Цели урока:
- развивать языковое чувство учащихся;
- формировать навыки вдумчивого чтения художественного текста;
- формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с текстом;
- заинтересовать учащихся личностью и творчеством И.А. Крылова;
- способствовать эмоциональному восприятию басен;
- воспитывать любовь к литературе, умение различать положительное и отрицательное в поступках героев басен Крылова
Оборудование: карточки с фразами или словами из определённой басни, ставшие крылатыми; слайды с видами г. Санкт-Петербурга; портреты И.А. Крылова и Эзопа; выставка книг И.А. Крылова.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Рассказы учащихся об И.А. Крылове и его творчестве.
II. Повторение изученных басен И.А. Крылова
Используются карточки с фразой или словами из определённой басни, ставшие крылатыми.
- «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…»
- «Да только воз и ныне там…»
- «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок…»
- «Совсем без драки могу попасть в большие забияки…»
- «Это зло ещё не так большой руки…»
- «А проку на волос нет в них…»
- «Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, невежда про неё свой толк всё к худу клонит…»
- «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться…»
- «Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!»
- «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней…»
- «Друзья, хоть вы охрипните, хваля друг дружку, всё ваша музыка плоха!»
- «Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку…»
III. Рассказ учителя о памятнике И.А. Крылову в г. Санкт-Петербурге
– На уроке русского языка мы с вами писали
небольшой рассказ о городе Санкт-Петербурге.
Попробуем совершить воображаемую экскурсию.
Давайте мысленно пройдём по набережной вдоль
ограды, а потом заглянем в Летний сад. Вот аллея,
где находится памятник Ивану Андреевичу Крылову.
Баснописец изображен сидящим, в руке у него
книжка, он глубоко задумался. Мы видим открытое
лицо, добрые и проницательные глаза мудрого
человека. На каждой стороне высокого постамента,
на котором разместился памятник, – барельефные
изображения персонажей наиболее известных басен
Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые
собрали по всей России.
– Почему же народ высоко чтит память о великом
баснописце? Почему около «дедушки Крылова»
всегда цветы, играющие дети?
– Крылов учит людей узнавать самих себя,
помогает обнаружить недостатки и подсказывает,
как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости
жизни. Познакомиться с новой басней Крылова –
значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о
себе и людях.
IV. Чтение басни «Ворона и лисица» учителем
V. Беседа по непосредственным впечатлениям
– Что особенно понравилось в басне?
– О чём же это произведение?
– Как вы понимаете слово порок?
– Предосудительный недостаток, позорящее
свойство.
– Какие пороки людей высмеиваются в баснях
Крылова?
– Объясните значение слова лесть.
– Лицемерное, угодливое восхваление.
– Образуйте от слова лесть однокоренные слова.
– Лесть – льстить, льстец, льстивый.
VI. Словарная работа
– Как вы понимаете значение следующих слов?
- Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на чём-либо, на верху чего-либо.
- Всё не впрок – не на пользу.
- Пленить – покорить чем-либо, очаровать (очень сильно понравиться).
- Бог послал – так раньше говорили о чём-либо, случайно добытом или полученном.
- Ангельский (голосок) – отличающийся нежностью, добротой.
- Царь-птица – лучшая из всех птиц.
- Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница (в народных сказках ворон изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе).
VII. Слушание басни известного писателя древности Эзопа «Ворон и Лисица» (в пересказе для детей Л.Н. Толстого).
Ворон и Лисица
Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево.
Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит:
– Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему
росту да красоте, только бы тебе царём быть! И,
верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.
Ворон разинул рот и заорал, что было мочи. Мясо
упало. Лисица подхватила и говорит:
– Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе
царём.
– Чем отличается басня И. Крылова от
прослушанной вами басни Эзопа?
– Н.В. Гоголь писал о Крылове, что «звери у него
мыслят и поступают слишком по-русски». В народных
сказках Лиса выступает как хитрая, лукавая,
вездесущая кумушка, Ворона же изображается
неповоротливой, тугодумной и простоватой птицей,
хотя её собрат Ворон в русском животном эпосе
обладает даром предвидения. Ворона и Лисица –
главные герои басни, однако наряду с ними важное
значение приобретает и кусочек сыра. Не случайно
Крыловым в отличие от Эзопа, у которого Ворон
«добыл кусок мяса», описывается сыр. С
незапамятных времен сыр на Руси был редкостью и
считался заморским лакомством.
VIII. Чтение басни Крылова учащимися (про себя)
IХ. Работа над содержанием
Деление басни, исключая мораль, на три части. Озаглавливание каждой части. («Находка», «Льстец», «Простофиля».)
– Какие глаголы использует И. Крылов, описывая
действия Вороны?
– Проследите, как действует на Лисицу сыр.
– Каким метким словом называет И. Крылов Лисицу?
Что обозначает это слово?
– Прочитайте, как Лисица льстила Вороне. Для чего
она это делала? Какова Ворона в
действительности?
– Как же прореагировала Ворона на лесть, как об
этом написал Крылов?
– Подготовьтесь к выразительному чтению басни.
– Скажите, о чём предупреждает своих читателей
Иван Андреевич Крылов?
– Какие пороки людей осуждаются?
– Какие строки из басни «Ворона и Лисица» стали
крылатыми, т. е. употребляются как пословицы? («В
сердце льстец всегда отыщет уголок».)
– Прочитайте пословицы и скажите, как они
соотносятся с содержанием басни. Как вы их
понимаете?
- Верь своим очам, а не чужим речам.
- На языке – медок, а на сердце – ледок.
- У лести нет чести.
Х. Домашнее задание: по желанию учить наизусть или выразительно читать, нарисовать свои иллюстрации к этой басне.
ХI. Итог урока
– С каким человеческим пороком боролся И.А.
Крылов, создавая эту басню? (С лестью,
заискиванием)
– Итак, И.А. Крылов в своих баснях даёт нам советы,
как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают
его басни, а значит и мы с вами, стали умнее,
добрее, лучше.
– Сейчас, каждый из вас подумает о своей роли на
уроке…
– Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?
– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
– Нужно ли изучать басни?
– Чему они учат?