Краткая характеристика урока
Тип урока по дидактической цели: урок закрепления пройденного материала с расширением представлений учащихся о практическом проявлении физических явлений в окружающей действительности.
Вид урока:
- по классической типологии: комбинированный с использованием ТСО;
- по нетрадиционным типам: интегрированный урок (физика+биология).
Цель урока: дальнейшее формирование и закрепление научных понятий:
- электрическое и магнитное поле;
- взаимосвязь между электрическим и магнитным полем;
- влияние электромагнитных полей на живые организмы.
Задачи урока:
Образовательные:
а) контроль усвоения основных понятий, актуализированных на предыдущих занятиях (электромагнитная волна, скорость распространения ЭМВ, взаимосвязь электрических и магнитных полей, превращение различных видов энергии);
б) продолжение формирования умений применять полученные знания на практике.
Воспитательные:
а) содействовать формированию таких мировоззренческих понятий, как причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы;
б) формирование на уроке сознательной дисциплины, основанной на интересе к предмету, уважении мнения товарищей, взаимопомощи;
в) повышение экологической грамотности учащихся.
Развивающие:
а) дальнейшее формирование и развитие умений выделять и запоминать главное, проводить сравнение и обобщение, делать выводы;
б) развитие способности к критическому мышлению;
в) развитие внимания, монологической речи;
г) формирование умения работать в группе.
Психолого-педагогические: создание доброжелательной психо-эмоциональной атмосферы на уроке, повышение у учащихся самооценки, уверенности в себе.
Форма обучения: фронтально-индивидуальная.
Методы обучения: обучающе-иллюстративный:
- словесный (фронтальный опрос, ответы учащихся в письменной форме, сообщения учащихся);
- наглядный (демонстрация эксперимента, использование компьютерной установки);
- практический (установление связи физических явлений с биологическими процессами в организме человека);
- критического мышления (работа с текстом в группах).
Средства обучения: презентация материала урока, стимульный печатный материал, электроскоп.
Деятельность учащихся на уроке:
- репродуктивная (при выполнении самостоятельной работы);
- продуктивная (поиск информации для тезисов в ходе прослушивания индивидуальных сообщений учащихся);
- творческая (работа в группах с печатным материалом по методике “перепутанные логические цепочки” и в ходе выполнения домашнего задания по методу “кластера”).
Методы контроля:
а) индивидуальный (при выполнении самостоятельной проверочной работы и сообщении учащимися дополнительного материала);
б) отсроченный (в ходе выполнения самостоятельной проверочной работы, составлении тезисов и по результатам выполнения домашнего задания).
Кто решится утверждать, что мы знаем
всё,
что может быть познано?
Г. Галилей
Тема урока: “Влияние электромагнитных колебаний на живые организмы”.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный | Cообщает план урока | Подготовка к уроку. Актуализация внимания. Слушания |
Подготовка к основному этапу урока | Диктует вопросы проверочной работы | Индивидуальный поиск и фиксирование ответов на вопросы |
Основная часть урока | Вступительное слово о
взаимосвязи электрических и магнитных полей, об
их влиянии на живые организмы; демонстрирует опыт по разрядке электроскопа вблизи включенного монитора компьютера; демонстрирует слайд презентации с эпиграфом и темой урока; организует индивидуальные выступления учащихся (подготовлены заранее) по темам: а) электромагнитные поля сотовых телефонов; б) электромагнитные поля бытовой техники; в) персональный компьютер; организует работу с текстом по группам, используя метод критического мышления; обращает внимание на требования к работе, зафиксированные на слайде презентации
|
Слушают; обсуждают совместно с учителем эпиграф; записывают тему урока в тетрадях; наблюдают опыт и обсуждают его результат; слушают сообщения; смотрят слайды презентации; фиксируют тезисы в тетрадях; осуществляют работу в группах (анализ и синтез печатного материала); представитель группы озвучивает текст, обосновывая логику и последовательность содержания. |
Закрепление материала | обобщает и анализирует проблему
влияния электромагнитных полей на живые
организмы; раздает информационные памятки о магнитных полях бытовых приборов |
участвуют во фронтальном обсуждении |
Домашнее задание | сообщает домашнее задание: составление схемы (кластера) по материалам тезисов | записывают задание |
Заключительный этап. Подведение итогов | обобщает работу на уроке; комментирует полученные учащимися отметки, предупреждает о том, что результаты проверочной работы будут оглашены на следующем уроке |
Текст проверочной работы в ходе подготовки к основному этапу урока.
1. Дайте определение электромагнитным волнам.
2. Каковы основные положения электромагнитной теории Максвелла?
3. С какой скоростью распространяется электромагнитное взаимодействие в вакууме?
4. Можно ли выбрать систему отсчета, в которой обнаруживалась бы только магнитная или только электрическая составляющая электромагнитной волны?
5. Какое преобразование энергии происходит при работе телефона?
Текст информации для работы в группах по методике “перепутанные логические цепочки” (прием “критического мышления”).
Как показали экспериментальные исследования английских учёных, микроорганизмы, обитающие в воде плавательных бассейнов, уничтожаются гораздо интенсивнее, если перед введением в воду хлора предварительно обработать её магнитным полем.
Их опыты проводились так.
Два аквариума вместимостью 25 л были наполнены водой из бассейна.
Один из них служил контрольным, а в другой вода попадала, пройдя сначала через трубу с закрепленными на ней тремя постоянными магнитами.
Проанализировав пробу этой воды и сравнив её с контрольной, исследователи установили, что намагниченная вода сама по себе не оказала на микроорганизмы никакого действия.
Но когда в неё добавили хлор в такой же концентрации, как в контрольном аквариуме, то кишечных палочек оказалось на треть меньше.
Кроме того, уровень содержания хлора падал в обычной воде на 20% быстрее, чем в намагниченной.
В настоящее время ученые выясняют причину этих явлений.
* Текст необходимо разрезать на отдельные абзацы, разложить в перепутанном виде. Каждая группа получает пакет с набором абзацев, чистый лист формата А4, клей. Участникам группы предлагается совместными усилиями определить логику материала с последующей его структуризацией на чистом листе бумажного носителя. Затем следует озаглавить текст и в устной форме обосновать свой подход к изложению материала.
Информационная памятка “ Магнитные поля бытовых приборов” (в конце урока учитель выдает ее каждому ученику).
Безопасный уровень – 0,2 мкТл.
Кофеварка – 0,12 мкТл;
фен – 0,1 мкТл;
утюг – 0,3 мкТл;
электрокамин – 0,4 мкТл;
стиральная машина – 0,3 мкТл.