Понятие о словах, обозначающих действие предмета

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • ознакомить учащегося со словами, отвечающими на вопрос “что делает?”, называемыми глаголами;
  • развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение; орфографическую зоркость, речь, внимание;
  • воспитывать активность на уроке, аккуратность, трудолюбие.

Ход урока

I. Организационный момент (Психологический момент)

- С какой целью вы пришли на урок русского языка? (Какой цели вы хотите достичь?)

II. Минутка чистописания.

листья вьюга веселье воробьи
ья ью

- Чем похожи слова?

(У всех слов разделительный Ь, все обозначают предмет, т.е. имена существительные)

- Чем различны слова?

(1-е слово начинается с буквы “л”, остальные с буквы “в”, слова “листья, вьюга, веселье” отвечают на вопрос “что?”, а слово “воробьи” на вопрос “кто?”, в этом слове встретилось сочетание “оро”)

- Определите порядок написания букв в цепочке.

III. Повторение о словах, обозначающих предметы.

- На какие вопросы отвечают имена существительные? Что они обозначают?

1) А теперь задание на внимание.

Запишите имена существительные: мальчики, отвечающие на вопрос “Что?”, девочки - на вопрос “Кто?”

(Учитель диктует слова, учащиеся самостоятельно записывают в тетрадь)

Садовник, одежда, сорочка, суббота, Иван, дуб,моряк.

2) Проверка выполненной работы с комментированием орфограмм.

- Кто из мальчиков написал все слова, отвечающие на вопрос “Что?”

- Кто допустил ошибку?

(Аналогично у девочек)

- Как называются эти слова, которые вы сейчас написали?

IV. Сообщение темы и цели урока. (Табличка “!”, обозначает “Внимание”, вывешивается на доске)

- Наш урок – это урок эврика. Что означает это слово?

- Сегодня на уроке вы сделаете открытие о словах, которые могут обозначать не только предметы. Эти слова, как и имена существительные, тоже играют важную роль в нашей речи. Я буду учить вас распознавать эти слова по вопросу и значению, а вы постараетесь этому научиться.

- Начнем.

V. Работа над новым материалом.

(На доске картинки с изображением собаки, машины, телефона)

– Назовите предметы, изображенные на картинках и выполняемые ими возможные действия

- Слова, обозначающие предметы, запишем в 1 столбик, а слова, обозначающие выполняемые ими действия, во 2-ой.

На доске и в тетради получается запись: (один ученик у доски)

Собака лает (сидит, лежит, смотрит)
Машина едет (тормозит, стоит)
Телефон звонит

- На какой вопрос отвечают слова в 1-м столбике?

- Во 2-м столбике?

(Над словами 1-ого столбика вывешивается табличка с вопросами “Кто?

Что?”. Над словами 2-ого столбика -“Что делает?”).

Постановка вопроса к картинкам, где девочка выполняет разные действия и мальчик.

- Поставьте вопрос к словам, которые обозначают действия девочки, мальчика.

(Девочка “Что делает?”, прыгает, играет, плавает, катается).

(Мальчик “Что делает?”, бежит, боксирует, едет).

- Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопрос “Что делает?”

- Кто попробует сделать вывод о словах, которые отвечают на вопрос “что делает?”

Вывод: слова, которые обозначают действие предмета, отвечают на вопрос “что делает? что сделает? что будет делать? что делал?”

- Ребята, эти слова называются глаголами. Глагол – это часть речи. Глаголы подчеркиваются двумя чертами. (Вывешивается таблица о глаголе).

- Какое открытие вы сделали, ребята? (На таблице отмечается цифрами 1)обозначает действие предмета; 2) часть речи)

- А сейчас вы сделаете 3 открытие: каким членом предложения является глагол? Для этого запишите предложение. (один ученик у доски).

МОЯ БАБУШКА ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ.

- Выделите грамматическую основу предложения. Какой частью речи выражено сказуемое, если отвечает на вопрос “что делает?”

- Так каким членом предложения является глагол? (3 открытие приписывается к табличке о глаголе “В предложении является сказуемым”).

VI. Физминутка.

У оленя дом большой
Он сидит, глядит в окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь к оленю он стучит
Тук-тук-тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Зайка, зайка, забегай!
Свою лапку мне давай!

VII. Продолжение работы. Чтение правила по учебнику. (стр. 131)

VIII. Работа по карточкам двух уровней.

- Оцените свои способности и выберите карточку: 1-ый уровень – менее сложный. 2-ой уровень – более сложный. На выполнение 3-4 минуты. Затем карточки сдайте. ( На столе у каждого ученика карточки с обозначением 1-го ур. и 2-го. Или изготовить их разного цвета. )

IX. Работа по учебнику.

Упражнение 251 (по вариантам) с последующей проверкой.

Задание:

  • I в. – 1-е четверостишие
  • II в. – 2-е четверостишие

(Учитель в это время проверяет карточки).

X. Закрепление учебного материала.

1. Работа по развитию речи.

- Подберите глаголы, противоположные по смыслу. Например: смеется – плачет. (Устно)

Бежит, кричит, поднимает, теряет, грустит, болеет, оденет, намокнет, строит, встает, трудится, рассыпает.

(Поощрение самых активных учащихся).

2. “Забавная история”.

- Дети, послушайте забавную историю и ответьте на вопрос: “Прав ли ученик?”

Забавная история

- Скажи, где глагол в предложении “Девочка отдыхает?”

- Здесь нет глагола.

- Почему?

- Глагол отвечает на вопрос “Что делает?”, а девочка ничего не делает, она отдыхает.

XI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

- Что обозначают слова, отвечающие на вопросы “Что делает? Что сделает?”

- Как они называются?

- Что такое глагол?

- Каким членом предложения является глагол?

1. Объявление оценок за работу по карточке и за работу на уроке.

2. Рефлексия.

- Оцените свой уровень понимания темы и вложите в тетрадь карточку со словами “ Я умею” или “Я могу объяснить”.

XII. Домашнее задание.

C. 131, правило, составить, выбрав рисунок, 2-3 предложения, подчеркнуть глаголы.

Карточки

I уровень

В данных предложениях подчеркни глаголы двумя чертами

  • Мама купает малыша.
  • Стрекозы охотятся на комаров.
  • Звонко журчит ручей.
  • Снег лежит на крышах домов.

II уровень

Найдите в тексте глаголы и подчеркните их двумя чертами

Забавный зверёк белка! Какая она трудолюбивая! Летом белка зарывает шишки в укромные места. Она делает запасы на зиму. Почуяв опасность, белка с быстротой молнии взлетает на дерево.