В настоящее время методу проектов придается большое внимание в связи с переходом к новым образовательным парадигмам, подразумевающим приобщение учеников к поиску информации и самостоятельному анализу ее содержания. Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в практическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. В процессе реализации проекта необходимо реализовать определенный алгоритм действий:
Проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
1-й этап. Проблема, выбор темы, которая должна содержать проблему; формулировка гипотезы, определение цели и задач.
2-й этап. Проектирование. Определено количество участников, в какой форме будет проект. Запуская проект необходимо составить календарь работы над проектом: даты, основные этапы и краткое содержание проделанной работы, ответственные за каждый этап.
Каждый член группы должен знать, что он предоставит к концу того или иного этапа работы
3-й этап. Поиск (исследовательская деятельность). Поиск и сбор информации, изучение специальной литературы. Обмен информацией и ее обсуждение с другими участниками проекта. Анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов.
4-й этап. Продукт. Оформление материалов, информационных стендов, иллюстраций, схем, диаграмм, презентаций. Предполагаемый иллюстративный ряд к проекту. Материально-техническое обеспечение проекта: аудио, видео, стенд.
5-й этап. Презентация. Ребята защищали свои проекты.
Проекты бывают:
- Исследовательские. Они предполагают деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования;
- Прикладные. Они направлены на получение конкретного результата деятельности;
- Информационные. Они направлены на работу с информацией о каком-либо явлении или объекте;
- Ролевые. Они направлены на реконструкцию и моделирование определенных ситуаций.
Что предполагает более глубокое погружение в определенную тему.
Таким образом, каждый проект имеет внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, и внутренний – опыт деятельности - достояние учащегося, соединившего в себе знания и умения.
В полном объеме данная методика может быть применена в основном в старших классах и во внеучебное время. Для подготовки учеников к настоящим проектам необходимо начать их знакомство с данной технологией на уровне второй ступени обучения. Отдельные элементы метода проектов вполне успешно могут внедряться при обучении истории уже в 6–9-х классах. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы и методики направленные на развитие когнитивных, социально-коммуникативных компетенций учащихся. В ходе традиционного урока возможно создание ситуации интеллектуального поиска, основанной на поиске решения проблемной задачи или ситуации в самых различных ее вариантах. Учащиеся второй ступени обучения уже владеют достаточным уровнем навыков по поиску и анализу информации, осваивают способы ее правильного оформления и предъявления.
Наряду с большими проектами существуют мини-проекты, которые отличаются рядом особенностей.
Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент.
Во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию.
В-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации.
Проект должен быть основан на прочном знаниевом фундаменте, и в то же время подразумевать индивидуальное представление и личностное отношение к изучаемому периоду истории. По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, комбинированные, индивидуальные, групповые. Вид мини-проекта зависит от нескольких моментов: от уровня подготовленности учащихся, от содержания изучаемого материала, от особенностей организации учебного процесса в данном образовательном учреждении.
Из опыта работы можно предложить несколько примеров применения метода мини-проектов.
В 5-м классе при изучении истории Древнего мира учащимся можно предложить после изучения соответствующих разделов выполнить дома следующие задание: изготовить из различных материалов, имитирующих настоящие, образцы древней письменности: глиняных таблички (можно использовать пластилин, покрытый лаком), папирус ( на особой бумаге, которую можно предварительно искусственно состарить), пальмовые листья (можно использовать засушенные листья комнатных растений), шелковая ткань, бамбуковые дощечки( в качестве заменителя моно использовать скрепленные линейки), навощенные таблички, берестяная кора и т.д.
Так же на уроке можно предложить самостоятельно составить и проиллюстрировать сводную таблицу применяемых в Древнем мире систем счета и фиксирования цифр.
Более сложной формой задания является составление отрывков из утерянных летописей и записей древних историков на определенную тему, например, неизвестный источник по истории Греко-персидских войн, воспоминания ветерана Цезаря, письмо Александра Македонского Аристотелю из Восточного похода и т.д. В этом случае можно усложнить задание и поставить перед учениками проблему проверки подлинности документа путем совместного критического анализа и поиска исторических ошибок, допущенных в нем (намеренно или случайно). Поиск неточностей и фальсификаций заставляет учеников более внимательно и критично относиться к информации и подстегивает желание самостоятельно продолжить работу по ее расширению и освоению.
В 6-м классе уже возможно привлечение учащихся к решению более сложных задач. Например, после изучения соответствующих разделов по истории Средних веков, связанных с ролью католической церкви в обществе, с положением рыцарского сословия и Крестовых походов, ученикам предлогается творческое задание на дом: придумать и написать свою "Историю рыцаря", придумать его биографию, девиз, герб, знамя, поставить его в реальное историческое окружение, отправить его в реальный Крестовый поход, записать его приключения, составить карту его странствий, описать реальные сражения.
Ученикам можно предложить составить кроссворд на историческую тему. Это будет способствовать развитию самых разнообразных умений и компетенций. Исторический кроссворд можно модернизировать например, путем применения комбинированных вопросов и способов кодирования информации.
В 5–6-х классах хорошие результаты дает использование кроссворда, в котором часть вопросов заменяется на рисунки, фрагменты картинок, символов, карт, репродукций и т.д. Тем самым привлекаются для составления кроссвордов самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому правильнее ее организовать в виде домашнего мини-проекта, тем более что он требует индивидуальной творческой работы, создавая тем самым условия для самореализации учащихся с разным уровнем подготовки.
Таким образом, использование мини-проектов позволяет формировать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и дома.
В проектной технологии учитель формирует мотивацию участников, проводит консультации по выбору тем проекта, по содержанию проекта, оказывает помощь в подборе материала, отслеживает деятельность каждого участника проекта, координирует действия всех участников, выступает в качестве эксперта на защите проекта, делает анализ проделанной работы, оценивает каждого участника проекта.
Роль учителя в проектной технологии очень велика, именно от него зависит и процесс, и результаты. Поэтому учитель должен владеть всем арсеналом, исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся; уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом; уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. Все это позволило учителю поддерживать устойчивый интерес к выбранной теме проекта.
Мы знаем, что научно-исследовательской работой могут заниматься школьники с высоким интеллектуальным уровнем, и нет необходимости обучать исследовательской деятельности всех без исключения школьников. Однако у нас нет выбора. Концепция профильного обучения, другие нормативные документы предполагают включить в учебный план старших классов исследовательскую и проектную деятельность школьников как обязательную.
Смысл проектного обучения заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Проектный метод обучения эффективен как в урочной, так и в неурочной деятельности, так как:
- во-первых, начинать проектную деятельность можно уже в начальной школе;
- во-вторых, метод проектов результативен в самой обычной школе, где в классе – 3–4 ребенка с высоким уровнем обучаемости;
- в-третьих, метод проектов способствует усилению связи учебного процесса, ориентированного на исследовательские методы обучения, с системой внеурочной деятельности, использованию межпредметных связей;
- а главное – в основу метода проекта положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, практический или теоретический.
Минусы метода: трудоемкая работа, отнимает много времени, пока не умеют выделять главное из потока информации.