Введение
Межличностное общение школьников между собой и их общение с педагогом может осуществляться с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Основное общение с использованием таких средств и технологий должно происходить в режиме самостоятельной индивидуальной деятельности каждого ученика. Наиболее яркими и значимыми формами межличностного общения школьников, демонстрирующими преимущества использования средств ИКТ в таком общении, являются учебные телекоммуникационные проекты и организуемые в их рамках учебные телеконференции.
Учебная телеконференция является эффективной активной формой организации учебной деятельности. Она позволяет самостоятельно формировать у учащихся мнение на происходящие события, осознавать многие явления и исследовать их с различных точек зрения, решать поставленные проблемы совместными усилиями.
Основным элементом любой телеконференции является процесс обсуждения определенного вопроса и выработка определенного суждения. Отличительной чертой телеконференции является использование информационных и, особенно, телекоммуникационных технологий для организации связи удаленных друг от друга участников обсуждения. Учебной же телеконференцию можно назвать в том случае, если в ее рамках осознанно формируется учебная задача, которая определяет все принимаемые технические, технологические и организационные решения.
Учебная телеконференция, в отличие от обычной конференции, предполагающей личное присутствие участников, существенно расширяет образовательные возможности, предлагая школьникам и педагогам специфические формы общения.
Телеконференция предполагает предварительную подготовку участников перед выступлением, в следствии чего, появляется возможность подготовить более взвешенное, продуманное сообщение по конкретному вопросу, аргументировано обосновать свое мнение и оформить его в наиболее лаконичном виде. В результате происходит развитие рефлексивной культуры обучающегося, его критического мышления.
Отметим, что в обычном смысле слова конференция – это процесс обсуждения некоторых проблем несколькими участниками. Телеконференция – конференция, проводимая между удаленными участниками с помощью телекоммуникационных технологий. Для проведения телеконференций в условиях одной школы могут быть использованы разновидности электронной почты и специализированные сервисы сети Интернет. Телеконференции (многие ко многим) реализуют возможность организации виртуальной группы участников, где каждый может присоединиться в любой момент и принять участие в обсуждении, добавляя свои реплики по рассматриваемой теме. В нашем случае предлагается организовать телеконференцию с помощью оборудования видеоконференцсвязи (ВКС) полученного по проекту “Гимназический союз России”, в которой примут участие как минимум три школы (максимум восемь школ) – участники “Гимназического союза России”. Конференция будет организована с использованием технологии проведения телеконференций с использованием так называемых "блогов " в сети Интернет.
В зависимости от материально-технического обеспечения представленная разработка обладает вариативностью:
- Урок с использованием средств видеоконференцсвязи;
- Урок с использованием web – камер для связи и специализированных сайтов в сети Интернет для проведения web-конференций.
Данный вид разработки можно использовать на федеральном уровне, в виду того, что средство видеоконференцсвязи объединяет большое количество учебных заведений России. Фонд поддержки образования, реализующий проект “Гимназический союз России”, охватывает следующие округа:
- Центральный федеральный округ (18 областей),
- Северо-Западный федеральный округ (11 республик и областей),
- Южный федеральный округ (13 республик и областей),
- Приволжский федеральный округ (15 республик и областей),
- Уральский федеральный округ (6 областей и округов),
- Сибирский федеральный округ (16 республик и областей),
- Дальневосточный федеральный округ (9 округов, республик, областей).
Использование системы видеоконференцсвязи в учебных целях было неоднократно апробировано в нашем учебном заведении: олимпиада по технологиям для учащихся, обмен опытом, теле-лекции, проводимее профессорами высших учебных заведений по ряду школьных предметов, дискуссии, круглые столы и т.д.
Цели и задачи методической разработки урока
Цель методической разработки – организация поисково-исследовательской деятельности учащихся 11 классов в образовательной области “Информатика и ИКТ” с использованием средств коммуникаций (Видеоконференцсвязь, Web – конференция, блоги).
Задачи:
- Образовательная – предполагает развитие умений и навыков совместной работы над одним проектом, развитие чувства стиля общего проекта, соблюдение общих правил и норм; совершенствование информационно-коммуникативной грамотности учащихся: общение с собеседниками по средствам телеконференции, вести общий проект, развитие умений и совершенствование навыков использования средств видеоконференцсвязи; развитие умений избирать и анализировать теоретический материал, излагать изученный материал участникам образовательного процесса по средствам реализации общего проекта в сети Интернет (на блогах), а также развитие умений воспринимать и воспроизводить полученный новый материал.
- Развивающая – совершенствование умений вести дискуссию (умения выражать свое мнение и уметь его доказывать в дискуссии), актуализировать познавательную деятельность, развитие учебно-познавательных мотивов; совершенствование умений работать в группе (воспитание уважения к мнению оппонента).
- Воспитательная – воспитание уважительного отношения к собеседнику.
Основная идея педагогической деятельности – образовательная и воспитательная
- Образовательная. В педагогической деятельности содержание учебных дисциплин должен носить сформированный логический и образный облик для облегчения учащимся восприятия, понимания и использование приобретенных знаний в решение проблем науки, техники и технологии.
