Цель урока: создать целостную картину биологических и химических
процессов,
происходящих в организме человека при расщеплении органических
веществ.
Оборудование, приборы, реактивы:
штатив с пробирками; раствор йода; два стакана с медом; раствор крахмала; белок куриного яйца; раствор хлорида калия; гидрооксид натрия; азотная кислота; спиртовка; держатель; спички; резиновые перчатки. |
кусочек маргарина; химические стаканы; раствор перманганата калия; скальпель; вареное куриное яйцо; кусочек хлеба; подсолнечное масло; видеофильм с демонстрацией опытов: “Денатурация белка”; схемы пищеварительной системы человека; медные проволоки. |
Весь класс делится на три команды:
1-я команда – “Аминокислоты”;
2-я команда – “Углеводы”;
3-я команда – “Липиды”.
Ход урока
1-й конкурс “Разминка” (2балла).
2-й конкурс “Озвучь фильм!” (2 балла).
3-й конкурс “Творческий” (7 баллов).
4-й конкурс “Определи!” (3 балла).
5-й конкурс “Моделирование” (2 балла).
6-й конкурс на знание функций (4 балла).
Подведение итогов:
а) подсчет баллов;
б) выставление оценок
на “5” – 18–21 балл;
на “4” – 14–17 баллов;
на “3” – 11–13 баллов.
1-й конкурс “Разминка”.
(За быстрый и правильный ответ команда получает 1 балл.)
Учитель биологии: В пищевой рацион обязательно должны входить белки, жиры, углеводы, однако полным людям не рекомендуется употреблять много углеводов. Почему?
Ответ: Избыток углеводов переходит в жиры, которые откладываются на почках, сердце, в сальнике на животе, увеличивая массу тела.
Учитель химии: Найдите лишнее: крахмал, целлюлоза, галактоза, гликоген, декстрин.
Ответ: Галактоза относится к моносахаридам.
Учитель биологии: Подопытное животное кормили только белками и не давали ему углеводов. После смерти животного в его печени был обнаружен животный крахмал. Дайте объяснение этому явлению.
Ответ: в процессе обмена веществ белки превращаются в углеводы.
Учитель химии: Верно ли утверждение: Все жиры растительного происхождения – жидкие, а животного происхождения – твердые.
Ответ: Нет, не верно, так как есть исключения: рыбий жир, пальмовое (кокосовое) масло.
Учитель биологии: В нормах питания для работников тяжелого физического труда предусматривается относительное увеличение углеводов. Почему?
Ответ: Углеводы – главный источник энергии.
Учитель химии: Как называется реакция лежащая в основе получения маргарина?
Ответ: Гидрирования.
2-й конкурс “Озвучь фильм!” (2 балла).
Все команды смотрят фильм “Денатурация белка”, состоящий из 3-х опытов.
После просмотра каждая команда будет озвучивать 1 опыт.
3-й конкурс “Творческий” (7 баллов).
Сейчас, каждой команде мы дадим пищевой продукт.
1-й команде – кусочек хлеба.
2-й команде – подсолнечное масло.
3-й команде – вареное яйцо.
Ответьте на вопросы.
1. Какое органическое вещество составляет пищевую ценность данного продукта?
За правильное определение органического вещества – 1 балл.
2. Дайте определение данного класса.
За правильный ответ – 1 балл.
3. Выполните задания по схеме: “Пищеварительная система человека”
а) Обозначьте органы пищеварительной системы, где происходит расщепление
данного вам органического вещества.
За правильно выполненное задание команда получит 1 балл.
б) Запишите названия ферментов, под действием которых происходит расщепление
данных органических веществ.
За правильно выполненное задание команда получит 2 балла.
в) Запишите уравнение реакции гидролиза данного вещества.
Это задание оценивается в 2 балла.
4. Подготовьте устный ответ.
Время подготовки 4–5 минут.
