Тема урока: "Величие научного подвига Д.И. Менделеева". 10–11-е классы

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: рассказать учащимся о жизни и научной деятельности Д.И. Менделеева. Повысить интерес к изучению химии.

Задачи:

  • показать, в каких условиях происходила формирование личности Д.И.Менделеева, каковы истоки его нравственной и гражданской позиции;
  • раскрыть результаты  деятельности Д.И. Менделеева и пути их достижения, пользуясь высказываниями самого ученого и его современников, трудами биографов;
  • воспитывать у учащихся чувство гордости за научный  подвиг  нашего соотечественника, который еще в прошлом веке сумел достичь огромных высот в научном познании;
  • вызвать у учащихся интерес к истории химии и стремление передать полученную информацию товарищам.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме: «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева», готовы слайды к викторине по итогам урока.

Мероприятие, возможно организовать среди нескольких классов из параллели в актовом зале учебного учреждения.

Роли:

1) Д.И.Менделеев – студент.
2) рассказчик №1
3) Рассказчик №  2
4)Рассказчик № 3
5) «Профессор «(будет делать опыты).
6) Зрители, отвечающие на вопросы.

Сцена 1

Рассказчик 1: Здравствуйте, уважаемые учителя, уважаемые ученики.
Урок посвящён 175-летию со дня рождения великого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева.
На этом уроке вы узнаете биографию Дмитрия Ивановича, о важнейших его трудах, которые являются наследием русской и мировой науки.

Сцена 2

На экране за спиной ученика-актёра, появляется слайд с фотографией семнадцатилетнего Дмитрия Ивановича Менделеева.
На сцену (или к доске) выходит студент с кожаным чемоданом, одетый в чёрный костюм, важной деталью которого является пиджак в виде фрака.
Выглядит он серьёзно, лицо выражает напряжённое волнение, он собирается сдавать экзамен.

Д.И.Менделеев (сам рассказывает о себе): На дворе 1850-й год. Я будущий студент – Дмитрий Менделеев. Сейчас я в Петербурге, собираюсь поступать в Главный педагогический институт, который когда-то закончил мой отец.  Меня ждёт трудный путь. Мне 17 лет и я совсем один. Но, я справлюсь с горем. Мне поможет учёба, этот труд отвлечёт меня.

Уходит за кулисы или садится на место.

Рассказчик 1 (за кадром): Дмитрий Менделеев был в семье 17-м ребёнком. Он родился 27 января 1834 года в Тобольске. Его отец к тому времени дослужился до директора гимназии. Иван Павлович – отец Менделеева страдал катарактой и практически ослеп, когда Митя был ещё младенцем. Заботы о большой семье легли на плечи матери.
Менделеевы переехали в сибирское село Аремзяны. Там у брата Марии Дмитриевны Василия Дмитриевича Корнильева, был небольшой стекольный завод. Маленький Митя заворожено смотрел, как струя разбавленного стекла превращается в различные фигуры. Может быть, именно тогда он и увлёкся химией – наукой о чудесных превращениях веществ?
В 1850 м году после окончания гимназии Дмитрий отправился в Петербург для поступления на естественное отделение Главного педагогического института. Непривычный климат и волнение подорвали здоровье его матери, и она умерла, а отец умер ещё ранее. У старших братьев и сестёр была своя жизнь …

Сцена 3

Рассказчик 2: Петербургская сырость и напряжённая учёба сделали своё дело – у молодого Менделеева обнаружили туберкулёз. Врачи, отправили его в Крым, где  его осмотрел сам Н.И. Пирогов. И Дмитрий Иванович, к удивлению, выздоровел. В 1855 году, не смотря на тяготы и болезни, Менделеев закончил   университет и тут же принялся писать диссертации. Первая была о свойствах веществ, вторая посвящена физике.
А потом Д.И.Менделеев отправился учиться дальше в Германию. В город Гейдельберг. Там он сделал своё первое важное открытие – доказал существование температуры абсолютного кипения, при которой вода мгновенно превращается в пар.
С 1861 года Дмитрий Иванович преподавал в Петербурге. Его очень любили студенты, на лекциях было порой столько народа, что не все помещались в аудитории.

Вопрос к классу: Какое открытие Д.И.Менделеева изучают все школьники? (Ответ класса: Периодический закон Д.И. Менделеева.)
– Сформулируйте его. (Ответ класса: Свойства атомов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от величины  их атомных масс.)

Рассказчик 2: (продолжает) Сегодня мы знаем, что Дмитрий Иванович Менделеев открыл периодический закон, ещё  до того как было известно сложное строение атома.
Слайд – строение атома.

Рассказчик 3: Это планетарная модель атома или модель Резерфорда. Суть планетарной модели строения атома можно свести к следующим утверждениям:

1. В центре атома находится положительно заряженное ядро, занимающее ничтожную часть пространства внутри атома.  (Указкой студент указывает на ядро).
2. Весь положительный заряд и почти вся масса атома сосредоточены в его ядре, которое состоит из положительно заряженных протонов и не имеющих заряда частиц – нейтронов.
3. Вокруг ядра вращаются электроны. Их число равно положительному заряду ядра.
Периодический закон был открыт в 1869 году, а модель атома, значительно позже – в 1911-м. После открытия сложного строения атома справедливость периодического закона была доказана полностью.

Сцена 4

Выходит Дмитрий Иванович Менделеев:

«Вам уже рассказывали, что я был учителем? Я хотел бы провести у вас небольшой урок». На экране появляются  слайды с вопросами:«Я проверю  ваши знания по периодической системе  химических элементов».

1) Что лишнее в этом списке? Почему?

а) K, Na, Li, B.

Ответ: а) лишний – бор, т.к. он не относится к щелочным металлам.

