Аннотация
Одним из необходимых условий стимулирования интереса учащихся к обучению является создание ситуаций успеха на уроках. Одной из таких ситуаций является предоставление учащимся возможности самостоятельно планировать и оценивать свою учебную деятельность. Учитель ,в данном случае, является организатором учебного процесса с помощью дополнительных средств обучения. Одним из действенных средств обучения учащихся планировать свою учебную деятельность является дневник успешности. С помощью данного дневника учащиеся планируют свою учебную деятельность по конкретной теме и самостоятельно анализируют и оценивают её.
В рамках настоящей статьи представлен урок химии, с описанием применения дневника успешности учащихся по химии.
Рассмотрим цели и задачи использования учащимися этих дневников подробнее.
Вводная часть и новизна
Целью ведения дневников успешности для учащихся является обучение самостоятельно планировать свою учебную деятельность при изучении химии.
Для учителя целью планирования с учащимися учебной деятельности является составляющей цели самого образовательного процесса, который он организует , а именно, учитель выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития ученика. Таким образом, учитель с помощью обучения учащихся планировать собственную успешность организует через использование на уроках данного дневника развитие способностей к обучению каждого учащегося.
В связи с настоящими целями, перед учителем возникают следующие задачи:
1) Подбор для каждой группы учащихся наиболее целесообразных ситуаций успеха.
2) Применение дневника успешности во время урока в качестве средства обучения.
3) Научение учащихся планировать собственную успешность на уроках.
Экспериментальная часть, анализ, обобщение и разъяснение собственных данных
Для дневника успешности по химии была разработана следующая структура:
Титульный лист учащихся подписывает, указывая свои ф.и.о., класс или группу.
Следующий лист посвящён небольшому описанию по использованию данного дневника.
Затем идут бланки, которые учащиеся заполняют по мере необходимости, выглядят они следующим образом:
ИТОГИ МОЕЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ
Дата_____
Тема урока_________________________________
Заполните, пожалуйста, таблицу: поставьте галочку в строке в том столбике, который соответствует результатам Вашей работы на данном уроке.
№ задания | Выполнил/ла самостоятельно | Выполнил/ла, обратившись к помощи друга или учителя | Не смог/ла выполнить |
№ 1 | |||
№ 2 | |||
№ n |
Поставьте себе оценку за работу на уроке
Составьте план действий, по дальнейшему изучению темы:
№ задания, которое я не смог/ла выполнить | Запишите, какой параграф вам нужно прочитать, чтобы лучше понять задание | Запишите Ваши вопросы по заданию | Определите, когда Вы придёте к учителю чтобы задать данные вопросы |
№1 | |||
№2 | |||
№ n |
В качестве примера использования дневника успешности, рассмотрим подробных ход урока химии.
Тема урока: Виды изомерии органических веществ.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Обучающая:
- организовать деятельность учащихся по изучению следующих понятий изомерия и изомеры;
- научить различать виды изомерии и приводить к каждому из них по 2-3 примера;
- научить строить и называть различные виды изомеров.
Развивающая: развивать рефлексию, коммуникативные способности, продолжать формировать основные общеучебные умения и операции мышления (анализ, синтез, сравнение, систематизация).
Воспитывающая: продолжать воспитывать качества личности – целеустремлённость, сила воли, настойчивость в достижении цели, коммуникабельность, взаимовыручка.
Средства обучения: дневник планирования учебных достижений по химии, учебники, справочники, средства ТСО.
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | ||||||||||||
Организационный момент. | Организация учащихся на роботу. Создание благоприятного психологического климата, пожелание учащимся успеха в их работе. |
Подготовка к уроку. | ||||||||||||
Организация изучения новых знаний и способов действий. | Учитель представляет внимаю
учащихся краткий опорный конспект урока, заранее
приготовленный на доске (или же в виде слайдов,
если в классе имеется медиа-проектор). В данном конспекте имеются только те определения, которые необходимо зафиксировать. Изомерия, изомеры, схема: виды изомерии. Учитель поясняет данный конспект, привлекая необходимые средства наглядности, приводит примеры и т.д. Особенность пояснения данного конспекта учителем состоит в том, что учитель излагает информацию в форме вопросов и ответов, мотивирует учащихся, к новым вопросом, выходящим за рамки написанного на доске. Данные вопросы со стороны учащихся будут являться прообразами целей настоящего урока. Затем, учитель предлагает учащимся открыть дневники планирования учебных достижений и зафиксировать цели изучения данной темы.
