Цели:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с историей перчаточной куклы; с кукольником С.В.Образцовым (он создал первый в Москве театр кукол);
- подготовить материалы для изготовления игрушки;
- подготовка выкроек для работы.
- Развивающие: способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к данной теме.
- Воспитательные: способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности.
- Профессиональные: познакомить учащихся с профессией кукольника.
Тип и вид урока: комбинированный урок (формирование умений и навыков, приобретение учащимися новых знаний).
Методы и приемы (формы) обучения: объяснительно-иллюстративный.
Наглядные пособия: готовая театральная кукла – как образец работы.
Дидактический материал: листы с выкройками деталей куклы, технологическая карта выполнения игрушки с использованием вышивки (Приложение 1).
МПС: история .
ТСО: компьютер, мультимедийное устройство,
Инструменты и приспособления: ножницы, пяльцы, нитки мулине, образцы тканей, копировальная бумага, калька, х/б ткань плотного переплетения.
Содержание урока:
Теоретическая часть. Куклы, какими они бывают? Из истории перчаточной куклы петрушки. Театр кукол Сергея Владимировича Образцова. Идея, которую мы выбрали: работа с куклами: лиса, мышь, фея и использование волшебного сундучка.
Практическая работа. Выбор материала для раскроя. Подготовка выкроек к раскрою: голова – 1 деталь, затылок – 2 детали, туловище – рубашка (платье) – 2 детали, ладошки – 4 детали.
ХОД УРОКА
І. Актуализация
Задача: Разработать и сделать игрушку на руку для кукольного театра.
– Давайте вспомним, какие проекты мы с вами
выполняли в пятом и шестом классе?
По Кулинарии: проект Завтрак; проект
приготовления ужина; по изготовлению изделия
это…
А что такое проект? Это идея и замысел
воплощенная в жизнь! Наша идея – игрушка!
Что такое игрушка? Традиции изготовления игрушки
уходят корнями в далекое прошлое, они были
известны у многих народов в разных районах мира.
Работа над игрушкой очень увлекательна. Она
требует фантазии, изобретательности,
наблюдательности, умения подмечать характерные
черты животных и людей, видеть их образ.
Никогда готовая игрушка, даже являющая чудеса
промышленной техники, не заменит ту, что сделана
своими руками.
Наша задача: разработать и сделать
игрушку для кукольного театра.
Слайд 2. Какими бывают театральные куклы?
- Кукла – костюм для артиста (для изготовления потребуется много материала);
- Пальчиковые куклы (движения ограничены);
- Марионетка (нужно ею управлять);
- Плоская картонная кукла театра теней (самая простая в изготовлении);
- Кукла на руку (то, что надо).
Слайд 3. Игрушка – петрушка перчаточная кукла (краткая история).
Какими были представления перчаточной куклы
России? К концу 19 века русские народные
кукольники владели, как правило техникой двух
видов кукольного театра: театра кукол на нитках
(«марионеток») и театра перчаточных кукол
(«петрушек»). Сохранилось много описаний этих
уличных представлений.
В конце 19 века петрушечники обычно объединялись
в пары с шарманщиками с утра до позднего вечера
ходили кукольники с места на место, повторяя за
день по многу раз историю похождения Петрушки –
она была не велика, и все представление длилось
20-30 минут. Сергей Владимирович Образцов в своей
книге «По ступенькам памяти» вспоминает, как
ребенком видел представление Петрушки: « Над
ширмой появилось то самое, что пищало – петрушка.
«… Я вижу его в первый раз в жизни. Смешной.
Непонятный. Большой нос крючком, большие
удивленные глаза, растянутый рот. Красный колпак.
Появился и запел тем же нечеловеческим писклявым
голосом».
Положение Петрушки ухудшилось когда началась
первая мировая война. Голод и разруха охватили
Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка
катастрофически быстро терял своих зрителей.
И чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники все
чаще начинают играть свою комедию перед
«благовоспитанной» детской аудиторией.
