Творческие способности во все времена вызывали огромный интерес у людей. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в их развитии. Таланты появлялись как бы сами собой, ими создавались шедевры литературы и искусства, делались научные открытия, изобретались, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху научно-технического прогресса, когда от каждого человека требуются не только репродуктивные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению больших и малых проблем.
Психологи утверждают, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать творческое (дивергентное) мышление, которое характеризуется преодолением мыслительных шаблонов, стереотипов, снятием ограничений, большой свободой в решении проблем. Оно направлено на порождение новых идей и самовыражений ребенка в исследовательской и проектной деятельности.
Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро меняющемся мире? А каким оно будет будущее, которого мы сами не знаем. Ответ прост – научить ребенка творческому видению, исследовательскому поведению. Именно эти качества личности позволят ему успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни. Поэтому, обучение должно быть направлено на развитие любознательности, наблюдательности, творческой активности и самовыражений ребенка в исследовательской и проектной деятельности. Одним из направлений данной работы является декоративно-прикладное творчество.
Цели:
- развитие творческого потенциала каждого ребенка для решения проблемной задачи на основе организации его поисковой деятельности по подбору наиболее эффективных способов и изобразительных материалов для ее выполнения;
- формирование художественного видения, конструкторских способностей, креативного мышления, воображения.
Задачи:
- Развивать и поддерживать у детей устойчивый интерес к творчеству А.С.Пушкина. Вызвать эмоциональный отклик, путем использования художественных средств (поэзии, музыки, авторских иллюстраций к сказкам).
- Побуждать детей участвовать в коллективном обсуждении и поиске решения творческой задачи: высказывать свои идеи, варианты и предложения; дополнять, развивать и поддерживать идеи своих сверстников; способствовать развитию речевой и коммуникативной активности детей во время обсуждения.
- Инициировать исследовательский поиск вариантов разнообразных способов выполнения творческого задания, используя подходящий изобразительный материал (на свой выбор).
- Формировать художественный вкус, активизировать творческое воображение, развивать конструкторские и дизайнерские способности детей.
- Формировать у детей умение рассказывать о своей творческой работе, ее способе выполнения, представляя аргументы в защиту выбранного способа, оценивать, а также, высказывать свое отношение к творческим находкам сверстников.
Объект исследования: выразительные средства изобразительного творчества.
Предмет исследования: способы использования разнообразных материалов и выразительных средств.
Краткий обзор сведений и умений, имеющихся у детей по данной теме:
- Элементарные представления детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
- Знания о произведениях А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», его стихах.
- Представление о музыкальных произведениях по мотивам сказок А.С.Пушкина (Н.А.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»).
- Умения выполнять поделки из пластилина «Царевна-лебедь» (объемные).
- Умения выполнять поделки на горизонтальной поверхности из соленого теста «Золотая рыбка» с росписью гуашевыми или акварельными красками (плоскостные).
- Умение работать коллективно при выполнении плоскостного панно «Золотой петушок» – по мотивам хохломской росписи
Методика и техника выполнения проектной деятельности:
Методы и приемы работы в процессе руководства творческими проектами детей: создание проблемной ситуации, игровой метод, рассматривание слайдов, художественное слово, вопросы поискового характера, приемы ТРИЗ, публичное представление проектов.
Материал. Акварельные и гуашевые краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, цветная бумага, фольга, крупа (горох, пшено, рис), клей, ножницы, самодельная книга с незавершенными иллюстрациями к сказкам.
Мотивировка детей к выполнению проектов.
– Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в
волшебную страну сказок. (Слайд 1) Вы
узнали, кто это? (А.С.Пушкин.).
– Долгими зимними вечерами любил Александр
Сергеевич слушать сказки, которые
рассказывала его няня. (Слайд 2)
Вспомните, как ее зовут. (Матвеева Арина
Родионовна). А потом он и сам стал придумывать
сказки, да какие: увлекательные, интересные,
волшебные! Вот одна из книг, в которой живут эти
сказки. (Слайд 3) Интересно, а сможете ли
вы узнать их?
