записывать дроби, наглядно изображать дроби с помощью геометрических фигур и точками числового луча;
  • сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
  • находить часть от числа, выраженную дробью, и число по его части, выраженной дробью;
  • выделять целую часть, переводить смешанное число в неправильную дробь;
  • складывать и вычитать смешанные числа;
  • решать задачи в 3–4 действия на все арифметические действия;
  • решать простейшие задачи в 1–2 действия на все случаи одновременного движения двух тел;
  • использовать соотношения между изученными единицами длины, площади, объема, массы, времени в вычислениях;
  • измерять углы при помощи транспортира;
  • чертить углы с заданной градусной мерой;
  • сравнивать значения величин с помощью таблиц, круговых и столбчатых диаграмм.

V. Литература и средства обучения.

5.1. Для реализации программного содержания используется учебник Петерсон Л.Г. (Математика: учебник для 4 класса: в 3 ч. / Петерсон Л.Г.- М.: “Ювента”, 2008). Данный учебник реализует интерактивную технологию деятельностного подхода. Такой подход позволяет существенно увеличить прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей. При этом создаются благоприятные условия как для разноуровневой подготовки детей, так и для реализации принципа моделирования. Учебник ориентирован на развитие мышления, творческих способностей ребенка, его интереса к математике. В учебнике Петерсон Л.Г. используется прием, который можно назвать опережающей многолинейностью. После введения понятия, которое требует для отработки длительного времени, происходит знакомство обучающихся с такими математическими фактами, которые не входят на данном возрастном этапе в обязательные результаты обучения, а служат развитию детей, расширению их кругозора, формированию интереса к математике, подготавливают дальнейшее, более глубокое изучение математических понятий. Таким образом, тренировочные упражнения выполняются параллельно с исследованием новых математических идей, поэтому они не утомляют детей, тем более что им придается, как правило, игровая форма (кодирование и расшифровка, отгадывание загадок и т. д.). При таком подходе каждый ребенок с невысоким уровнем подготовки имеет возможность не спеша отработать необходимый навык, а более подготовленные дети постоянно получают “пищу для ума”, что делает уроки математики привлекательными для всех детей – и сильных, и слабых. В учебнике широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т. е. требующие применения знаний из различных разделов курса. Дана система разнообразных постепенно усложняющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы. Наряду с решением готовых задач предусмотрены творческие задания на самостоятельное составление задач, на преобразование решенной задачи и др. Алгоритмизация курса выражена в усилении роли алгоритмов при рассмотрении таких вопросов, как письменные вычисления, правила выполнения действий. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать изучаемые математические понятия. Возможность выполнять задания в учебнике, самостоятельных и контрольных работах с печатной основой обеспечивают щадящий зрительный режим.

5.2. Для контроля и проверки знаний используются: Петерсон Л.Г. Математика. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 4 класс. Вып. 4: в 2 ч. (Л.Г.Петерсон, Т.С.Горячева, Т.В.Зубавичене, А.А. Невретдинова. – М.: Ювента, 2009).

5.3. Учителем используется: Л.Г.Петерсон. Математика. Методические рекомендации – М.: Ювента, 2008.