Проект "Игрушка на руку для кукольного театра. Сказочная Фея"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с историей перчаточной куклы; с кукольником С.В.Образцовым (он создал первый в Москве театр кукол);
    • подготовить материалы для изготовления игрушки;
    • подготовка выкроек для работы.
  • Развивающие: способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к данной теме.
  • Воспитательные: способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности.
  • Профессиональные: познакомить учащихся с профессией кукольника.

Тип и вид урока: комбинированный урок (формирование умений и навыков, приобретение учащимися новых знаний).

Методы и приемы (формы) обучения: объяснительно-иллюстративный.

Наглядные пособия: готовая театральная кукла – как образец работы.

Дидактический материал: листы с выкройками деталей куклы, технологическая карта выполнения игрушки с использованием вышивки (Приложение 1).

МПС: история .

ТСО: компьютер, мультимедийное устройство,

Инструменты и приспособления:  ножницы, пяльцы, нитки мулине, образцы тканей, копировальная бумага, калька,  х/б ткань плотного переплетения.

Содержание урока:

Теоретическая часть. Куклы, какими они бывают?  Из истории перчаточной куклы петрушки.  Театр кукол Сергея Владимировича Образцова. Идея, которую мы выбрали: работа с куклами: лиса, мышь, фея и использование волшебного сундучка.

Практическая работа. Выбор материала для раскроя.  Подготовка выкроек к раскрою:  голова – 1 деталь, затылок – 2 детали,  туловище – рубашка (платье) – 2 детали,  ладошки – 4 детали.

ХОД УРОКА

І. Актуализация

Задача:  Разработать и сделать игрушку на руку для кукольного театра.

– Давайте вспомним, какие проекты мы с вами выполняли в пятом и  шестом классе?
По Кулинарии: проект Завтрак; проект приготовления ужина; по изготовлению изделия это…
А что такое проект? Это идея и замысел воплощенная в жизнь! Наша идея – игрушка!
Что такое игрушка? Традиции изготовления игрушки уходят корнями в далекое прошлое, они были известны у многих народов в разных районах мира.
Работа над игрушкой очень увлекательна. Она требует фантазии, изобретательности, наблюдательности, умения подмечать характерные черты животных и людей, видеть их образ.
Никогда готовая игрушка, даже являющая чудеса промышленной техники, не заменит ту, что сделана своими руками.
Наша задача: разработать и сделать игрушку  для кукольного театра.

Слайд 2. Какими бывают театральные куклы? 

  • Кукла – костюм для артиста (для изготовления потребуется много материала);
  • Пальчиковые куклы (движения ограничены);
  • Марионетка (нужно ею управлять);
  • Плоская картонная кукла  театра теней (самая простая в изготовлении);
  • Кукла на руку (то, что надо).

Слайд 3. Игрушка – петрушка перчаточная кукла (краткая история).

Какими были представления перчаточной куклы России? К  концу 19 века русские народные кукольники владели, как правило техникой двух видов кукольного театра: театра кукол на нитках («марионеток») и театра перчаточных кукол («петрушек»). Сохранилось много описаний этих уличных представлений.
В конце 19 века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками с утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день по многу раз историю похождения Петрушки – она была не велика, и все представление длилось 20-30 минут. Сергей Владимирович Образцов в своей книге «По ступенькам памяти» вспоминает, как ребенком видел представление Петрушки: « Над ширмой появилось то самое, что пищало – петрушка.
«… Я вижу его в первый раз в жизни. Смешной. Непонятный. Большой нос крючком, большие удивленные глаза, растянутый рот. Красный колпак. Появился и запел тем же нечеловеческим писклявым голосом».
Положение Петрушки ухудшилось когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка катастрофически быстро терял своих зрителей.
И чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники все чаще начинают играть свою комедию перед «благовоспитанной» детской аудиторией.
Их приглашают на детские праздники, новогодние елки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай – мальчиком. Лишившись главных черт своего характера, утратив остроту ситуаций, он захирел и скоро стал никому не нужен.
Его попробовали возродить, но его «данные» не соответствовали духу и характеру этих спектаклей, и его пришлось заменить другими героями. История Петрушки  на этом  закончилась.

Слайд 4. Сергей Владимирович Образцов создал первый в Москве театр кукол, сейчас это целый дом театра кукол на Садовом кольце (на сайте С.В.Образцов можно посмотреть на этих чудесных кукол).

В 1931 году, молодому артисту, певцу и художнику Сергею Образцову поручили создать кукольный театр. Работали в нем тогда всего 12 человек, и была у них машина – фургон, в которой артисты и куклы разъезжали по школам и московским дворам, давая представления прямо на улице.
Вскоре театр уже знала  любила вся Москва. Артистов стало гораздо больше, а кукол скопилось видимо – невидимо. Ведь для каждого спектакля нужно изготовить от 80-100 персонажей. Тогда театру дали целый дом. Сейчас этот театр на Садовом кольце в Москве.
8 мая 1992 года С.В.Образцова не стало (умер в свои 91 год). За свою жизнь он поставил 61 спектакль. И многие из них по-прежнему живут – ведь кукольная жизнь дольше человеческой. А мастера театра делают новых кукол, режиссеры ставят веселые спектакли, и артисты-кукловоды заставляют маленьких и больших зрителей задумываться, грустить, но чаще – хохотать.

Слайд 5. Необычные часы на здании дома театра кукол.

Каждый день в 12 часов распахиваются узорные ставни всех двенадцати окошек и показываются все жильцы теремка – начинается маленький спектакль.

Слайд 6. Идея

В этой кукле работает вся рука кукловода. Кукла может выполнять много движений.

ІІ. Куклы в действии

Работа с куклами: лиса, мышь, фея и использование волшебного    сундучка.

