Из опыта работы в классе компенсирующего обучения

Разделы: Коррекционная педагогика


Мегион – далекий северный город, большую часть года запорошенный пургой и метелями. Город нефтяников и газовиков. В нем 5 общеобразовательных школ. Я работаю в школе №2.

В прошлом учебном году в нашей школе функционировал один класс компенсирующего обучения – 9,,г”. Класс был сформирован школьной медико-педагогической комиссией на основе диагностики со 2 класса. Целями создания класса КО были: социальное адаптирование школьника с проблемами памяти, логики, мышления к реалиям окружающего мира, воспитание и всестороннее его развитие, определение наиболее результативных путей, способов, средств, направленных на своевременное оказание помощи. Определив рамки компенсирующей деятельности , мы в своей школе выделили для себя следующие задачи:

  • создать для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, условия воспитания и обучения, позволяющие предупредить дезадаптацию в образовательном учреждении и в социуме в целом;
  • компенсировать недостатки дошкольного развития, восполнить пробелы предшествующего обучения, преодолеть негативные особенности эмоционально-личностной сферы, нормализовать учебную деятельность учащихся, повысить их работоспособность и активизировать познавательную деятельность.

Решение этих задач осуществлялось по следующим направлениям:

  1. Подбор педработников, которые могут работать с проблемными детьми.
  2. Диагностика познавательных интересов, мотивации учебной деятельности, ЗУН по предметам.
  3. Проведение образовательно-компенсирующей работы с учащимися, опираясь на результаты диагностики:

– устранение пробелов в знаниях (через уроки, ГПД и индивидуальные занятия);
– дифференцированная (оперативная) помощь ребенку в зависимости от учебной деятельности;
– компенсирующая работа на уроках в контексте учебного материала, направленная на развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти.

  1. Воспитательно-компенсирующая работа с подростками во внеурочное время.
  2. Организация учебы учителей с целью повышения их методического мастерства.

Для решения поставленных задач был подобран коллектив учителей из 14 человек, все они с большим опытом и стажем работы. Кроме того, за данным классом были закреплены 1 педагог– психолог и 2 социальных педагога. В течение учебного года я преподавала в 9 г классе русский язык и литературу. Признаюсь, было нелегко. Работа в классе КО требует большой самоотдачи и выдержки от учителя, максимальной подготовки к учебным занятиям. Ни один мой урок не обходился без обязательных развивающих задач, направленных на развитие памяти, мышления и внимания ребенка. С этой целью широко использовала даже в старшем классе разнообразные игровые моменты. Для совершенствования речевых умений добивалась, чтобы дети выразительно читали тексты, учились правильно выражать свои мысли, аргументировать и доказывать их, широко применяли в своей речи пословицы и поговорки. Все мои уроки в классе КО проходили под девизом: ,,Ни дня без чтения!” Обязательными были и кратковременные физкультминутки (обычно я их проводила через 20-25 минут после начала урока), так как они заметно повышали работоспособность учащихся. Смена видов деятельности, поиск ответов на проблемные вопросы, эмоциональное воздействие наглядностью, художественным словом – всё это в совокупности способствовало формированию познавательной активности детей и развитию их психической сферы. На своих уроках я применяла и обязательный принцип доступности обучения, связь с жизнью (заметки из местных газет, журналов, события из жизни города и школы). Считаю также, что в классе КО просто необходимо быть предельно внимательной к каждому ребенку, находить в каждом позитивные моменты – уроки должны проходить в спокойной, доброжелательной обстановке. Только тогда можно добиться успехов в обучении и воспитании.

Психологами нашей школы также проводились исследования интеллектуальных способностей и познавательной активности учащихся. Они позволяли определить степень выраженности учебных предметов, а также ориентированность учащихся на определенные учебные предметы. Комплексное психологическое исследование позволило оценить уровень развития интеллектуальных систем, необходимых для успешного обучения Педагогическую диагностику (наблюдение) проводили и учителя-предметники, и классный руководитель компенсирующего класса. Учителя– предметник заполняли педагогическое представление для школьного психолога, а классный руководитель – педагогическую карту учащегося. В педагогическом представлении отражены 3 блока:

– личностная карта ребенка;
– ЗУН;
– состояние нервной деятельности ребенка.

Если для какого-либо блока утверждений (либо для двух или для всех трех блоков) количество отмеченных баллов было > 6, то с данным ребенком работал школьный психолог. Психологом и социальными педагогами составлялись план и график работы с данными детьми, проводились консультации не только с ними, но и с их родителями или в присутствии родителей. Впоследствии для выработки единой педагогической позиции, общей системы мер по ликвидации пробелов в ЗУН, повышения общего уровня развития, воспитания сознательной дисциплины в 9г классе проводились педконсилиумы. На них знакомили учителей-предметников с результатами педагогической и психологической диагностики – вырабатывалась общая система образовательно-компенсирующей работы с учащимися. Каждому учителю-предметнику давались рекомендации по работе с отдельно взятым учеником. Это очень помогало в работе.

Класс компенсирующего обучения открывался для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, но с сохранным интеллектом, не имеющих противопоказаний для обучения в общеобразовательной школе. Это позволяет переводить ребенка, достигшего определённых успехов в обучении, из класса КО в обычный (традиционный ) и наоборот. Перевод учащихся из классов КО в традиционный является одним из показателей результативности компенсирующей работы. Но есть случаи, когда родители и дети согласия на перевод не дают, так как считают наиболее благоприятным обучение в классе КО, где к каждому ученику сугубо индивидуальный подход. Только по этой причине в этом учебном году в нашей школе переведенных в традиционный класс не было. Но есть и ряд проблем в компенсирующем обучении. Негативным было то, что ни один учитель не прошел курсы повышения квалификации по причине их отсутствия. Дефицит методической литературы также отрицательно сказался на компенсирующей направленности учебного процесса. Методическая учеба учителей, занимающихся проблемами КО, проводилась только в рамках школы заместителем директора Сосниной Г.К., замечательным человеком, прекрасным руководителем и педагогом, преданно любящим свою работу и детей. Под ее руководством в школе были проведены теоретические семинары: ,,Воспитание сознательной дисциплины на уроках “, ,,Контроль, коррекция и оценка учебной деятельности учащихся КО”, ,, Коррекция девиантного поведения во внеурочное время “ и др. Однако данной методической работы, конечно, недостаточно для эффективности учебно-воспитательной работы в классе КО.

Хочется пожелать своим коллегам, работающим на благодатной ниве Просвещения, терпения, мужества, педагогического мастерства и слов благодарности от своих учеников. А это в нашей работе – самая лучшая похвала.

Учитель – это сердце золотое …
Как много в нем
Любви и доброты!
Я вам желаю счастья и здоровья!
Пусть Ваши все исполнятся мечты!