Их приглашают на детские праздники, новогодние
елки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в
таких условиях текст и действие многих сцен
неизбежно менялись. Петрушка становился почти
пай – мальчиком. Лишившись главных черт своего
характера, утратив остроту ситуаций, он захирел и
скоро стал никому не нужен.
Его попробовали возродить, но его «данные» не
соответствовали духу и характеру этих
спектаклей, и его пришлось заменить другими
героями. История Петрушки на этом
закончилась.
Слайд 4. Сергей Владимирович Образцов создал первый в Москве театр кукол, сейчас это целый дом театра кукол на Садовом кольце (на сайте С.В.Образцов можно посмотреть на этих чудесных кукол).
В 1931 году, молодому артисту, певцу и художнику
Сергею Образцову поручили создать кукольный
театр. Работали в нем тогда всего 12 человек, и
была у них машина – фургон, в которой артисты и
куклы разъезжали по школам и московским дворам,
давая представления прямо на улице.
Вскоре театр уже знала любила вся Москва.
Артистов стало гораздо больше, а кукол скопилось
видимо – невидимо. Ведь для каждого спектакля
нужно изготовить от 80-100 персонажей. Тогда театру
дали целый дом. Сейчас этот театр на Садовом
кольце в Москве.
8 мая 1992 года С.В.Образцова не стало (умер в свои 91
год). За свою жизнь он поставил 61 спектакль. И
многие из них по-прежнему живут – ведь кукольная
жизнь дольше человеческой. А мастера театра
делают новых кукол, режиссеры ставят веселые
спектакли, и артисты-кукловоды заставляют
маленьких и больших зрителей задумываться,
грустить, но чаще – хохотать.
Слайд 5. Необычные часы на здании дома театра кукол.
Каждый день в 12 часов распахиваются узорные ставни всех двенадцати окошек и показываются все жильцы теремка – начинается маленький спектакль.
Слайд 6. Идея
В этой кукле работает вся рука кукловода. Кукла может выполнять много движений.
ІІ. Куклы в действии
Работа с куклами: лиса, мышь, фея и использование волшебного сундучка.
1-я кукла – Лиса.
Загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – вот краса!
А зовут меня …(лиса).
Я веселая Лисичка,
Я лисичка – всем сестричка,
Хвостище рыжий у меня,
Посмотри, как хороша.
Я на праздник так спешу.
Опоздать я не хочу.
Игры, пляски там, веселье
И хорошее настроение!
2-я кукла – Мышь.
Загадка:
Живет в норке,
Грызет корки.
Короткие ножки
Боится кошки.
Лиса:
Мышка, мышка, что не спишь,
Что соломою шуршишь?
Мышь:
Я боюсь уснуть сестрица,
Кот усатый мне приснится!Посмотрите, а что это такое красивое?
Наверное, это волшебный сундучок!
Но, что же там внутри?
Давайте поскорее посмотрим!Вот так ларчик, вот так чудо!
Посмотреть, ей – ей, не худо.
Но лишь крышку я открыла –
В изумлении застыла.
Злато, камни, самоцветы
Драгоценные монеты?
(Открываем сундучок)
Это я, знакомься Фея
Есть хорошая затея!
Подарю тебе кольцо,
Попадешь ты на крыльцо
Распрекрасного строенья
И замрешь от удивленья!
Слайд 7. Дворец Мечты.
– Дворец мечты огнем сверкает,
Там чудной сказке нет конца.
Все, что душа твоя желает,
Найдешь ты в комнатах дворца!
Слайд 8. Добрая, добрая сказка
– Давайте вспомним сказки, где есть Фея.
Сказка про заколдованное царство… Девушка
уколола палец веретеном и уснула на 100 лет. Фея
усыпила все вокруг; заморозила, пока не придет
принц и своим поцелуем не разбудит принцессу.
Золушка – сказка детства.
Появилась фея!
«…Ты тоже поедешь на бал! – воскликнула она и
взмахнула волшебной палочкой.
