Цель: оптимизация взаимодействия педагогов с родителями.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам.
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны воспитателей, и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что "детский сад всему научит", и их основная обязанность теперь - обеспечивать материальное существование своего чада. Негативные же отношения могут произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с дошкольным учреждением родителей или их знакомых.
Другая причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. И когда воспитатель говорит о ребенке, делает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Причем как оказывается, у воспитателей возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их работу.
Когда обращаешься к воспитателям, многие высказываются о трудностях работы с родителями. Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Так некоторые воспитатели признаются, что "тушуются" перед родителями, т.к. неуверенны в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе.
В нашем дошкольном учреждении постоянно ведется работа по оптимизации взаимодействия воспитателей с родителями, но стало ясно, что педагогам необходима отработка конкретного практического навыка. В связи с этим нами был разработан и проведен трехдневный семинар-практикум с элементами тренинга, который помог нашим педагогам справится со множеством проблем, возникающими у них в моменты общения с родителями воспитанников, и наладить эту взаимосвязь.
Благодаря этой работе мы добиваемся положительной динамики в решении заявленной проблемы, именно поэтому мы хотим поделиться нашей разработкой со всеми, кто так же работает в данном направлении.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ:
ПРИВЕТСТВИЕ (состояние, настроение)
Упражнение "Минута на разговор" (10-12 мин)
Цель: сплочение группы, создание положительной эмоциональной атмосферы, рабочей обстановки.
Участники тренинга делятся на две команды, садятся в два круга (внутренний остается неподвижным). Члены внешнего круга, выполнив задание-беседу, пересаживаются к следующим участникам для продолжения разговора. Темы беседы: погода, дети, любовь, работа, дом, мода, завтрашний день, отпуск, ближайший праздник.
Упражнение "Поиск общего" (5-6 мин)
Цель: сплочение группы, создание положительной эмоциональной атмосферы, рабочей обстановки.
Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д. Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д.
Анкета.
Цель: настрой на работу по теме семинара, получение педагогического рефлексивного опыта, опыта взаимодействия в группе, опыта представления интересов всей группы.
ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЯМИ И РОДИТЕЛЯМИ:
- Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей.
- Недостаточная компетентность многих воспитателей.
- Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду.
- Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания.
- Стремление воспитателей избегать "живого" общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.
- "Закрытость" дошкольного учреждения.
- Низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе.
Работа:
Заполнение анкет (1-2 мин);
Разбиться на группы по 5-6 человек;
Работа в группах (правила (!), выбор презентующего) (30-40 мин);
Презентация мнений группы (на группу 5 мин, примерно).
Заключительный шеринг (5-10 мин, сохраните до завтра свои записи и анкеты).
ДЕНЬ ВТОРОЙ:
ПРИВЕТСТВИЕ (состояние, настроение, 3-4 мин)
"Карлики и великаны" (2-3 мин)
Цель: сплочение группы, создание положительной эмоциональной атмосферы, рабочей обстановки.
Все стоят в кругу. На команду: <Великаны!> - все стоят, а на команду: <Карлики!> - нужно присесть (на стул). Ведущий пытается запутать участников - приседает на команду <Великаны>.
Работа: (50 мин)
Делимся на три группы, каждая берет себе к разбору (методом жеребьевки) по две выявленные ПРИЧИНЫ (работаем с материалом предыдущего дня).
Поиск путей преодоления трудностей (стандартные, нестандартные, комплексная работа детского сада в целом, частная работа каждого педагога и пр.).
Выступление групп.
Совместный анализ 7-го вопроса.
Задача педагогов заполнить таблицы по доставшимся им вопросам:
- обосновать влияние причин (в пользу "Да или "Нет")
- найти пути решения (что можно сделать?):
Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей.
Да: | Нет: |
Пути преодоления: | |
Подобным образом необходимо отработать все семь (или для каждого ДОУ свои) заявленных в предыдущий день семинара причин трудностей взаимодействия между воспитателями и родителями.
