Конспект урока "Скоморошина. Потешки". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Задачи:

  • Образовательные: познакомить  с произведениями устного  народного  творчества (потешками) совершенствовать  навык  чтения.
  • Развивающие:  создать условия для развития воображения, смекалки; механической, эмоциональной и зрительной памяти; умения переключать свое внимание, анализировать, сравнивать, прислушиваться к требованиям учителя; расширять  словарный запас.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету; умения работать в коллективе.

Методы обучения:

  • проблемный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • словесный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная;
  • индивидуальная.

Оборудование:

  • у учителя – мультимедиа-проектор, экран, компьютер,
  • у учащихся – учебник  «Чтение и литература, 2 класс», автор Джежелей О.В.

Форма использования   мультимедиа-проектора:  проецирование на  экран при фронтальной работе с классом.

ХОД УРОКА

Слайды
1. Организационный  момент:

– Здравствуйте, друзья! Я веселый человечек! Пришёл  к вам  на  урок! На  вас  посмотреть, себя  показать, кое-что  вам  рассказать! Не  хотите  ли  узнать? Знаете, как  меня  зовут!
– Конечно, я – Петрушка. Самая  известная  на  Руси  игрушка, кукольный персонаж.
– Посмотрите  на  мне  красная  рубашка, холщовые  штаны и
остроконечный  колпак с кисточкой;  очень  часто я – кукла-перчатка. Пьесы с моим участием входили ещё в репертуар скоморохов и состояли из юмористических сценок и диалогов.

 

№2

2. Введение в тему:

– Вы  когда-либо   слышали  такие  слова: скоморошина, скоморох?
СКОМОРОХИ – кто  они? Странствующие актеры в  Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты.
Время появления их на Руси неясно. В народе скоморохов любили, называли их "веселые молодцы", рассказывали про них в сказках, складывали пословицы, поговорки: ""Всякий спляшет, да не как скоморох",
В Древней Руси музыка звучала и на боярских и княжеских пирах, и на народных празднествах, гуляньях. Главными музыкантами в те далекие времена были скоморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах.
Иногда  они  выступали  с дрессированными  животными.
Народное искусство скоморохов в измененном виде живет полной жизнью в наши дни: кукольные театры, цирк с его акробатами, жонглерами и дрессированными животными, эстрадные концерты с их меткими частушками и песнями.

 


№3
№4
№5, 6
№,7,8,9
№10
№11

3. Игра:

– Попробуем  и  мы с вами  побыть  скоморохами.

Чтение  хором, изображая  героев:

Из-за  леса, из-за  гор
Едет дедушка Егор.
Сам  на  лошадке,
Жена  на  коровке,
Дети  на  телятках,
Внуки  на  козлятках.

Чтение по  ролям:

Ты пирог  съел?
Нет, не я!
А  вкусный был?
Очень!

Чтение   и отгадывание загадки.

Игра   с пословицами.

– Найди  начало  и конец пословицы.

 

 

 

№12

 

 

 

 

№13

 

№14

 

№15

Физминутка.

Мы похлопаем  в ладоши
Дружно, веселее.
Наши  ножки  постучали
Дружно, веселее.
По  коленкам мы  ударим
Тише, тише, тише.
Наши  ручки  поднимаем
Выше, выше, выше.
Наши  ручки  закружились
Ниже, ниже, ниже.
Завертелись, закружились,
И остановились.

 
4. Постановка целей. Открытие нового:

– Кто  может  определить  тему  сегодняшнего  урока?

Работа  с учебником. (стр. 5)

– Прочитайте,  как  называется  раздел,  над  которым  будем  работать?
– Как  вы думаете, что  будем  изучать  в этом  разделе Скоморошина?
– Посмотрите в содержании. (стр. 94)
– Кто  автор  этих  произведений?
– Устное  народное творчество – мудрость  народа, произведения , которые  передаются  из уст  в уста  многие  столетия. Фольклор.
– Что же  называют  потешками? (с. 7)
– Что  рассказала  потешка  о Мите?
– Кто  её  рассказывает?
– А  кто  такие  скоморохи?

Работа  с учебником  (стр. 8)

– Рассмотрите  лица  скоморохов.
– Прочитайте  вопрос  под  иллюстрацией про  себя
– Назовите  цвет  шапочки  скоморохов, который думает? Улыбается? Плачет? Горюет? Удивляется? Сердится? Смеётся? Пугается?

