Цель: рассказать учащимся о жизни и научной деятельности Д.И. Менделеева. Повысить интерес к изучению химии.
Задачи:
- показать, в каких условиях происходила формирование личности Д.И.Менделеева, каковы истоки его нравственной и гражданской позиции;
- раскрыть результаты деятельности Д.И. Менделеева и пути их достижения, пользуясь высказываниями самого ученого и его современников, трудами биографов;
- воспитывать у учащихся чувство гордости за научный подвиг нашего соотечественника, который еще в прошлом веке сумел достичь огромных высот в научном познании;
- вызвать у учащихся интерес к истории химии и стремление передать полученную информацию товарищам.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме: «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева», готовы слайды к викторине по итогам урока.
Мероприятие, возможно организовать среди нескольких классов из параллели в актовом зале учебного учреждения.
Роли:
1) Д.И.Менделеев – студент.
2) рассказчик №1
3) Рассказчик № 2
4)Рассказчик № 3
5) «Профессор «(будет делать опыты).
6) Зрители, отвечающие на вопросы.
Сцена 1
Рассказчик 1: Здравствуйте, уважаемые
учителя, уважаемые ученики.
Урок посвящён 175-летию со дня рождения великого
русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева.
На этом уроке вы узнаете биографию Дмитрия
Ивановича, о важнейших его трудах, которые
являются наследием русской и мировой науки.
Сцена 2
На экране за спиной ученика-актёра,
появляется слайд с фотографией
семнадцатилетнего Дмитрия Ивановича Менделеева.
На сцену (или к доске) выходит студент с кожаным
чемоданом, одетый в чёрный костюм, важной деталью
которого является пиджак в виде фрака.
Выглядит он серьёзно, лицо выражает
напряжённое волнение, он собирается сдавать
экзамен.
Д.И.Менделеев (сам рассказывает о себе): На дворе 1850-й год. Я будущий студент – Дмитрий Менделеев. Сейчас я в Петербурге, собираюсь поступать в Главный педагогический институт, который когда-то закончил мой отец. Меня ждёт трудный путь. Мне 17 лет и я совсем один. Но, я справлюсь с горем. Мне поможет учёба, этот труд отвлечёт меня.
Уходит за кулисы или садится на место.
Рассказчик 1 (за кадром): Дмитрий
Менделеев был в семье 17-м ребёнком. Он родился 27
января 1834 года в Тобольске. Его отец к тому
времени дослужился до директора гимназии. Иван
Павлович – отец Менделеева страдал катарактой и
практически ослеп, когда Митя был ещё младенцем.
Заботы о большой семье легли на плечи матери.
Менделеевы переехали в сибирское село Аремзяны.
Там у брата Марии Дмитриевны Василия Дмитриевича
Корнильева, был небольшой стекольный завод.
Маленький Митя заворожено смотрел, как струя
разбавленного стекла превращается в различные
фигуры. Может быть, именно тогда он и увлёкся химией
– наукой о чудесных превращениях веществ?
В 1850 м году после окончания гимназии Дмитрий
отправился в Петербург для поступления на
естественное отделение Главного
педагогического института. Непривычный климат и
волнение подорвали здоровье его матери, и она
умерла, а отец умер ещё ранее. У старших братьев и
сестёр была своя жизнь …
Сцена 3
Рассказчик 2: Петербургская сырость и
напряжённая учёба сделали своё дело – у молодого
Менделеева обнаружили туберкулёз. Врачи,
отправили его в Крым, где его осмотрел сам Н.И.
Пирогов. И Дмитрий Иванович, к удивлению,
выздоровел. В 1855 году, не смотря на тяготы и
болезни, Менделеев закончил университет и
тут же принялся писать диссертации. Первая была о
свойствах веществ, вторая посвящена физике.
А потом Д.И.Менделеев отправился учиться дальше в
Германию. В город Гейдельберг. Там он сделал своё
первое важное открытие – доказал существование
температуры абсолютного кипения, при которой
вода мгновенно превращается в пар.
