Цели урока:
- обобщить знания об имени прилагательном;
- отрабатывать навык распознавания морфологических признаков имен прилагательных;
- развивать навык грамотного письма;
- углубить представления о роли имени прилагательном в речи;
- закрепить навык работы с текстом;
- учить правильной, связной речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Цели урока.
- Сегодня мы с вами повторим и закрепим знания по теме, которую вы определите сами.
На доске записаны слова: Суровая, морозный, зима, пушистые, снежное.
- Найдите лишнее слово. (Лишнее слово зима, тема урока “Имя прилагательное”)
- Что такое имя прилагательное?
- Запишем тему урока в тетради.
Имя прилагательное - часть речи увлекательная!
О предмете знает все - чей? какой? Какой ещё?
Уточняет, украшает, образ всем нам создает!
Веселится и ликует Морфологии народ!
III. Чистописание.
Внимательно посмотрите на запись:
большой - маленький
сухой - ? (мокрый)
война - ? (мир)
глубокий - ? (мелкий)
старый - ? (молодой)
твердый - ? ( мягкий)
- Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. (Антонимы, прил., лишняя пара из сущ.)
- Значить, мы будем писать букву М.
- Составьте цепочку для чистописания. (Смотреть на слова, по которой определяли тему урока) К букве М допишите суффикс прилагательного в начальной форме и гласную, которая является орфограммой в слове “зима”.
МНИ ММНИ ММННИ…
IV. Актуализация знаний.
- Определите морфологические признаки имени. прилагательного.
- Назовите прил.среднего рода.
- К какому из записанных прил. подходит сущ. зима? Почему?
- Составьте и запишите с/с с именами прилагательными, выделите окончания, определите род.
V. Работа с предложением.
С любым с/с составьте распространённое предложение.
- Запишите моё предложение. Обратите внимание на знаки препинания.
Выпал первый сне… и, словно пушист… покрывало, укрыл землю. (Н/Д учитель открывает запись предложения с пропусками и без запятых, один ученик работает у доски)
- О чем это предложение? Его идея?
- Д/з. На уроке, повторяя знания об им. прил., мы будем говорить о таком явлении природы, как первый снег. Дома вам предстоит написать сочинение-миниатюру. Будьте внимательны.
- Выделить основу предложения.
- Найти прил. Чем являются в предложении?
- Определить падеж прилагательного.
- Выполнить морфологический разбор прилагательного пушистое.
VI. Тест.
I ВАРИАНТ
1. Имя прилагательное- это _______________, которая обозначает _______________
и отвечает на вопросы _______________.
2. Укажи группу слов, которая является именами прилагательными.
а) дождь, школьный, молоко;
б) молочный, дождливая, школьное;
в) школа, дождь, молочный.
3. Прилагательные изменяются:
а) по родам;
б) по числам и падежам;
в) по родам, числам и падежам.
4. Допишите подходящие по смыслу имена существительные.
стройная __________________
душистые _________________
голубое ___________________
сосновый _________________
II ВАРИАНТ
1. Имена прилагательные-это слова, которые обозначают:
а) действия предметов;
б) признаки предметов;
в) названия предметов.
2. Укажи группу слов, которая является именами прилагательными.
а) холод, зимняя, золото;
б) зимний, золотая, холодное;
в) золото, холод, зимнее.
3. С какой частью речи всегда связано имя прилагательное.
а) с глаголом;
б) с существительным;
в) с другой частью речи.
4. Допишите подходящие по смыслу имена существительные.
прозрачная _______________________
пшеничное _______________________
яблочный ________________________
стройные ________________________
VII. Физкультминутка.
- Если вы услышите прилагательное, то сделайте прыжок на месте, хлопок над головой. Прил. посчитать.
Выпал первый снег, и всё в природе находилось под влиянием этого молодого снега. В воздухе пахло чистым снегом. Под ногами хрустел мягкий снег. Земля, крыши, деревья, скамейки - всё было мягкое, белое, холодное. Воздух был прозрачный. В душу вместе с морозным, свежим воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег. (13 прил.)
VIII. Наблюдение над ролью прилагательных в речи.
Детям раздается текст А.П. Чехова.
Выпал перв… снег, и всё в природе находилось под влиянием этого молод… снега. В воздухе пахло чист… снегом. Под ногами хрустел мягк… снег. Земля, крыши, деревья, скамейки - всё было мягк…, бел…, холодн… . Воздух был прозрачн… . В душу вместе с морозн… , свеж… воздухом просилось чувство, похож… на бел… , молод… , пушист… снег.
(А. Чехов)
- Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
- Какова тема текста? Идея? Что надо отразить в заголовке. Озаглавьте текст, отталкиваясь от идеи.
- Разделите текст на части. Сколько у вас получилось частей?
- Прочитайте этот текст без имен прил. Какой вывод вы можете сделать?
- Какую роль выполняют имена прил. в нашей речи? (Украшают, уточняют)
- На какую орфограмму пропуски? Как проверяются окончания прилагательных?
- Вставьте пропущенные окончания.
IX. Работа с репродукцией картины Аркадия Александровича Пластова “Первый снег”.
- Рассмотрите репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова.
- Какое явление природы изобразил автор?
- Доводилось ли вам наблюдать первый снег? Что вы испытывали?
- Что вы ощущали, когда первые снежинки падали вам на лицо, руки?
- Эту картину Пластов написал в 1946 г. Это его самое очаровательное лирическое произведение.
- Какое время суток изображено? (Утро. Дети второпях выбежали на крыльцо)
- Какое чувство вызвал у детей первый снег? Запишите. (Радость, восторг, восхищение, удивление, ожидание чего-то нового, приближение новогоднего праздника)
- Составьте предложение, в котором выразите радость, восхищение первым снегом.
- С чего вы начнете сочинение? (Погода. Что произошло)
- О чем будет основная часть? (Каким видели снег, небо, описать как шел снег, какими были первые снежинки).
- Как закончите сочинение? (Свои чувства)
X. Домашнее задание.
Тема “Первый снег” (на выбор).
1. Придумать 3 распространенных предложения на эту тему.
2. Сочинение-миниатюра на эту тему.
3. Найти и списать отрывки о первом снеге из произведений художественной литературы. Указать автора.