Результат участия в семинаре педагогов МДОУ "Золушка", 2009г.:
Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей.
Прямое влияние причины: | Косвенное влияние причины: |
Родители молодые, неопытные, невоспитанные, несдержанные. Считают свое мнение единственным верным и при этом не знают возрастные особенности детей. Не желают слушать. Уходят от проблем, занимаются самообманом, делают вид, что все в порядке ("перерастет"). Особая категория материально обеспеченных родителей, которые готовы платить другим, чем заниматься воспитанием самим. Упорное настаивание на своей "ложной" (с позиции педагогики) точке зрения. | Важна не столько
психолого-педагогическая культура, сколько
воспитанность (культура социальная). Повышать психолого-педагогическую культуру родителей - задача воспитателей и МДОУ. |
Пути преодоления: Каждый год на родительских собраниях в доступной форме (нестандартными способами, с использованием схем, карточек) разъяснять родителям, что должны уметь деть к концу года; Давать родителям на дом консультации по интересующим их вопросам, либо на те темы, на которые им необходимо обратить внимание, по мнению педагога, обязательно беседовать по поводу прочитанного родителями материала; Демонстрировать части занятий или режимных моментов, в которых родитель сможет наглядно увидеть способности своего ребенка; Приглашать родителя в обычный будний день, с целью непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка в группе в течение дня; Индивидуальные беседы с родителями (прием: "вы хотите, чтобы мы вам помогли?.."). |
Недостаточная компетентность многих воспитателей.
Прямое влияние причины: | Косвенное влияние причины: |
Набор личностных качеств,
установок, мешающих конструктивному
взаимодействию (неоправданное упорство,
ригидность, грубость и пр.). Молодой контингент педагогов не обладает достаточным опытом и иногда знаниями. Отсутствие желания вникать в суть конфликтов, разбираться в спорных вопросах. |
Не столько важна компетентность, сколько личная мотивация в профессии (любовь к тому, чем занимается). |
Пути преодоления: Проведение и участие в коммуникативных тренингах; Работа над собой, самосовершенствование. |
Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду.
Прямое влияние причины: | Косвенное влияние причины: |
Воспитателям доступна лишь та информация, которую обличает родитель, часть информации зачастую скрывается родителями. Родители мало интересуются жизнью ребенка в детском саду. | |
Пути преодоления: Анкетирование; Проведение круглых столов, дней открытых дверей, чаепитий, непринужденных бесед; Давать задания на дом, доделывать дома совместно с детьми, начатую в детском саду работу; Создание и поддержание традиций в группе; Организация кружковой деятельности, выставок, открытых просмотров занятий, театральных пятниц, отмечать благодарностью каждого родителя (хоть за самую малость, дать родителю почувствовать себя востребованным); |
Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания.
Прямое влияние причины | Косвенное влияние причины |
Назидательный тон педагога и
постоянные жалобы на поведение ребенка в детском
саду. Родители считают себя достаточно знающими своих собственных детей ("как никто другой"), и часто болезненно воспринимают критику и рекомендации из-за своих амбиций. |
Воспитатель не пытается учить родителя и показать свою грамотность, ему необходимо помочь ребенку, к чему он и призывает родителей. |
Пути преодоления: Меньше жаловаться на ребенка, диалог начинать с позитивной информации и плавно переходить к проблеме; Изменить диалог таким образом, чтобы родитель сам предложил пути выхода из сложившейся ситуации, а педагог тактично скорректирует предложенные идеи ("а каково Ваше мнение?, Вы говорите замечательные вещи, А как Вы предлагаете?"). |
Стремление воспитателей избегать "живого" общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.