С 1861 года Дмитрий Иванович преподавал в
Петербурге. Его очень любили студенты, на лекциях
было порой столько народа, что не все помещались
в аудитории.
Вопрос к классу: Какое открытие
Д.И.Менделеева изучают все школьники? (Ответ
класса: Периодический закон Д.И. Менделеева.)
– Сформулируйте его. (Ответ класса: Свойства
атомов и образуемых ими простых и сложных
веществ находятся в периодической зависимости
от величины их атомных масс.)
Рассказчик 2: (продолжает) Сегодня
мы знаем, что Дмитрий Иванович Менделеев открыл
периодический закон, ещё до того как было
известно сложное строение атома.
Слайд – строение атома.
Рассказчик 3: Это планетарная модель атома или модель Резерфорда. Суть планетарной модели строения атома можно свести к следующим утверждениям:
1. В центре атома находится положительно
заряженное ядро, занимающее ничтожную часть
пространства внутри атома. (Указкой студент
указывает на ядро).
2. Весь положительный заряд и почти вся масса
атома сосредоточены в его ядре, которое состоит
из положительно заряженных протонов и не имеющих
заряда частиц – нейтронов.
3. Вокруг ядра вращаются электроны. Их число равно
положительному заряду ядра.
Периодический закон был открыт в 1869 году, а
модель атома, значительно позже – в 1911-м. После
открытия сложного строения атома справедливость
периодического закона была доказана полностью.
Сцена 4
Выходит Дмитрий Иванович Менделеев:
«Вам уже рассказывали, что я был учителем? Я хотел бы провести у вас небольшой урок». На экране появляются слайды с вопросами:«Я проверю ваши знания по периодической системе химических элементов».
1) Что лишнее в этом списке? Почему?
а) K, Na, Li, B.
Ответ: а) лишний – бор, т.к. он не относится к щелочным металлам.
2) А что лишнее в этом списке? Почему?
б) Cl, Br, I, S.
Ответ: б) лишняя – сера, т.к. она не относится к галогенам
3) Хорошо, а в этом списке?
в) He, Ne, Ar, O.
Ответ: в) лишний – кислород, т.к. он не относится к инертным газам.
4) Какое из перечисленных веществ проявляет наиболее ярко выраженные металлические свойства Li, Cs, Na?
Ответ: Цезий!
5) Какое из перечисленных веществ проявляет наиболее ярко выраженные неметаллические свойства F, I, Cl?
Ответ: Фтор!
6) Почему свойства элементов изменяются периодически?
Ответ: Причина в том, что периодически повторяется сходное строение атомов химических элементов.
Д.И.Менделеев: Молодцы! Хорошо знаете мою систему! Учитесь дальше на отлично!
Сцена 5
Рассказчик 3: Широко известно, что таблица привиделась Дмитрию Ивановичу во сне. Но, возможно, эту легенду он выдумал для надоедливых журналистов.
Д.И. Менделеев: Я над ней может, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово! (Смеётся и уходит.)
Рассказчик 3 (продолжает): Менделеев
рискнул не просто расположить элементы по
порядку возрастания их масс, но и оставить пустые
места в таблице для будущих, ЕЩЁ НЕ открытых
элементов!
Эти элементы он назвал «экаалюминием»,
«экабором» и «экасилицием», описав заранее их
атомный вес и свойства.
В 1875 г француз Лекок де Буабодран обнаружил новый
элемент – галлий. По свойствам он в точности
совпал с «экаалюминием» Менделеева. Потрясённый
этим фактом Буабодран стал горячим сторонником
периодической системы, к нему присоединились и
другие учёные.
В лабораториях Европы закипела работа по поиску
новых элементов.
В 1879 г. шведский химик Л.Нильсон открыл скандий, а
в 1886-м году немец К.Винклер – германий
(«экасилиций» Менделеева).
Результаты этих открытий Менделеев подытожил
в своём знаменитом учебнике « Основы химии».
