Цель:
- ознакомить учащегося со словами, отвечающими на вопрос “что делает?”, называемыми глаголами;
- развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение; орфографическую зоркость, речь, внимание;
- воспитывать активность на уроке, аккуратность, трудолюбие.
Ход урока
I. Организационный момент (Психологический момент)
- С какой целью вы пришли на урок русского языка? (Какой цели вы хотите достичь?)
II. Минутка чистописания.
листья вьюга веселье воробьи ья ью … …
- Чем похожи слова?
(У всех слов разделительный Ь, все обозначают предмет, т.е. имена существительные)
- Чем различны слова?
(1-е слово начинается с буквы “л”, остальные с буквы “в”, слова “листья, вьюга, веселье” отвечают на вопрос “что?”, а слово “воробьи” на вопрос “кто?”, в этом слове встретилось сочетание “оро”)
- Определите порядок написания букв в цепочке.
III. Повторение о словах, обозначающих предметы.
- На какие вопросы отвечают имена существительные? Что они обозначают?
1) А теперь задание на внимание.
Запишите имена существительные: мальчики, отвечающие на вопрос “Что?”, девочки - на вопрос “Кто?”
(Учитель диктует слова, учащиеся самостоятельно записывают в тетрадь)
Садовник, одежда, сорочка, суббота, Иван, дуб,моряк.
2) Проверка выполненной работы с комментированием орфограмм.
- Кто из мальчиков написал все слова, отвечающие на вопрос “Что?”
- Кто допустил ошибку?
(Аналогично у девочек)
- Как называются эти слова, которые вы сейчас написали?
IV. Сообщение темы и цели урока. (Табличка “!”, обозначает “Внимание”, вывешивается на доске)
- Наш урок – это урок эврика. Что означает это слово?
- Сегодня на уроке вы сделаете открытие о словах, которые могут обозначать не только предметы. Эти слова, как и имена существительные, тоже играют важную роль в нашей речи. Я буду учить вас распознавать эти слова по вопросу и значению, а вы постараетесь этому научиться.
- Начнем.
V. Работа над новым материалом.
(На доске картинки с изображением собаки, машины, телефона)
– Назовите предметы, изображенные на картинках и выполняемые ими возможные действия
- Слова, обозначающие предметы, запишем в 1 столбик, а слова, обозначающие выполняемые ими действия, во 2-ой.
На доске и в тетради получается запись: (один ученик у доски)
Собака лает (сидит, лежит, смотрит) Машина едет (тормозит, стоит) Телефон звонит
- На какой вопрос отвечают слова в 1-м столбике?
- Во 2-м столбике?
(Над словами 1-ого столбика вывешивается табличка с вопросами “Кто?
Что?”. Над словами 2-ого столбика -“Что делает?”).
Постановка вопроса к картинкам, где девочка выполняет разные действия и мальчик.
- Поставьте вопрос к словам, которые обозначают действия девочки, мальчика.
(Девочка “Что делает?”, прыгает, играет, плавает, катается).
(Мальчик “Что делает?”, бежит, боксирует, едет).
- Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопрос “Что делает?”
- Кто попробует сделать вывод о словах, которые отвечают на вопрос “что делает?”
Вывод: слова, которые обозначают действие предмета, отвечают на вопрос “что делает? что сделает? что будет делать? что делал?”
- Ребята, эти слова называются глаголами. Глагол – это часть речи. Глаголы подчеркиваются двумя чертами. (Вывешивается таблица о глаголе).
- Какое открытие вы сделали, ребята? (На таблице отмечается цифрами 1)обозначает действие предмета; 2) часть речи)
- А сейчас вы сделаете 3 открытие: каким членом предложения является глагол? Для этого запишите предложение. (один ученик у доски).
МОЯ БАБУШКА ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ.
- Выделите грамматическую основу предложения. Какой частью речи выражено сказуемое, если отвечает на вопрос “что делает?”
- Так каким членом предложения является глагол? (3 открытие приписывается к табличке о глаголе “В предложении является сказуемым”).
VI. Физминутка.
У оленя дом большой
Он сидит, глядит в окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь к оленю он стучит
Тук-тук-тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Зайка, зайка, забегай!
Свою лапку мне давай!
VII. Продолжение работы. Чтение правила по учебнику. (стр. 131)
VIII. Работа по карточкам двух уровней.
- Оцените свои способности и выберите карточку: 1-ый уровень – менее сложный. 2-ой уровень – более сложный. На выполнение 3-4 минуты. Затем карточки сдайте. ( На столе у каждого ученика карточки с обозначением 1-го ур. и 2-го. Или изготовить их разного цвета. )
IX. Работа по учебнику.
Упражнение 251 (по вариантам) с последующей проверкой.
Задание:
- I в. – 1-е четверостишие
- II в. – 2-е четверостишие
(Учитель в это время проверяет карточки).
X. Закрепление учебного материала.
1. Работа по развитию речи.
- Подберите глаголы, противоположные по смыслу. Например: смеется – плачет. (Устно)
Бежит, кричит, поднимает, теряет, грустит, болеет, оденет, намокнет, строит, встает, трудится, рассыпает.
(Поощрение самых активных учащихся).
2. “Забавная история”.
- Дети, послушайте забавную историю и ответьте на вопрос: “Прав ли ученик?”
Забавная история
- Скажи, где глагол в предложении “Девочка отдыхает?”
- Здесь нет глагола.
- Почему?
- Глагол отвечает на вопрос “Что делает?”, а девочка ничего не делает, она отдыхает.
XI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
- Что обозначают слова, отвечающие на вопросы “Что делает? Что сделает?”
- Как они называются?
- Что такое глагол?
- Каким членом предложения является глагол?
1. Объявление оценок за работу по карточке и за работу на уроке.
2. Рефлексия.
- Оцените свой уровень понимания темы и вложите в тетрадь карточку со словами “ Я умею” или “Я могу объяснить”.
XII. Домашнее задание.
C. 131, правило, составить, выбрав рисунок, 2-3 предложения, подчеркнуть глаголы.
Карточки
I уровень
В данных предложениях подчеркни глаголы двумя чертами
- Мама купает малыша.
- Стрекозы охотятся на комаров.
- Звонко журчит ручей.
- Снег лежит на крышах домов.
II уровень
Найдите в тексте глаголы и подчеркните их двумя чертами
Забавный зверёк белка! Какая она трудолюбивая! Летом белка зарывает шишки в укромные места. Она делает запасы на зиму. Почуяв опасность, белка с быстротой молнии взлетает на дерево.