Имя прилагательное (закрепление)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить знания об имени прилагательном;
  • отрабатывать навык распознавания морфологических признаков имен прилагательных;
  • развивать навык грамотного письма;
  • углубить представления о роли имени прилагательном в речи;
  • закрепить навык работы с текстом;
  • учить правильной, связной речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Цели урока.

- Сегодня мы с вами повторим и закрепим знания по теме, которую вы определите сами.

На доске записаны слова: Суровая, морозный, зима, пушистые, снежное.

- Найдите лишнее слово. (Лишнее слово зима, тема урока “Имя прилагательное”)

- Что такое имя прилагательное?

- Запишем тему урока в тетради.

Имя прилагательное - часть речи увлекательная!
О предмете знает все - чей? какой? Какой ещё?
Уточняет, украшает, образ всем нам создает!
Веселится и ликует Морфологии народ!

III. Чистописание.

Внимательно посмотрите на запись:

большой - маленький

сухой - ?     (мокрый)

война - ?     (мир)

глубокий - ? (мелкий)

старый - ?    (молодой)

твердый - ?  ( мягкий)

- Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. (Антонимы, прил., лишняя пара из сущ.)

- Значить, мы будем писать букву М.

- Составьте цепочку для чистописания. (Смотреть на слова, по которой определяли тему урока) К букве М допишите суффикс прилагательного в начальной форме и гласную, которая является орфограммой в слове “зима”.

МНИ ММНИ ММННИ…

IV. Актуализация знаний.

- Определите морфологические признаки имени. прилагательного.

- Назовите прил.среднего рода.

- К какому из записанных прил. подходит сущ. зима? Почему?

- Составьте и запишите с/с с именами прилагательными, выделите окончания, определите род.

V. Работа с предложением.

С любым с/с составьте распространённое предложение.

- Запишите моё предложение. Обратите внимание на знаки препинания.

Выпал первый сне… и, словно пушист… покрывало, укрыл землю. (Н/Д учитель открывает запись предложения с пропусками и без запятых, один ученик работает у доски)

- О чем это предложение? Его идея?

- Д/з. На уроке, повторяя знания об им. прил., мы будем говорить о таком явлении природы, как первый снег. Дома вам предстоит написать сочинение-миниатюру. Будьте внимательны.

- Выделить основу предложения.

- Найти прил. Чем являются в предложении?

- Определить падеж прилагательного.

- Выполнить морфологический разбор прилагательного   пушистое.

VI. Тест.

I ВАРИАНТ

1. Имя прилагательное- это _______________, которая обозначает _______________

и отвечает на вопросы _______________.

2. Укажи группу слов, которая является именами прилагательными.

а) дождь, школьный, молоко;

б) молочный, дождливая, школьное;

в) школа, дождь, молочный.

3. Прилагательные изменяются:

а) по родам;

б) по числам и падежам;

в) по родам, числам и падежам.

4. Допишите подходящие по смыслу имена существительные.

стройная __________________

душистые _________________

голубое ___________________

сосновый _________________

II ВАРИАНТ

1. Имена прилагательные-это слова, которые обозначают:

а) действия предметов;

б) признаки предметов;

в) названия предметов.

2. Укажи группу слов, которая является именами прилагательными.

а) холод, зимняя, золото;

б) зимний, золотая, холодное;

в) золото, холод, зимнее.

3. С какой частью речи всегда связано имя прилагательное.

а) с глаголом;

б) с существительным;

в) с другой частью речи.

4. Допишите подходящие по смыслу имена существительные.

прозрачная _______________________

пшеничное _______________________

яблочный ________________________

стройные ________________________

VII. Физкультминутка.

- Если вы услышите прилагательное, то сделайте прыжок на месте, хлопок над головой. Прил. посчитать.

Выпал первый снег, и всё в природе находилось под влиянием этого молодого снега. В воздухе пахло чистым снегом. Под ногами хрустел мягкий снег. Земля, крыши, деревья, скамейки - всё было мягкое, белое, холодное. Воздух был прозрачный. В душу вместе с морозным, свежим воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег. (13 прил.)

VIII. Наблюдение над ролью прилагательных в речи.

Детям раздается текст А.П. Чехова.

Выпал перв… снег, и всё в природе находилось под влиянием этого молод… снега. В воздухе пахло чист… снегом. Под ногами хрустел мягк… снег. Земля, крыши, деревья, скамейки - всё было мягк…, бел…, холодн… . Воздух был прозрачн… . В душу вместе с морозн… , свеж… воздухом просилось чувство, похож… на бел… , молод… , пушист… снег.

(А. Чехов)

- Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

- Какова тема текста? Идея? Что надо отразить в заголовке. Озаглавьте текст, отталкиваясь от идеи.

- Разделите текст на части. Сколько у вас получилось частей?

- Прочитайте этот текст без имен прил. Какой вывод вы можете сделать?

- Какую роль выполняют имена прил. в нашей речи? (Украшают, уточняют)

- На какую орфограмму пропуски? Как проверяются окончания прилагательных?

- Вставьте пропущенные окончания.

IX. Работа с репродукцией картины Аркадия Александровича Пластова “Первый снег”.

- Рассмотрите репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова.

- Какое явление природы изобразил автор?

- Доводилось ли вам наблюдать первый снег? Что вы испытывали?

- Что вы ощущали, когда первые снежинки падали вам на лицо, руки?

- Эту картину Пластов написал в 1946 г. Это его самое очаровательное лирическое произведение.

- Какое время суток изображено? (Утро. Дети второпях выбежали на крыльцо)

- Какое чувство вызвал у детей первый снег? Запишите. (Радость, восторг, восхищение, удивление, ожидание чего-то нового, приближение новогоднего праздника)

- Составьте предложение, в котором выразите радость, восхищение первым снегом.

- С чего вы начнете сочинение? (Погода. Что произошло)

- О чем будет основная часть? (Каким видели снег, небо, описать как шел снег, какими были первые снежинки).

- Как закончите сочинение? (Свои чувства)

X. Домашнее задание.

Тема “Первый снег” (на выбор).

1. Придумать 3 распространенных предложения на эту тему.

2. Сочинение-миниатюра на эту тему.

3. Найти и списать отрывки о первом снеге из произведений художественной литературы. Указать автора.