Цель: приобщение детей к изучению родного языка.
Задачи:
- привить интерес к русскому языку;
- предоставить учащимся возможность проявить свои творческие способности;
- расширение кругозора;
- нравственное воспитание детей;
- воспитание в школьниках коллективных взаимоотношений.
Материалы: цветные карандаши, листы бумаги, таблички с ребусами, нарезки слов из пословиц.
Ход мероприятия
– Сегодня мы проводим турнир знатоков русского языка. Турнир – это состязание, соревнование. Сегодня будут состязаться две команды “Аз” и “Буки”. Первое задание: нарисовать эмблему команды и выбрать капитана.
Первый конкурс называется “Вопрос-ответ”. Каждой команде поочередно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без обдумывания. Количество очков, заработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов на вопросы.
Конкурс 1. Разминка
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Чего в русском алфавите больше: гласных букв или звуков? (Букв.)
- Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (Глагол.)
- Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы “кто” или “что”? (Подлежащее.)
- Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода.)
- Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)
- Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.)
Конкурс 2. Конкурс знатоков словарных слов
От каждой команды вызывается по 2 знатока словарных слов. воспитатель загадывает загадки, отгадкой которых являются словарные слова. участники команд дают ответ на загадку, а знатоки записывают эти слова на доске. Каждое правильно записанное слово дает команде очко.
Деревянный кафтан,
В нем живет цветной Иван.
Любит он альбом, тетрадь,
А я люблю им рисовать. (Карандаш.)
Ты в летний полдень, в тишь и зной
Их не увидишь над собой.
А иногда белы, как вата,
Они плывут, спешат куда-то. (Облака.)
Эти резвые подружки,
Попрыгуньи и крикушки,
Песни громко распевают
И комариков глотают. (Лягушки.)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото.)
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет –
Последний лист отпадет. (Календарь.)
Не зверь, не птица,
Нос, как спица;
Летит-кричит,
Сядет-молчит;
Кто его убьет-
Свою кровь прольет. (Комар.)
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для пода он хорош,
Да с собой не унесешь... (Костер.)
Я землю копала –
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал. (Лопата.)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь.)
В поле родился,
На заводе варился,
На столе в стакане
Быстро растворился. (Сахар.)
Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина.)
Конкурс 3.
РебусыВоспитатель поочередно показывает картинки с ребусами командам. Через 30 секунд команда должна назвать слово, зашифрованное в ребусе. Каждое слово оценивается в 1 балл.
Конкурс 4.
“Собери пословицу”Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить ее смысл. Команда, выполнившая задание первой, за верный ответ получает 3 балла. Вторая команда – 2 балла. Если пословица составлена неверно или неправильно истолкована, с команды снимается 1 балл.
сердитых возят на воду
(“На сердитых воду возят”)
час минуту упустишь потеряешь
(“Упустишь минуту – потеряешь час”)
Конкурс 5.
Конкурс капитановИз букв слова Орфограмма капитаны должны за одну минуту составить слова. Кто больше, тот и победил, принеся команде по баллу за каждое слово.
Примерные варианты слов: граф, гром, форма, грамм, горы, рог, маг, гром, гамма, мама и т.д.
Награждение.