Слайд 4 – «Сказка о рыбаке и рыбке».
Слайд 5 – «Сказка о золотом петушке».
Слайд 6 – «Лукоморье…».
Слайд 7 – «Сказка о царе Салтане…».
– В руках у меня еще одна книга со сказками Александра Сергеевича Пушкина.
Хотите книгу откроем,
И в сказку волшебную дверь приоткроем?
(Рассматривание иллюстраций в книге)
1-я иллюстрация:
У Лукоморья дуб зеленый,
Золотая цепь на дубе том,
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом….
– Ребята, а вам ничего не кажется странным в этой иллюстрации? (Высказывания детей). У кота пропала цепь, поэтому и сказка не получается. Давайте посмотрим дальше, неужели во всех сказках такая беда?
2-я иллюстрация: «Сказка о золотой рыбке».
В третий раз закинул он невод, –
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.
– Посмотрите-ка, и в этой сказке какой-то не
порядок. В какую сказку мы с вами попали? (Ответы
детей)
– Как же сказку продолжать, если некому желания
исполнять?
3-я иллюстрация: «Сказка о золотом петушке».
Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
– В какую сказку мы сейчас попали?
– Какие вещи здесь пропали? (Ответы детей)
4-я иллюстрация: «Сказка о царе Салтане».
– Ребята, попробуйте вспомнить отрывок из сказки к этой иллюстрации.
Ель стоит перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там сидит ручная,
Да, затейница какая…
– Я заметила, что почти во всех сказках вещи
пропадают не простые, а … (Ответы детей –
золотые). Вот только у белочки орешки все в
целости и сохранности. Как вы думаете, почему? (Ответы
детей). Правильно, «слуги белку стерегут».
– Кто же мог сотворить такое злодеяние и
испортить все сказки?
– Какого сказочного, злого, жадного, к тому же
бессмертного злодея вы знаете? (Ответы детей)
(Слайд 8)
– В сказочной стране случилась беда – Кощей
Бессмертный, который все над златом чахнет, украл
все золото из сказок А.С.Пушкина, только орешки у
белочки остались, т. к. слуги белку стерегут. Что
же делать, ведь справиться с Кощеем не просто, он
же Бессмертный? (Высказывания детей)
– Вы забыли про свои ручки – умелые ручки,
которые очень многое умеют. Про некоторых людей
так и говорят, у него золотые руки. Почему так
говорят? (Высказывания детей).
– Руки, которые умеют все делать, высоко ценятся,
как золото, вот поэтому так и говорят – золотые
руки. Наши руки тоже золотые, потому что очень
многое умеют. А вот Кощей Бессмертный об этом не
знал и не знает.
Сказки испортились, и свои чередом уже идти не
могут. Я предлагаю вам помочь сказочным героям.
Давайте своими руками смастерим для кота золотую
цепь, для царя Додона золотого петушка, поможем
золотой рыбке. А выполнять мы будем не из золота,
чтобы Кощей Бессмертный опять не украл, а из
материала золотистого цвета. Тем самым обманем
Кощея Бессмертного и сохраним сказки.
– Давайте подумаем, какой цвет подобрать, чтобы
он был похож на золотой (желтый, оранжевый).
Работу можно выполнять, используя краски,
пластилин, бумагу. Подумайте, какими способами
можно выполнить работу. Может быть, кто-то из вас
придумает и предложит совершенно другие способы (Метод
«мозгового штурма»: любые идеи, их обсуждение).
– Ребята, сейчас каждый выберете, пожалуйста,
понравившуюся вам иллюстрацию к сказке,
примите решение, каким способом и каким
материалом, возможно даже и не одним, вы будете
выполнять работу. В работе нам помогут наши
умелые руки, ведь они у нас не простые, наши ручки
– золотые, а значит, могут творить любые чудеса.
Постарайтесь, чтобы ваши работы были
интересными, необычными, а золотые изделия, как
жар горели, и, глядя на них, можно было сказать:
«Это работал золотых дел мастер».
