Родительские комитеты – одна из проверенных жизнью, устоявшихся форм содружества семьи и школы

Разделы: Работа с родителями


Родительские комитеты – одна из проверенных жизнью, устоявшихся форм содружества семьи и школы. Главная задача родительского комитета – помогать семье и учителю в воспитании детей. Члены родительского комитета и привлеченные ими родители-инструкторы должны систематически посещать семьи учащихся своего класса с тем, чтобы на месте, путем дружеского участия и совета оказывать повседневную практическую помощь ребенку или его родителям. На своих заседаниях родительский комитет занимается изучением и передачей лучших традиций семейного воспитания, если надо – оказывает моральное воздействие на ученика или нерадивого родителя. Целесообразно, чтобы через работу в родительском комитете прошли все родители, а не только их актив.

Одна из основных забот родительской общественности – создать традиции коллективной ответственности за судьбу каждого ребенка в классе и школе. А для этого надо воспитывать коллективистские чувства и навыки не только у детей, но и у их родителей. Поможет этому вовлечение родителей в дела детей, в работу школьной организации.

Во многих школах родительские комитеты ведут большую работу с детьми непосредственно в классах, прилагают большие усилия для улучшения материальной базы учебного процесса, участвуют в организации многих интересных мероприятий. Однако индивидуальная работа с детьми и родителями непосредственно в семье членами комитетов проводится сравнительно редко. Даже трудные семьи не всегда получают своевременную практическую помощь со стороны родительской общественности. На это следует обратить внимание.

С чего целесообразно начать организацию работы родительского комитета в классе? Как правило, многие родители младших школьников готовы помочь, хотят помочь, но не всегда знают, как лучше это сделать. Вот почему ,в первые же дни пребывания детей в школе нужно выбрать родительский актив. Вместе с педагогом группа составит специальную картотеку, предварительно побеседовав со всеми родителями первоклассников. В карточках советуем записать фамилию, имя, отчество, домашний адрес и телефон родителей. На каждой такой карточке следует особо выделить профессию или занятие отца или матери: машинистка, столяр, художник, слесарь, фотограф, строитель, домашняя хозяйка... Зная род занятий взрослых, родительский комитет сможет так распределить обязанности, что каждый отец или мать окажет классу, школе, учителю нужный момент необходимую помощь.

Предположим, нужно организовать экскурсию на фабрику, почту, стройплощадку. Родители, чья профессия связана с тем или иным видом производства, станут активными участниками такой экскурсии.

Хорошо помогают и пенсионеры – бабушки и дедушки. Например, дежурство в школе. Составьте список мам, бабушек и дедушек, которые могут подежурить в школе, пока дети не привыкнут к школьному распорядку и требованиям учителя. В первое время первоклассники, как правило, оставляют свои вещи в раздевалке, забывают переодеть обувь, повесить на вешалку пальто, а после уроков не могут найти свою одежду. Дежурные родители спокойно, без крика и суеты приучают первоклассников к этим элементарным правилам.

Родительский комитет класса вместе с учителем в начале учебного года намечает план работы, согласуя его с общим учебно-воспитательным планом. В нем необходимо предусмотреть знакомство с социально-бытовыми условиями каждой семьи: определить, кому из детей необходимо бесплатное питание, материальная помощь.

Членам родительского комитета стоит знать и о трудностях в воспитании детей в некоторых семьях, чтобы тактично вмешаться, помочь вовлечь ребенка в классный коллектив.

Какие еще вопросы важно включить в план работы родительского комитета? Например, оформление класса.

В первые дни занятий учительница обычно обращается к малышам с таким вопросом:

  • Хотелось бы вам, ребята, чтобы наш класс стал более красивым и уютным?
  • Очень хотим, – раздаются голоса детей.
  • А как вы думаете, что для этого надо сделать? Предложения сыплются, как из рога изобилия.
  • Хорошо, если бы у нас было много разных игр.
  • Давайте заведем ежика.
  • Хорошо, – соглашается учительница. – Расскажите о нашей беседе своим родителям.