17 февраля 1869 года Менделеев разослал учёным –
химикам разных стран печатную страничку, скромно
озаглавленную: «опыт системы элементов,
основанной на их атомном весе и химическом
сходстве».
Эта дата (1 марта по новому стилю) 1869 считается днём рождения периодического закона.
Сцена 6
Д.И,Менделеев: В общей сложности, я
написал 500 научных работ по химии и физике, о
технике и промышленности, об экономических
вопросах…Всё это стоило мне большого труда, но
мне было очень интересно этим заниматься.
Представьте себе, как только я стал профессором
Петербургского университета в 1865 году, в моей
квартире кипела культурная жизнь. У меня в гостях
бывали интереснейшие люди – мой учитель
Воскресенский, и Зинин –великие химики.,
живописцы И.Крамской, Куиджи, Репин. И многие
другие.
Было у меня и увлечение – я изготавливал
чемоданы и рамки для портретов.
Рассказчик 3: Однажды, выбирая в лавке
нужный товар, Дмитрий Иванович услышал за спиной
вопрос одного из покупателей, который
поинтересовался:
«Кто этот почтенный господин?» «Таких людей
знать надо, – с уважением в голосе ответил
приказчик. – Это же чемоданных дел мастер
Менделеев!»
Вопрос к классу, знаете ли вы, что ещё открыл
Д.И.Менделеев?
Все рассказчики и учитель выходят на сцену и по очереди перечисляют труды Дмитрия Ивановича:
1) Написал учебник «Основы химии». По нему
учились тысячи учёных, в том числе В.И.Вернадский
и К.А.Тимирязев.
2) Первым установил оптимальную концентрацию
спирта в воде – 40 градусов. А в 1895 году он вошёл в
комиссию по упорядочению производства крепких
напитков, которая, в самом деле, занималась
качеством водки.
3) Изобрёл бездымный порох в 1890 г.
4) Был консультантом Морского министерства и сам
разработал прект ледокола и собирался сам плыть
на нём в Антарктиду.
5) Летал в 1874 году на воздушном шаре во время
солнечного затмения.
6)Изучал нефтяные месторождения в Баку и Америке.
Предсказал, что нефть станет главным богатством
России.
Рассказчик 3 (дополняет): После
Д.И.Менделеева остались его труды и его дети, –
которые тоже много работали. Их было семеро,
знаменитый сын Василий – инженер, изобрёл модель
танка, которая так и называлась – танк
Менделеева. Сын Владимир – инженер, помогал
отцу уточнять атомные веса элементов и
математически доказывать периодический закон.
Его дочь Любовь навсегда вошла в историю – под
псевдонимом «Прекрасная дама». Это та самая
прекрасная дама из цикла стихотворений
знаменитого поэта Александра Блока. Любовь
Менделеева была его женой.
Итоги урока
Учитель: Периодическая система стала вечным памятником Менделееву. Сто первый элемент этой таблицы носит его имя – «Менделевий». Он был учёным, педагогом, замечательным семьянином и общественным деятелем, к мнению которого прислушивались все слои общества. При этом он не любил, когда его называли гением… «Трудился вот и стал гением» – говорил Дмитрий Иванович.
Пока жюри подсчитывает баллы за правильные ответы, посмотрите небольшой фильм о Д.И.Менделееве (Приложение 1), а также опыты, (Приложение 2). Победители награждаются почётными грамотами, компакт-дисками с вариантами вопросов к ЕГЭ и т.п.
Список литературы:
1. Л.Г.Волынова, Л.К.Сейдалиева, Химия.
Предметная неделя в школе. Планы и конспекты
мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007.
2. Макареня А.А., Рысев Ю.В. Менделеев Д.И.
Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1988;
3. Сомин Л.Е. Увлекательная химия. М.:
Просвещение, 1978;
4. Савина П.А. Я познаю мир (химия). (Детская
энциклопедия.) М.: АСТ, 1996.