- Воспитательная. Педагогическая деятельность должна быть направлена на развитие личности учащегося, его способностей к научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности. Более того, процесс обучения должен быть направлен на выявление особенностей обучающегося, как субъекта; признание его субъективного опыта как самобытности и самоценности, а также формирование механизма самоорганизации и самореализации учащегося в процессе обучения, развитие его познавательных способностей. Таким образом, педагогическая деятельность учителя должны быть направлена на создание условий, предоставляющих учащемуся самому определять траекторию индивидуального развития.
Новизна методической разработки инновационного опыта.
Данная методическая разработка обладаем рядом идей и технологий:
- по отношению к структурным элементам образовательных систем (нововведения в технологиях обучения, средствах обучения, системе диагностики);
- по отношению к личностному становлению субъектов образования (развитие определенных способностей учеников, таких как беседа по средствам телеконференции, работа в сети над общим проектом, сфера развития их знаний, умений и навыков, способов деятельности);
- по области педагогического применения (в учебно-воспитательном процессе – новая форма совместной работы учащихся различных школ России)
- по формам организации учебной деятельности учащихся (групповая, дистанционная);
- по функциональным возможностям (обновление образовательной среды и социокультурных условий);
- по способам осуществления (систематические – данный формат урока можно применить в рамках не только информатики, но и по другим предметам);
- по степени предполагаемых преобразований (модернизирующие).
Уровень практической значимости инновации позволяет распространить данный опыт на многие предметы, на общеобразовательный процесс в целом, т.е. имеет отраслевой (общепедагогический) уровень. Педагогическая идея имеет глобальный уровень новизны, т.к. она вносит кардинальное преобразование образовательного процесса от постановки новых целей до новых подходов к образовательной диагностике. По новизне четко определяется уровень преобразования. Он заключается в применении новых информационных технологий в ходе урока, что позволяет раскрыть новые ресурсы учащихся. Данный опыт можно будет применить в различных учебных заведениях (СОШ, СОШ с углубленным изучением, гимназии, лицеи) по образовательной области “Информатика и ИКТ”, как с базовым учебным курсом информатики, так и с углубленным, который можно интегрировать в другие образовательные области.
Основная часть
Выделим основные дидактические функции телеконференции как средства обучения школьников. Любой участник учебной телеконференции, будь то ученик или учитель, может:
- отправить свое сообщение, высказав в нем свое мнение по поводу обсуждаемого предмета. После размещения его на блоге или в специальной области сообщений, оно сразу же попадает в поле зрения всех участников и, возможно, вызовет их ответные сообщения;
- задать свои вопросы участникам телеконференции – ученикам или учителю. Но так как телеконференция имеет строго учебную направленность, то, соответственно, эти требования переносятся и на вопросы (и прочие сообщения) участников;
- ответить на вопросы других участников и модератора, высказывая свое мнение или делясь информацией с другими;
- читать сообщения других. Каждый участник учебной телеконференции может читать все пришедшие и размещенные к данному моменту сообщения, или, выборочно, по одному из тематических направлений;
- участвовать в дискуссии. При этом важно, не упуская предмет обсуждения из виду, лаконично, понятно и достаточно аргументировано выразить свою мысль. Сообщение должно быть корректным и предполагать возможность дальнейшего обсуждения;
- развивать свои познавательные возможности, приобретать новые знания. Исходя из своей специфики, учебная телеконференция содержит такой объем информации по определенной теме, который может быть использован в целях образования и развития школьников;
- одновременно участвовать в обсуждении сразу нескольких тематических направлений;
- заявить о себе, о своих идеях, и не только узкому кругу лиц. Учебные телеконференции, размещенные на сайтах сети Интернет или в специальных областях сообщений других телекоммуникационных сетей, может посещать большое количество заинтересованных пользователей, не являющихся непосредственными участниками телеконференции.
К характерным особенностям использования этого метода в обучении школьников с использованием информационных и телекоммуникационных технологий следует отнести деление всего класса на неформальные подгруппы в 2–3–5 школьников. В такой подгруппе ученик, как член неформального объединения, оказывается приближенным к социальной микросфере, которая сильнее воздействует на личность, чем среда академической группы. Малая группа, более предметно требует от каждого школьника активного индивидуального участия, независимо от его особенностей.
При групповой деятельности малыми коллективами наиболее существенным становится не успех отдельного школьника, а успех, который достигается вследствие группового стиля деятельности и взаимопомощи, который побуждает к активному участию каждого ученика в работе малой группы.
В процессе проведения учебной телеконференции на базе использования коммуникационных технологий в ней создается специфическая учебно-познавательная среда, основными характеристиками которой являются:
- интерактивность, определяемая как активное взаимодействие всех участников обучения друг с другом и с сетевыми информационными ресурсами, поддерживаемое как на техническом, так и на методическом уровне;
- информативность – насыщенность среды информацией, организованность и удобство пользования данной информационной средой посредством специальных технологических приемов и средств ИКТ;
- открытость – данная учебно-познавательная среда является открытой с точки зрения доступа к информационным сообщениям и общения с другими участниками конференции;
- оперативность, обеспеченная высокой скоростью обмена информацией, возможностью контролировать процесс обучения, поддерживать обратную связь со школьниками и учителями, регулярно обновлять информацию о ходе конференции, быстро корректировать ее при необходимости и осуществлять к ней доступ пользователей в любое удобное для них время;
- интегративность, предусматривающая возможность интеграции данной среды с системой общего среднего образования как на уровне содержания, так и на уровне организации.
Продолжение статьи смотреть в Приложении 1