2) А  что лишнее в этом списке? Почему?

б)  Cl, Br, I, S.

Ответ: б) лишняя – сера, т.к. она не относится к галогенам

3) Хорошо, а в этом списке?

в)  He, Ne, Ar, O.

Ответ: в) лишний – кислород, т.к. он не относится к инертным газам.

4) Какое из перечисленных веществ проявляет наиболее ярко выраженные металлические свойства  Li, Cs, Na?

Ответ: Цезий!

5) Какое из перечисленных веществ  проявляет наиболее ярко выраженные неметаллические свойства F, I, Cl?

Ответ: Фтор!

6)  Почему свойства элементов изменяются периодически?

Ответ: Причина в том, что  периодически повторяется  сходное строение атомов химических элементов.

Д.И.Менделеев: Молодцы! Хорошо знаете мою систему! Учитесь дальше на отлично!

Сцена 5

Рассказчик 3: Широко известно, что таблица привиделась Дмитрию Ивановичу во сне. Но, возможно, эту легенду он выдумал для надоедливых журналистов.

Д.И. Менделеев: Я над ней может, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово! (Смеётся и уходит.)

Рассказчик 3 (продолжает): Менделеев рискнул не просто расположить элементы по порядку возрастания их масс, но и оставить пустые места в таблице для будущих, ЕЩЁ НЕ открытых элементов!
Эти элементы он назвал «экаалюминием», «экабором» и «экасилицием», описав заранее их атомный вес и свойства.
В 1875 г француз Лекок де Буабодран обнаружил новый элемент – галлий. По свойствам он в точности совпал с «экаалюминием» Менделеева. Потрясённый этим фактом Буабодран стал горячим сторонником периодической системы, к нему присоединились и другие учёные.
В лабораториях Европы закипела работа по поиску новых элементов.
В 1879 г. шведский химик Л.Нильсон открыл скандий, а в 1886-м году немец К.Винклер – германий («экасилиций» Менделеева).
Результаты этих открытий  Менделеев подытожил в своём знаменитом учебнике « Основы химии».
17 февраля 1869 года Менделеев разослал учёным – химикам разных стран печатную страничку, скромно озаглавленную: «опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве».

Эта дата (1 марта по новому стилю) 1869  считается днём рождения периодического закона.

Сцена 6

Д.И,Менделеев: В общей сложности, я написал 500 научных работ по химии и физике, о технике и промышленности, об экономических вопросах…Всё это стоило мне большого труда, но мне было очень интересно этим заниматься. Представьте себе, как только я стал профессором Петербургского университета в 1865 году, в моей квартире кипела культурная жизнь. У меня в гостях бывали интереснейшие люди – мой учитель Воскресенский, и Зинин –великие химики., живописцы И.Крамской, Куиджи, Репин. И многие другие.
Было у меня и увлечение – я изготавливал чемоданы и рамки для портретов.

Рассказчик 3: Однажды, выбирая в лавке нужный товар, Дмитрий Иванович услышал за спиной вопрос одного из покупателей, который поинтересовался:
«Кто этот почтенный господин?»  «Таких людей знать надо, – с уважением в голосе ответил приказчик. – Это же чемоданных дел мастер Менделеев!»
Вопрос к классу, знаете ли вы, что ещё открыл Д.И.Менделеев?

Все рассказчики и учитель выходят на сцену и по очереди перечисляют труды Дмитрия Ивановича:

1) Написал учебник «Основы химии». По нему учились тысячи учёных, в том числе В.И.Вернадский и К.А.Тимирязев.
2) Первым установил оптимальную концентрацию спирта в воде – 40 градусов. А в 1895 году он вошёл в комиссию по упорядочению производства крепких напитков, которая, в самом деле, занималась качеством водки.
3) Изобрёл бездымный порох в 1890 г.
4) Был консультантом Морского министерства и сам разработал прект ледокола и собирался сам плыть на нём в Антарктиду.
5) Летал в 1874 году на воздушном шаре во время солнечного затмения.
6)Изучал нефтяные месторождения в Баку и Америке. Предсказал, что нефть станет главным богатством России.

Рассказчик 3 (дополняет): После Д.И.Менделеева остались его труды и его дети, – которые тоже много работали. Их было семеро, знаменитый сын Василий – инженер, изобрёл модель танка, которая так и называлась – танк Менделеева. Сын Владимир – инженер, помогал  отцу уточнять атомные веса элементов и математически доказывать периодический закон.
Его дочь Любовь навсегда вошла в историю – под псевдонимом «Прекрасная дама». Это та самая прекрасная дама из цикла стихотворений знаменитого поэта Александра Блока. Любовь Менделеева была его женой.

Итоги урока

Учитель: Периодическая система стала вечным памятником Менделееву. Сто первый элемент этой таблицы носит его имя – «Менделевий». Он был учёным, педагогом, замечательным семьянином и общественным деятелем, к мнению которого прислушивались все слои общества. При этом он не любил, когда его называли гением… «Трудился вот и стал гением» – говорил Дмитрий Иванович.

Пока жюри подсчитывает баллы за правильные ответы, посмотрите  небольшой фильм о Д.И.Менделееве (Приложение 1), а также опыты, (Приложение 2). Победители награждаются почётными грамотами, компакт-дисками с вариантами вопросов к ЕГЭ и т.п.

Список литературы:

1. Л.Г.Волынова, Л.К.Сейдалиева, Химия. Предметная неделя в школе. Планы и конспекты мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007.
2. Макареня А.А., Рысев Ю.В. Менделеев Д.И. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1988;
3. Сомин Л.Е. Увлекательная химия. М.: Просвещение, 1978;
4. Савина П.А. Я познаю мир (химия). (Детская энциклопедия.) М.: АСТ, 1996.