Прямое влияние причины | Косвенное влияние причины |
Избегание общения несет
недопонимания и ложные домыслы с обеих сторон. (Причинами может быть: стеснение, отсутствие времени, нежелание давать негативную информацию о ребенке) |
|
Пути преодоления: Ведение кружковой деятельности, групповой работы с обязательным применением активных форм, проведение совместных занятий, творческих вечеров, чаепитий, неформальных встреч; Вовлечение родителей, нежелающих принимать участие в жизни группы, конфликтных родителей в выполнение заданий по поручению родительского комитета, возложение на них ответственности за определенную деятельность; Индивидуальные доверительные беседы Выявление пожеланий родителей и вовлечение их же в создание условий для реализации выдвинутых идей по улучшению работы группы. |
"Закрытость" дошкольного учреждения.
Прямое влияние причины | Косвенное влияние причины |
Проводимые публичные отчеты, доклады относительно деятельности МДОУ не всегда ясны родителям, они избегают этой информации, т.к. недопонимают ее. | "Желание" участвовать в жизни детского сада зависит от родителей. |
Пути преодоления: Проведение встреч с родителями в интересных, нетрадиционных, непринужденных формах; Создание и поддержание традиций в группе; Личная мотивация педагога в проводимых МДОУ мероприятиях, "построение" этих мероприятий перед родителями, повышение перед родителем значимости деятельности МДОУ. |
Совместный анализ 7-го вопроса:
Психолог на ватмане (на доске) маркером в форме мозгового штурма записывает ответы группы на вопрос: Из чего состоит (от чего зависит) статус воспитателя (педагога).
От кого зависит каждое из перечисленных качеств? (от каждого из нас, подвести к мысли "статус воспитателя зависит от самого воспитателя").
"Тропинка" (3-4 мин).
Цель: сплочение группы, создание положительной эмоциональной атмосферы, рабочей обстановки.
Встать, построиться в колонну за ведущим. Участники идут змейкой по тропинке в затылок друг за другом, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы, а остальные повторяют все его движения. По хлопку ведущий становится в хвост змейке, а второй в змейке становится ведущим.
"Да" (5 мин).
Цель: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, " Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков".
Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да".
"Выход из контакта" (10 мин).
Как выйти из контакта? Порой это сделать очень трудно, особенно, если Вы педагог и Вам нужно в группу к детям.
Участники разбиваются по парам. Психолог: "Родитель пришел раньше остальных, заводит с Вами разговор, расспрашивает о ребенке, не замечает, что Вам нужно к детям. Вы должны достойно выйти из контакта".
Комментарий: Оценку собственного успеха можно произвести по 5-ти бальной шкале. Оценивает сначала каждый участник группы, а затем "родитель".
"Развитие простейших навыков общения" (20 мин).
Требуется войти в воображаемую раздевалку и поздороваться с родителями и привлечь к себе внимание без речевого общения, а затем обратиться к родителю, использовав разные приемы (просьба, требование, жалоба предупреждение, похвала, шутка, вопрос, намек, пожелание, рекомендация и т.п.). Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-пантомимического интонирования, правильное положение тела (следить за мышечной свободой и снимать излишнее мышечное напряжение).
Необходимо быть готовым среагировать в неожиданных ситуациях (например: войдя в раздевалку, вы являетесь свидетелем конфликта между родителями, конфликта между родителем и ребенком).
"Точка зрения" (10 мин)
Участники разбиваются по парам. Им задается тема общения, но один из них отстаивает одну точку зрения ("за"), другой - противоположную ("против").
Задача - склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме. Возможные темы:
"Мама учит давать сдачу, педагог учит конструктивным способам взаимодействия";
"Педагог рекомендует проявлять к ребенку требовательность в выполнении культурно-гигиенических навыков (одевания/раздевания и пр.) мама говорит, "он еще маленький, нам его жалко ";
"Вы предвзято относитесь к моему ребенку", педагог дает рекомендации по коррекции поведения ребенка;
"Вы мне ответили "сухо" - "что вы, вам показалось, я интроверт по натуре".
"Вы мне ответили грубо" - вам показалось, так сложились обстоятельства и вы, не дослушав до конца, не так все поняли.