1-я кукла – Лиса.

Загадка:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – вот краса!
А зовут меня …(лиса).

Я веселая Лисичка,
Я лисичка –  всем сестричка,
Хвостище рыжий у меня,
Посмотри, как хороша.
Я на праздник так спешу.
Опоздать я не хочу.
Игры, пляски там, веселье
И хорошее настроение!

2-я кукла – Мышь.

Загадка:

Живет в норке,
Грызет корки.
Короткие ножки
Боится кошки.

Лиса:

Мышка, мышка, что не спишь,
Что соломою шуршишь?

Мышь:

Я боюсь уснуть сестрица,
Кот усатый мне приснится!

Посмотрите, а что это такое красивое?
Наверное, это волшебный сундучок!
Но, что же там внутри?
Давайте поскорее посмотрим!

Вот так ларчик, вот так чудо!
Посмотреть, ей – ей, не худо.
Но лишь крышку я открыла –
В изумлении застыла.
Злато, камни, самоцветы
Драгоценные монеты?

(Открываем сундучок)

Это я, знакомься  Фея
Есть хорошая затея!
Подарю тебе кольцо,
Попадешь ты на крыльцо
Распрекрасного строенья
И замрешь от удивленья!

Слайд 7.  Дворец Мечты.

– Дворец мечты огнем сверкает,
Там чудной сказке нет конца.
Все, что душа твоя желает,
Найдешь ты в комнатах дворца!

Слайд 8. Добрая, добрая сказка

– Давайте вспомним сказки, где есть Фея.

Сказка про заколдованное царство… Девушка уколола палец веретеном и уснула на 100 лет. Фея усыпила все вокруг; заморозила, пока не придет принц и своим поцелуем не разбудит принцессу.
Золушка – сказка детства.
Появилась фея!
«…Ты тоже поедешь на бал! – воскликнула она и взмахнула волшебной палочкой.
И тут же большая тыква превратилась в карету, мыши в коней, а крыса – в кучера.
Потом фея слегка прикоснулась волшебной палочкой к старенькому платьицу, и оно превратилось в чудесный наряд из парчи».
«А еще фея подарила Золушке волшебные туфельки.
Когда у золушки появилась тетушка фея, в ее жизни случились большие перемены. И роскошный наряд появился, и карету подали, и прекрасный принц, как по мановению волшебной палочки.
Что такое фея – воздушное существо, природный дух, наделенный магической силой, волшебница! Фея – прекрасное звездное существо!
Феи олицетворяют магические экстрасенсорные способности, живущие в глубинах души каждого человека. Ощутить себя феей – значит почувствовать связь с природой, с космосом, пережить состояние волшебника, человека, для которого нет ничего невозможного.
Быть феей – значит несокрушимо верить в себя, в силу своей мысли, в могущество «тонких» психических  энергий, в свое божественное происхождение».

ІІІ   Практическая работа

Слайд 9. Что нам потребуется для работы?

Рассмотрев как следует куклу Фею то мы увидим, что она состоит из таких узлов:

  • Голова;
  • Платье;
  • Ладошки.

Мы должны подобрать  ткань для головы (х/б плотного переплетения), ладошки будут из такой же ткани; платье желательно из тканей светлых тонов, но не прозрачных.
Можно использовать отделочные элементы: кружево, шитье, ленту, тесьму;
Отделочные детали: жабо. Воланы, рюши, оборки;
Можно применить вышивку,  бисер, вязание на спицах и крючком…

Слайд 10. Феи  2009 года

Посмотрите внимательно и скажите:  какие отделочные элементы и детали девочки применили в своих работах?

Слайд 11. Приготовить выкройки

Выбор материала для раскроя.  Подготовка выкроек к раскрою:

  • голова – 1 деталь,  затылок – 2 детали,
  •  туловище – рубашка (платье) – 2 детали,  ладошки – 4 детали.

Задание. Используя кальку перевести выкройки с листа, подписать и вырезать. Все вырезанные и подписанные выкройки вложить в конверт.

При выполнении задания вспомнить  «Технику безопасности  при работе с ножницами»фронтальный инструктаж.

ІV.   Анализ работы

Завершение урока – подведение  итогов

Домашнее задание

Продумать, каким будет наряд куклы, наряд для волшебницы?
Подготовить ткани для головы, ладошек, платья; также отделочные элементы и детали.
К пошиву принести:  приготовленные в конверте выкройки; нитки для сметывания, сшивания, иглу с ушком для работы с тканью в игольнице; для вышивки лица подобрать нитки для вышивки глаз, носа, бровей, губ; Подготовить вату, шерстяные нитки для паричка (можно распущенные из старого изделия).

Используя  Презентацию 2,  часть 2 «Театральная кукла на руку.  Фея – мастер класс» и Приложение 1 (технологическая карта выполнения игрушки с использованием вышивки) необходимо познакомить учащихся с предстоящим  планом работы по данному  проекту, для общего представления, по изготовлению игрушки Фея.
В Приложении 2 дается Тематический план к модулю «Театральная кукла на руку», рассчитан на 12 часов.

Используемая литература:

1. «Технология 6 класс» – Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под ред. И.А. Сасовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 224 с.: ил.
2. А.В.Ефимова «Работа с мягкой игрушкой в начальных классах». Из опыта работы. Москва. «Просвещение» 1978 г. (стр 162 Куклы на руку для самодеятельного театра, мальчик Петя);
3. Надежда Огненко «Волшебная сила сказки: осуществление мечты и полцарства в придачу. Игра «Дворец желаний» СПБ.;  Речь, 2008 г.
4. Я.А. Рожнев Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2001, 2-е изд., – М., «Просвещение», 1988 г.