Создание композиции на тему "Рождение Вселенной" из точки

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: Выполнить композицию на тему “Рождение Вселенной”.

Задачи:

1. Познакомить со следующими средствами композиции: ритм, пятно, линия, композиционный центр.

2. Развивать творческие способности детей, художественное воображение и фантазию.

3. Воспитывать интерес к народной и мировой культуре.

Оборудование для учащихся: Бумага (формат А3 или А4), карандаш, ластик, краски (акварель, гуашь), тушь, кисть, палитра.

Оборудование для учителя: Методические пособия, репродукции картин.

План урока

1. Приветствие, организация рабочего места учащихся.

2. Рассказ учителя, объяснение материала, сообщение творческой задачи, поставленной перед учениками.

3. Варианты и способы выполнения композиции.

4. Практическая работа учащихся.

5. Подведение итогов урока.

Сценарий урока

– Здравствуйте, ребята! Проверим, все ли готово для нашего урока. У всех есть бумага, карандаш, ластик? Сегодня мы будем выполнять композицию материалами по выбору: фломастерами, красками, тушью. Всем этим вы воспользуетесь, когда начнется практическая работа, а пока прослушаем объяснение. Тема нашей композиции – “Рождение Вселенной”.

– Вопрос о происхождении Вселенной испокон веков волнует человека. В мифах и сказках народов мира присутствует тема рождения мира из яйца, из частицы земли со дна океана, и т. п. Например, в древнегреческих мифах описан Хаос-бездна, где обитали Ночь и туман. Сгустившийся туман принял форму яйца, которое раскололось надвое, образовав Небо и Землю.

В мифах древней Индии из тьмы первозданного Хаоса прежде иных творений возникли воды. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Поскольку не было ни солнца, ни луны, ни звезд, нечем и некому было отмерять время, не было года; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в безбрежном и бездонном океане. Через год плавания из Золотого Яйца возник прародитель Брахма и разбил яйцо: верхняя половина Яйца стала Небом, нижняя - Землей, а между ними - воздушное пространство.

Существует ряд сказок, в которых все начинается с точки. Из боба (или желудя) вырастает сказочное дерево, по которому можно добраться до небес и попасть в волшебную страну. В русской народной сказке “Медное, серебряное и золотое царства”, наоборот, целое царство можно спрятать в клубок или шарик, а потом снова развернуть.

А что говорят современные ученые о возникновении мира? Последние научные данные позволили сделать вывод, что наша Вселенная родилась примерно 15 миллиардов лет назад в результате Большого взрыва. Впервые термин “Большой взрыв” применил Фред Хойл в 1949 г. Согласно теории Большого взрыва, в самом начале вся материя Вселенной была сосредоточена в компактной области, из которой и начала свой разлёт. Первое подтверждение факта взрыва пришло в 1964 году, когда американские радиоастрономы Р. Вильсон и А. Пензиас обнаружили реликтовое электромагнитное излучение. Именно это открытие, неожиданное для ученых, убедило их в том, что Большой взрыв действительно имел место, и поначалу Вселенная была очень горячей.

Теория Большого взрыва значительно изменила представления человека о космосе. Если раньше считалось, что Вселенная бесконечна, то теперь найден определенный ее предел. При этом ученые продолжают именовать ее бесконечной, и они правы. Дело в том, что согласно выкладкам современной науки любая бесконечность конечна, поэтому и космическое пространство имеет границы.

– А теперь начнем рисовать композицию на тему “Рождение Вселенной”.

Для этого представим себе возможные способы создания композиции из точки.

С чего начинается работа над композицией? Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже необходимо задуматься, как ее расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от положения точки на плоскости. Это – сюжетно-композиционный центр нашего рисунка.

Важная роль в композиции отводится фону, пространству, в котором происходит действие.

1. Представим, что точка столкнулась с плоскостью листа и разлетелась брызгами, как капля, ударившаяся о воду. Пример: уроним кляксу туши на лист бумаги. Увеличим количество точек. Пример: песчинка – песчаный пляж, звездочка – ночное небо, усыпанное созвездиями.

Чередование элементов в определенной последовательности задает ритм, с помощью которого можно передать движение.

Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении.

2. Превратим точку в линию, а затем – в пересечение линий. Из самого малого зернышка появляется росток, а потом вырастает огромное дерево.

Направление линий рисунка подчеркивает движение. Пример: дуем на кляксу туши в разных направлениях. Затем дорабатываем то, что получилось.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.

– Теперь наступила очередь практического выполнения нашего задания.

Пусть каждый из вас попробует изобразить рождение нового мира из точки одним из предложенных способов.

Можно сделать карандашный набросок и продолжить выполнение композиции красками.

Желающие могут выполнить композицию графически, например, фломастером, или с помощью трубочки дуть на каплю туши, как было показано при объяснении.

 

Композиция может быть как абстрактной (пример – репродукции картин С.Н.Рериха “Тонкий мир” и К.Малевича “Черный круг”), так и изобразительной (пример – репродукции картин Н.Рериха “Под благодатным небом” и С.Н.Рериха “Поднималась луна…”)

(Приложения 1, 2, 3, 4)

Пока рисуем, попробуем придумать название своей композиции. Оно может быть сказочным, фантастическим или даже научным.

Подведение итогов урока. Просмотр выполненных рисунков, обсуждение: какими средствами художественной выразительности удалось воплотить свой творческий замысел. Примеры выполненных работ – <Рисунок 5>, <Рисунок 6>, < Рисунок 7>.

Список используемой литературы

  1. Е. Медкова. Уроки Кандинского. Газета “Искусство” №1/2010.
  2. Мифы народов мира. М.: “Советская энциклопедия”, 1991 г.
  3. Мифологический словарь. Ленинград: “Учпедгиз”, 1961 г.
  4. Сказки народов мира. М.: “Детская литература”, 1987 г.
  5. Стивен Хокинг. Мир в ореховой скорлупке. – Спб.: “Амфора”, 2007 г.