И тут же большая тыква превратилась в карету,
мыши в коней, а крыса – в кучера.
Потом фея слегка прикоснулась волшебной
палочкой к старенькому платьицу, и оно
превратилось в чудесный наряд из парчи».
«А еще фея подарила Золушке волшебные туфельки.
Когда у золушки появилась тетушка фея, в ее жизни
случились большие перемены. И роскошный наряд
появился, и карету подали, и прекрасный принц, как
по мановению волшебной палочки.
Что такое фея – воздушное существо, природный
дух, наделенный магической силой, волшебница! Фея
– прекрасное звездное существо!
Феи олицетворяют магические экстрасенсорные
способности, живущие в глубинах души каждого
человека. Ощутить себя феей – значит
почувствовать связь с природой, с космосом,
пережить состояние волшебника, человека, для
которого нет ничего невозможного.
Быть феей – значит несокрушимо верить в себя, в
силу своей мысли, в могущество «тонких»
психических энергий, в свое божественное
происхождение».
ІІІ Практическая работа
Слайд 9. Что нам потребуется для работы?
Рассмотрев как следует куклу Фею то мы увидим, что она состоит из таких узлов:
- Голова;
- Платье;
- Ладошки.
Мы должны подобрать ткань для головы (х/б
плотного переплетения), ладошки будут из такой же
ткани; платье желательно из тканей светлых тонов,
но не прозрачных.
Можно использовать отделочные элементы: кружево,
шитье, ленту, тесьму;
Отделочные детали: жабо. Воланы, рюши, оборки;
Можно применить вышивку, бисер, вязание на
спицах и крючком…
Слайд 10. Феи 2009 года
Посмотрите внимательно и скажите: какие отделочные элементы и детали девочки применили в своих работах?
Слайд 11. Приготовить выкройки
Выбор материала для раскроя. Подготовка выкроек к раскрою:
- голова – 1 деталь, затылок – 2 детали,
- туловище – рубашка (платье) – 2 детали, ладошки – 4 детали.
Задание. Используя кальку перевести выкройки с листа, подписать и вырезать. Все вырезанные и подписанные выкройки вложить в конверт.
При выполнении задания вспомнить «Технику безопасности при работе с ножницами» – фронтальный инструктаж.
ІV. Анализ работы
Завершение урока – подведение итогов
Домашнее задание
– Продумать, каким будет наряд куклы,
наряд для волшебницы?
Подготовить ткани для головы, ладошек, платья;
также отделочные элементы и детали.
К пошиву принести: приготовленные в конверте
выкройки; нитки для сметывания, сшивания, иглу с
ушком для работы с тканью в игольнице; для
вышивки лица подобрать нитки для вышивки глаз,
носа, бровей, губ; Подготовить вату, шерстяные
нитки для паричка (можно распущенные из старого
изделия).
Используя Презентацию 2,
часть 2 «Театральная кукла на руку. Фея –
мастер класс» и Приложение 1
(технологическая карта выполнения игрушки с
использованием вышивки) необходимо познакомить
учащихся с предстоящим планом работы по
данному проекту, для общего представления, по
изготовлению игрушки Фея.
В Приложении 2 дается
Тематический план к модулю «Театральная кукла на
руку», рассчитан на 12 часов.
Используемая литература:
1. «Технология 6 класс» – Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. Под ред. И.А.
Сасовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007.
– 224 с.: ил.
2. А.В.Ефимова «Работа с мягкой игрушкой в
начальных классах». Из опыта работы. Москва.
«Просвещение» 1978 г. (стр 162 Куклы на руку для
самодеятельного театра, мальчик Петя);
3. Надежда Огненко «Волшебная сила сказки:
осуществление мечты и полцарства в придачу. Игра
«Дворец желаний» СПБ.; Речь, 2008 г.
4. Я.А. Рожнев Методика трудового обучения с
практикумом в учебных мастерских: Учебное
пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2001, 2-е
изд., – М., «Просвещение», 1988 г.