И вот дети, радостные и окрыленные, приходят домой. Один готов отнести в школу лучшие книги, другой любимую игру, а третьему жалко своих игрушек – но не потому, что он жаден по натуре, а просто малыш не хочет расставаться с любимым мишкой или со своей лошадкой. И если ребенок обратился к вам за советом: что лучше подарить школе, помогите ему выбрать нужную, полезную, красивую вещь для класса. Пусть это будет книга, пластинка, игра, цветок или другая вещь, но пусть малыш с радостью несет ее в школу. Ведь школа – его второй дом, где он найдет друзей и товарищей.

Составленная картотека поможет родительскому комитету обратиться к тем родителям, которые смогут принять участие в оформлении класса. Хорошо, если родители вместе с учителем продумают, как и где сделать стеллажи, ящики для хранения наглядных пособий, полки для классной библиотеки и фонотеки, стенд для классного уголка.

В первую очередь необходимо помочь учителю сделать наглядные пособия – счетный материал, карточки, таблицы, плакаты. Особо внимательно родительскому комитету нужно продумать предполагаемые экскурсии. Родители могут устроить встречи с интересными людьми: лучшими производственниками, участниками Отечественной войны, артистами.

Отдельным пунктом плана можно выделить проведение зимних каникул: новогодний праздник у елки, катание с гор на санках, соревнования на коньках...

Много выдумки потребуется от родителей, чтобы сделать карнавальные костюмы, маски, украшения для елки, продумать игры. Большую помощь окажет родительский комитет, если вместе с учителем спланирует каждый день зимних каникул. Организовать с детьми экскурсии, прогулки, чтение интересных книг, спортивные состязания на воздухе – важная задача родительского актива.

Необходимо также продумать и четко спланировать организованное проведение и других праздников, которых у наших детей немало. Это и праздники, посвященные знаменательным событиям в стране (7 ноября, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая) и традиционные школьные праздники: “Первый звонок”, “Праздник Букваря”, “День птиц”, “Книжкины именины” и др.

Одной из важных забот родительского комитета класса должно стать знакомство детей с производственной деятельностью мам и пап их товарищей. В каждом классе родители, которые могут рассказать и показать детям много интересного: и то, что они делают на работе, и то, чем могут заниматься в свободное время. Такие встречи желательно проводить регулярно. Они могут быть приурочены к Международному женскому дню – 8 Марта, когда мамы покажут первоклассникам вышивки, кружева, рисунки, фотографии, которые они сделали своими руками, и к празднованию Дня Советской Армии – 23 февраля, когда слово будет предоставлено папам. С исключительным вниманием слушают дети рассказы дедушек – участников Великой Отечественной войны, родителей, которые побывали в различных уголках нашей страны и за рубежом, смотрят фотографии, фильмы.

В некоторых школах установилась добрая традиция: родительский комитет коллективно отмечает дни рождения детей. К этому дню вместе с педагогом и родителями дети заранее разучивают песни, танцы, готовят рисунки, поделки, обсуждают, как лучше поздравить товарища, – словом, делают все ,чтобы создать атмосферу дружбы, теплоты и внимания к именинникам.

Планируя работу, родительский комитет старается привлечь родителей к руководству кружками: “Умелые руки”, “Кукольный театр”, “Шахматы”, “Конструирование”, “Вышивка”, “Аппликация”, “Художественное слово” и др. Раз в полугодие кружки показывают свою работу: дети принимают участие в выставках, концертах, устраивают выступления на родительских собраниях.

И, наконец, большую помощь окажет учителю актив взрослых в подготовке и проведении родительских собраний. Это могут быть собрания на темы: “Режим дня”, “Трудовое воспитание детей в семье”, “Нравственное воспитание младших школьников”, “Как привить ребенку любовь к книге”.

Я назвала лишь примерный круг вопросов, которым занимается родительский комитет, обратив особое внимание на первые месяцы работы. Со временем придет опыт, и, конечно, план работы будет расширен и обогащен благодаря инициативе и доброй воле пап и мам.

Главное – нужно привлечь по возможности всех родителей к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе микроклимат, в котором дети будут учиться и жить дружно, весело, увлеченно.