Один учащийся на доске выкладывает схему
Белки
Реакция гидролиза белка
(NH – CHR – CO )n + nH2O → n NH2 – CHR – COOH
Углеводы
Реакция гидролиза крахмала
(C6H10O5)n + nH2O → nC6H12O6
(C6H10O5)n → C12H22O11 → C6H12O6
Жиры
4-й конкурс “Определи!” (практическое задние).
(2 балла.)
Каждой команде дается лоток с определенным заданием и оборудованием.
1-й команде.
Оборудование:
- 1 стакан с натуральным медом;
- 1 стакан с медом и крахмальным раствором;
- 2 химических стакана;
- пипетка;
- раствор йода;
- вода, 2 ложки.
Задание: Некоторые продавцы меда, для увеличения веса подмешивают в мед крахмальный раствор. Перед вами 2 стакана с медом: в одном натуральный, а в другом с добавлением крахмала. Определите, в каком стакане натуральный мед.
Решение: В каждый стакан добавим несколько капель раствора йода. В том стакане где находится смесь меда с крахмалом, наблюдается синие окрашивание (качественная реакция на крахмал).
2-й команде.
Оборудование:
- 1стакан с раствором куриного белка;
- 1 стакан с хлоридом калия;
- раствор CuSO4;
- раствор NaOH;
- HNO3;
- спиртовка, держатель;
- спички;
- резиновые перчатки;
- 2 стакана.
Задание: Лаборант приготовил два раствора: в одном стакане раствор белка, а в другом – KCl, а этикетки забыл наклеить. Стаканы перепутались. Помоги лаборанту!
Решение: (1вариант) Проведем биуретову реакцию на определение пептидной связи белка. В исследуемые стаканчики добавляем свежеприготовленный Cu(OH)2. Там, где наблюдается фиолетово-синяе окрашивание, находится раствор белка.
(2-й вариант) Можно провести ксантопротеиновую реакцию на определение ароматических циклов. Для этого добавим в каждый стакан концентрированную HNO3. Желтая окраска покажет наличие белка.
(3-й вариант) Провести качественную реакцию на наличие ионов Cl, добавив раствор нитрата серебра. Появление белого осадка AgCl покажет наличие раствора KCl.
3-й команде.
Оборудование:
- 1стакан с кусочком маргарина;
- 1 стакан с кусочком сливочного масла;
- раствор перманганата калия;
- скальпель;
- 2 стеклянные палочки.
Задание: Натуральное сливочное масло содержит жиры смешенного характера, содержащие остатки, как предельных, так и непредельных карбоновых кислот. Как, используя раствор перманганата калия, отличить маргарин от сливочного масла?
Решение: В 1 стаканчик с раствором KMnO4 бросим кусочек сливочного масла, а в другой стаканчик – кусочек маргарина. Где произойдет обесцвечивание раствора, там находится сливочное масло (качественная реакция на непредельные вещества).
5-й конкурс “Моделирование”.
(2 балла)
Перед вами проволока, это и есть модель первичной структуры белка, то есть порядок чередования аминокислотных остатков в полипептидной цепи.
Ваша задача:
- Смоделировать вторичную (1-й команде), третичную (2-й команде); и четвертичную (3-й команде) структуры молекулы белка. (1 балл)
- Дать определение данной структуры. (1 балл)
Ответы:
I команда Вторичная структура белка – скручивание полипептидной цепи в виде спирали |
II команда Третичная структура белка – пространственное расположение спирали в виде клубочка |
III команда
Четвертичная структура белка – пространственное расположение субъединиц белка |
6-й конкурс на знание функций органических веществ.
(4 балла)
Участвует 1 игрок от каждой команды.
Задание: Записать четыре основных функций данного класса органических веществ (белки, жиры, углеводы).
Ответы:
Функции углеводов – энергетическая – защитная – запасающая |
Функции белков |
Функции жиров – энергетическая – защитная – терморегуляторная – запасающая – источник, метаболической воды |