Турнир знатоков русского языка

Разделы: Внеклассная работа


Цель: приобщение детей к изучению родного языка.

Задачи:

  • привить интерес к русскому языку;
  • предоставить учащимся возможность проявить свои творческие способности;
  • расширение кругозора;
  • нравственное воспитание детей;
  • воспитание в школьниках коллективных взаимоотношений.

Материалы: цветные карандаши, листы бумаги, таблички с ребусами, нарезки слов из пословиц.

Ход мероприятия

– Сегодня мы проводим турнир знатоков русского языка. Турнир – это состязание, соревнование. Сегодня будут состязаться две команды “Аз” и “Буки”. Первое задание: нарисовать эмблему команды и выбрать капитана.

Первый конкурс называется “Вопрос-ответ”. Каждой команде поочередно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без обдумывания. Количество очков, заработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов на вопросы.

Конкурс 1. Разминка

  1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или звуков? (Букв.)
  3. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (Глагол.)
  4. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.)
  5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы “кто” или “что”? (Подлежащее.)
  6. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода.)
  7. Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)
  8. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.)

Конкурс 2. Конкурс знатоков словарных слов

От каждой команды вызывается по 2 знатока словарных слов. воспитатель загадывает загадки, отгадкой которых являются словарные слова. участники команд дают ответ на загадку, а знатоки записывают эти слова на доске. Каждое правильно записанное слово дает команде очко.

Деревянный кафтан,
В нем живет цветной Иван.
Любит он альбом, тетрадь,
А я люблю им рисовать. (Карандаш.)

Ты в летний полдень, в тишь и зной
Их не увидишь над собой.
А иногда белы, как вата,
Они плывут, спешат куда-то. (Облака.)

Эти резвые подружки,
Попрыгуньи и крикушки,
Песни громко распевают
И комариков глотают. (Лягушки.)

Не вода и не суша –
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото.)

Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)

Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет –
Последний лист отпадет. (Календарь.)

Не зверь, не птица,
Нос, как спица;
Летит-кричит,
Сядет-молчит;
Кто его убьет-
Свою кровь прольет. (Комар.)

На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для пода он хорош,
Да с собой не унесешь... (Костер.)

Я землю копала –
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал. (Лопата.)

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь.)

В поле родился,
На заводе варился,
На столе в стакане
Быстро растворился. (Сахар.)

Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина.)

Конкурс 3. Ребусы

Воспитатель поочередно показывает картинки с ребусами командам. Через 30 секунд команда должна назвать слово, зашифрованное в ребусе. Каждое слово оценивается в 1 балл.

 

Конкурс 4. “Собери пословицу”

Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить ее смысл. Команда, выполнившая задание первой, за верный ответ получает 3 балла. Вторая команда – 2 балла. Если пословица составлена неверно или неправильно истолкована, с команды снимается 1 балл.

сердитых возят на воду
(“На сердитых воду возят”)

час минуту упустишь потеряешь
(“Упустишь минуту – потеряешь час”)

Конкурс 5. Конкурс капитанов

Из букв слова Орфограмма капитаны должны за одну минуту составить слова. Кто больше, тот и победил, принеся команде по баллу за каждое слово.

Примерные варианты слов: граф, гром, форма, грамм, горы, рог, маг, гром, гамма, мама и т.д.

Награждение.