После записи целей учитель снова обращает внимание учащихся на конспект и просит его переписать. |
Учащиеся слушают рассказ
учителя, фиксируют в дневниках успешности: - тему урока, - цели изучения данной темы. Далее, в рабочих тетрадях, фиксируют конспект. Задают учителю возникающие вопросы. |
||||||||||||
Отработка новых знаний и способов действий. | Учитель предлагает учащимся
организовать группы по 3-4 человека. Далее, ученикам предоставляются карточки с заданиями различного уровня сложности. Номера заданий и номер карточки учитель просит записать в дневник в соответствующие графы имеющейся в нём таблицы. Учитель обращается к учащимся с пожеланием успеха перед выполнением работы и объясняет им, что результаты этой работы им предоставляется возможность оценить самостоятельно, с помощью дневника. Для этого им необходимо только заполнить небольшую табличку.
Поставьте себе оценку за урок_______ Что необходимо сделать, чтобы её исправить. После данных инструкций ,учитель просит учащихся приступать к решению заданий. |
Учащиеся организуют группы. Выбирают карточки с заданиями. Слушают пояснения к работе учителя. Выполняют задания. Оценивают свою работу на уроке с помощью дневника планирования учебных достижений. |
||||||||||||
3) Рефлексия. | Учитель предоставляет учащимся
правильные варианты решения заданий. Отвечает на возникающие вопросы. Разбирает с учащимися наиболее сложные варианты заданий. Опрашивает учащихся ,как они оценивают свою работу на уроке, при этом, оценки, поставленные учащимися самим себе в дневниках планирования учебных достижений могут не озвучиваться, а озвучивается на сколько понятна учащимся изученная тема. Обсуждается вопросы, что необходимо сделать, чтобы улучшить результаты работы, таким образом, итогом урока становятся анализ и планирование учащимися в дневниках своей учебной деятельности. Стимулом же к такому планированию является противоречие между намеченными целями и достигнутыми результатами. |
Учащиеся проверяют выполненные
задания. Анализируют свою работу на уроке с помощью дневника успешности. Оценивают свою работу на уроке на рефлексивном уровне и планируют свою учебную деятельность. |
||||||||||||
4. Итоги урока. | Учитель предоставляет учащимся
домашнее задание на выбор по уровню сложности. Обязательным домашним заданием для всех учащихся, является самостоятельное планирование своих действий по исправлению полученных на уроке оценок. После урока учитель анализирует, на сколько успешно был проведён урок, как восприняли учебный материал учащиеся. Таким образом, учитель готовится к следующим урокам на более рефлексивном уровне. |
Выбирают домашнее задание по
уровню сложности заданий. Отмечают, если это необходимо, какие задания выполнить на уроке не удалась и фиксируют из в дневник успешности. Отмечают в дневнике маркером или галочкой необходимую таблицу, по которой дома будут составлять план дальнейшей работы. |
Необходимость применения на уроках химии дневника успешности обусловлена тем, что учащиеся, как правило, не верят в собственный успех, а по этой причине слабо проявляют самостоятельность, инициативность в учёбе.
Настоящий дневник является средством повышения уровня самоорганизации учеников , а также влияет на психологическое состояние учащихся на уроке, поскольку служит для обучения учащихся:
- целеполаганию;
- анализу результатов учебной деятельности;
- планированию учебной деятельности.
С помощью данного дневника, учащиеся в процессе обучения, сталкиваются с противоречиями между поставленными целями и достигнутыми результатами. Эти противоречия служат для учащихся необходимым стимулом к обучению на уровне личностной рефлексии.
Список литературы
- Магомедов П.Ш., Далгатов М.М. Теоретические модели профессионализма учителя и диагностика его успешности//Ярославский психологический вестник. Вып. 19. М.: -Ярославль: Изд-во РПО, 2006.
- Левитас Г.Г. Преодоление неуспешности, Москва, ИЛЕКСА, 2009.
- Юный химик 2- 2007, “Издательский дом МПА-ПРЕСС”.
- Колеченко А.К., Энциклопедия педагогических технологий, КАРО, 2008.