"Педагоги настроены против нашей семьи и нашего ребенка, вы постоянно посылаете нас то к логопеду, то к психологу, наш ребенок что, самый плохой?" - педагог дает рекомендации как можно скорректировать пробелы в развитии поведения и когнитивных процессов;
"Вы никогда не даете роли в утренниках и праздниках моему ребенку, он что, самый не способный?" - ребенок на самом деле не справится.
Анализ: фактически идет работа с возражениями.
- Кто с удовлетворением принимает изменение своей точки зрения? Никто.
- Какие приемы позволяют сделать этот процесс более "гладким".
Основной принцип - не бороться (борьба позиций приводит в тупик).
Как пример, выполнить следующее упражнение:
Упражнение для педагогов "Руки"
Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.
Идеи, выносимые на обсуждение:
В ответ на нажим мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть любая директива рождает отпор.
Если педагог настроен недружелюбно, это ощутимо и родителями неосознанно принимаются меры защиты.
Игра "Встречают по одежке" (15 мин).
Цель игры: развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную "маску".
Участники разворачиваются друг к другу по трое человек. Один получает карточку с надписью, например:
"Я так устала",
"Какие сегодня неуправляемые дети",
"Что же сделать на ужин",
"Когда переведут зарплату",
"Сейчас придет лучший родитель на свете",
"У этого родителя самый необыкновенный ребенок",
"Я все умею",
"Пожалейте меня",
"Знали бы вы, что я еще не все про вашего ребенка рассказываю, жалею вас" и т.п.
Карточки держат так, чтобы никто не смог их прочесть. Обладатель карточки пытается прочувствовать состояние, описанное в карточке, и только лишь выражением глаз и лица демонстрировать его ("посылать"), главное, постоянно думать о том, что написано в карточке.
Оба других участника тройки наблюдают за первым, пытаются отследить свои ощущения в этом контакте и насколько можно, прочесть состояние партнера.
После 2-х минут, участники возвращаются в общий круг.
Обсуждение: проводится методом поиска ответов на вопросы (в тройках):
Опишите свое состояние те, кто наблюдал и пытался оценить то, что демонстрировали обладатели карточек?
Как вы думаете, что демонстрировали обладатели карточек?
Покажите карточки?
Что помешало почувствовать, отгадать?
Что вызывало ощущения (негативные, позитивные)?
"Путаница". (5 мин)
Цель: снятие напряжения, сокращение дистанции в общении.
Группа встает в круг. По сигналу ведущего все закрывают глаза и, вытянув вперед руки, встречаются в центре круга. Правой рукой каждый берет руку любого члена группы, левая рука оставлена для того, чтобы за нее кто-нибудь взялся. После этого все открывают глаза. Ведущий помогает участникам таким образом, чтобы за каждую руку держался один человек. Задача группы - распутаться не отпуская рук, так, чтобы снова получился круг. Кто-то при этом окажется обращенным лицом в круг, а кто-то - лицом из круга.
Заключительный шеринг (5-10 мин, сдайте свои записи).
ДЕНЬ ТРЕТИЙ:
ПРИВЕТСТВИЕ (состояние, настроение, обсуждение последних упражнений предыдущего дня, 7-12 мин).
Что получилось, что не получилось - в упражнении в парах?
Фактически идет работа с возражениями.
- Кто с удовлетворением принимает изменение своей точки зрения? Никто.
- Какие приемы позволяют сделать этот процесс более "гладким".
Основной принцип - не бороться (борьба позиций приводит в тупик).
Как пример, выполнить следующее упражнение:
Упражнение для педагогов "Руки".
Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.
Идеи, выносимые на обсуждение:
В ответ на нажим мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть любая директива рождает отпор.
Если педагог настроен недружелюбно, это ощутимо и родителями неосознанно принимаются меры защиты.
Упражнение "Рак-отшельник" (3-5 мин).
Цель: Разминка, мобилизация внимания участников, тренировка умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию.