(Дети приступают к работе).
Пояснения к организации работы над проектом
Решение таких творческих заданий в рамках общей темы, над которой работает группа, можно применять, как на занятиях, так и в свободное время, в процессе самостоятельного художественного творчества, по окончанию темы, как проект. Дети должны иметь достаточный объем знаний по теме, в данном случае по теме – сказки А.С.Пушкина, а также умения и навыки в различных видах изобразительной деятельности. Только тогда ребенок способен решать творческие, изобразительные задачи, находить оригинальные решения, идеи, приспосабливая их к разным условиям, обогащая свой художественный опыт, тем самым все это способствует формированию социально активной личности.
В ходе организации такой работы я стараюсь, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности – рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию и т. д., испробовать разные способы изображения и разнообразный изобразительный материал. Таким образом создается поисковая ситуация в совместном или индивидуальном творчестве.
Важную роль играет наличие творческой среды. Только в такой среде проявляется творческая активность ребенка, стремление к многовариативности решения проблемы.
Творческая среда характеризуется:
– разнообразием предметной среды,
изобразительным материалом;
– постоянным поощрением творческой
инициативы, оригинальности идей;
– принятием любого творческого продукта
независимо от его качества;
– доброжелательностью взрослого, отказом от
критики ребенка и его идей;
– личным творческим подходом взрослого к
решению задачи.
В процессе решения с детьми творческих задач используются игровые приемы и ситуации, которые способствуют нарастанию эмоций, включению умственных способностей, внимания, памяти, воображения, усиливает их мотивацию, активизирует процесс создания идей.
Метод «мозгового штурма» позволяет активизировать творческое мышление детей, проявлять творческий потенциал в большей степени, чем обычно, развивает умение вести дискуссию, спор, высказывать идеи, комбинировать, модифицировать, дополнять высказывания других детей.
После окончания в группе сверстников проходит представление (защита) своих проектов с рассказом о выборе выразительных средств и материалов, заслушиваются мнения детей и взрослых о проектах.
Анализ результатов проектной деятельности
Анализируя результаты, хочется отметить, что работы детей получились яркие, необычные и оригинальные по способу выполнения. Дети выполняли работу с большим интересом и старанием: причем они сразу отказались от самых простых способов выполнения – закрашивания карандашами и красками. Дети использовали и сочетали между собой несколько способов работы над проектами: вырезание из цветной бумаги, фольги, аппликация, размазывание пластилином по контуру на плоскости, приклеивание крупы, мозаичный вариант заполнения контура и т д. После реализации своих творческих замыслов, дети с удовольствием включались в творческий процесс своих товарищей, помогали им и советом и практическими действиями. По продолжительности выполнения работа рассчитана на 30-35 минут, но так как это процесс творческий, то можно дать детям дополнительное время или предложить им продолжить или доделать работу чуть позже, отдохнув или в другое время.
Взаимодействие с родителями
С целью приобщения родителей к творческому развитию детей предлагаю им дома вместе со своими детьми выполнить объемные поделки тех же сказочных персонажей, используя разнообразные способы выполнения и материал. По окончании темы организуем выставку «В гостях у сказок А.С.Пушкина», где будут представлены работы детей и родителей, выполненные в течение прохождения темы.
Таким образом, такая форма работы заинтересовывает и увлекает детей своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Дети овладевают умением исследовать, изучать, обогащать свой практический опыт, тем самым расширяется кругозор ребенка, обогащается их эстетическое чувство, развивается способность находить оригинальные решения, при выполнении творческих задач.
Список литературы:
1. Коротаева Е. Творческая педагогика
для дошкольника // ж. Дошкольное воспитание, 6
– 2006 г.
2. Климова Е.П. Художественно-эстетическое
развитие дошкольников. Волгоград, 2005 г.
3. Шашкова З.В. Занятия по предшкольной
подготовке: развитие творческого мышления. М., 2007
г.