Работа  с учебником (стр. 9)

– Это  задание  поможет  нам  правильно  с нужной  интонацией  прочитать  потешки на( стр. 9.)
– Не  забывайте, что  потешка – игра, забава.

Чтение  про  себя, подготовка  к чтению  вслух.

– Какое  выражение лица 1 скомороха, что  оно  выражает? (Улыбку)
– С  какой  интонацией  будете  её  читать?
– 2 потешка – все  время  меняется  выражение  лица  у скомороха  – тревожное, удивление, страх, радость.
– Попробуйте  и вы  прочитать  потешку, передавая  мимику  лица  скомороха, но  еще  управляя  голосом.

 

 

№16

5. Продолжение  работы по теме урока:

Чтение  по  ролям: (стр. 10-11)

– О  чем  говорится  в  потешке  на  с. 10
– Сколько  скоморохов  нужно, что бы  разыграть  потешку?
– Какова  девица? Какая  интонация?
– Кто  нарисован  на  картинке? (с.10)
– Что  случилось  с мальчиком?
– Прочитайте  про  себя  потешку?
– Кого  она  высмеивает?
– Кто  кого  поймал?

Разыграем  потешку по  ролям.

Чтение  про  себя ( стр. 11)

– Для  каких  ребят  создана  следующая  потешка?
– Как  вы  думаете,  какой Елизар?
– Попробуйте  прочитать  её  так, что бы  стало  понятно, какой он  Елизар?

Чтение  вслух по  ролям.

 
6. Формирование  практических  умений и навыков.

Работа   с  учебником (стр. 12-13)

– Каких  скоморохов  выберете  для  того, что бы  озвучить    потешку? – Почему?
– С  каким  настроением  разговаривают  ребята?
– Как  зовут  детей?

Чтение:

  • без голоса (про себя)
  • шепотом  медленно.
  • вслух 
 
7. Итог  урока

– Чему  посвятили  урок?
– Что  особенно  понравилось? Запомнилось?
– Кто  из  вас  может  рассказать  о  Скоморохах?
– Что  такое  устное  народное  творчество?
– С  каким  видом  устного  народного  творчества познакомились?
– Для  чего  создавались   потешки?
– Вы  сегодня  славно  поработали!

№17
8. Домашнее задание:  стр. 14-15 выразительное  чтение  Потешек.  

Использованная  литература:

  1. Джежелей О.В. Учебник  Чтение  и литература, 2 класс – М., Дрофа – 2009.
  2. Джежелей О.В. Чтение и литература .Дидактические  материалы – М., Дрофа –2008.
  3. Джежелей О.В. Дидактический  материал. Чтение  и литература. 2 класс. М., Дрофа – 2008.
  4. Синицын В.А. Мечтай, сочиняй, рассказывай. Рабочие  тетради  для  умных  детей. М., Лада – 2008.
  5. Е.И.Коновалова. Поурочные  планы  по  учебнику О.В.Джежелей .Чтение  и литература. Волгоград. Учитель – 2002.
  6. Ожегов С.И. Словарь  русского  языка. М.ГОСИЗДАТ ин. и нац. словарей – 1960.

Список использованных материалов, Интернет-ресурсов:

  1. Рамка для 1 страницы. http://www.1000designs.ru/fotoframes/print:page,1,1063-ramka-shkolnaja.html
  2. Скоморохи http://content.foto.mail.ru/mail/mirabo75/_blogs/i-3243.jpg
  3. http://www.artlib.ru/objects/gallery_76/artlib_gallery-38482-b.jpg
  4. http://www.about-ukraine.com/work_folder/001_1249016134.jpg
  5. http://drolls.onego.ru/img/skomor/ph003.jpg
  6. http://www.kirillovgallery.ru/assets/images/141m.jpg
  7. http://www.indem.ru/satarov/PoVoSoIzm.files/image003.jpg
  8. http://nnov-2orang.narod.ru/pict-skazki/tsar-skomoroh.jpg
  9. Петрушка http://bms.24open.ru/images/acc41188eed759d46a2a93e391f7b691
  10. Петух http://www.welldes.com/images/mr_rooster_running_lg_nwm.gif
  11. Учебник и тетрадь http://www.char.ru/books/p1147780.jpg
  12. http://www.nybooks.ru/img_cat/511138.jpg