Участники разбиваются на тройки. Два человека из каждой тройки встают лицом друг к другу, берутся за руки и изображают морскую раковину - "домик" для рака-отшельника. Третий участник встает между ними и изображает "жильца" - рака-отшельника.
Водящий дает команды:
- "Жильцы ищут домики".
По этой команде "раки-отшельники" выходят из своих убежищ и стремятся занять новые, а "раковины" остаются на месте.
- "Домики ищут жильцов".
"Раки-отшельники" остаются на месте, а "раковины", не разжимая рук, перемещаются в поиске новых жильцов.
- "Буря".
По этой команде все покидают свои места, "раки-отшельники" начинают искать себе новые убежища, а "раковины" - новых жильцов.
Игра проходит интереснее, если количество участников таково, что кто-то один каждый раз остается "бездомным" (он и становится очередным водящим).
"Тропинка" (3-4 мин)
Цель: сплочение группы, создание положительной эмоциональной атмосферы, рабочей обстановки.
Встать, построиться в колонну за ведущим. Участники идут змейкой по тропинке в затылок друг за другом, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы, а остальные повторяют все его движения. По хлопку ведущий становится в хвост змейке, а второй в змейке становится ведущим.
Тест (10-12 мин)
"Да" (5 мин)
Цель: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, " Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков".
Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да".
Игра "Встречают по одежке" (15 мин).
Цель игры: развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную "маску".
Участники разворачиваются друг к другу по трое человек. Один получает карточку с надписью, например:
"Я так устала",
"Какие сегодня неуправляемые дети",
"Что же сделать на ужин",
"Когда переведут зарплату",
"Сейчас придет лучший родитель на свете",
"У этого родителя самый необыкновенный ребенок",
"Я все умею",
"Пожалейте меня",
"Знали бы вы, что я еще не все про вашего ребенка рассказываю, жалею вас" и т.п.
Карточки держат так, чтобы никто не смог их прочесть. Обладатель карточки пытается прочувствовать состояние, описанное в карточке, и только лишь выражением глаз и лица демонстрировать его ("посылать"), главное, постоянно думать о том, что написано в карточке.
Оба других участника тройки наблюдают за первым, пытаются отследить свои ощущения в этом контакте и насколько можно, прочесть состояние партнера.
После 2-х минут, участники возвращаются в общий круг.
Обсуждение: поводится методом поиска ответов на вопросы (в тройках):
Опишите свое состояние те, кто наблюдал и пытался оценить то, что демонстрировали обладатели карточек?
Как вы думаете, что демонстрировали обладатели карточек?
Покажите карточки?
Что помешало почувствовать, отгадать?
Что вызывало ощущения (негативные, позитивные)?
Упражнение "Автобусная остановка" (20мин).
На 4-х стенах тренинговой комнаты тренер вешает листы флипчарта, вверху которых написаны неоконченные предложения. Например:
"С этой минуты я буду..."
"Спасибо..."
"Этот тренинг для меня:"
"Самое важное - это..."
"Сегодня я сделал открытие, что..." и др.
Все участники делятся на 4 группы и отправляются в путешествия по этим остановкам. По 2-3 минутки находятся на каждой и пишут продолжение предложения. Потом им дается ещё пару минут, чтобы участники посмотрели на все листы.
Упражнение "Последняя встреча" (10 мин).
Цель: совершенствование коммуникативной культуры, завершение группы.
Занятия уже закончились. Но все ли вы успели сказать? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".
Упражнение "Сквозь кольцо".
Цель: Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.
Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, направляющий держит в свободной руке гимнастический обруч (можно заранее изготовить кольцо диаметром около 1 м из проволоки, бумаги и т.п.). Задача участников: не размыкая рук, "просочиться" через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него.
Обсуждение: Что помогало выполнить упражнение, а что, наоборот, препятствовало? Было ли задание выполнено в соответствии с каким-то планом, или каждый действовал по собственной инициативе? Как усовершенствовать способ передачи обруча?