Творческий проект на основе изобразительной деятельности "Страна сказок А.С. Пушкина"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Творческие способности во все времена вызывали огромный интерес у людей. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в их развитии. Таланты появлялись как бы сами собой, ими создавались шедевры литературы и искусства, делались научные открытия, изобретались, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху научно-технического прогресса, когда от каждого человека требуются не только репродуктивные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению больших и малых проблем.

Психологи утверждают, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать творческое (дивергентное) мышление, которое характеризуется преодолением мыслительных шаблонов, стереотипов, снятием ограничений, большой свободой в решении проблем. Оно направлено на порождение новых идей и самовыражений ребенка в исследовательской и проектной деятельности.

Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро меняющемся мире? А  каким оно будет будущее, которого мы сами не знаем. Ответ прост –  научить ребенка творческому видению, исследовательскому поведению. Именно эти качества личности позволят ему  успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни. Поэтому, обучение должно быть направлено на развитие любознательности, наблюдательности, творческой активности и самовыражений ребенка в исследовательской и проектной деятельности. Одним из направлений данной работы является декоративно-прикладное творчество.

Цели: 

  • развитие творческого потенциала каждого ребенка для решения  проблемной задачи на основе организации его поисковой деятельности   по подбору наиболее эффективных способов и изобразительных материалов для   ее выполнения; 
  • формирование художественного видения, конструкторских способностей, креативного мышления, воображения.

Задачи:

  • Развивать и поддерживать у детей устойчивый интерес к творчеству А.С.Пушкина. Вызвать эмоциональный отклик, путем использования художественных средств (поэзии, музыки, авторских иллюстраций к сказкам).
  • Побуждать детей участвовать в коллективном обсуждении и поиске решения творческой задачи: высказывать свои идеи, варианты и предложения;  дополнять, развивать и поддерживать идеи своих сверстников; способствовать развитию речевой и коммуникативной активности детей во время обсуждения.
  • Инициировать исследовательский поиск вариантов разнообразных способов выполнения творческого задания, используя подходящий изобразительный материал (на свой выбор).
  • Формировать художественный вкус, активизировать творческое воображение, развивать конструкторские и дизайнерские способности детей.
  • Формировать у детей умение рассказывать о своей творческой работе, ее способе выполнения, представляя аргументы в защиту выбранного способа, оценивать, а также, высказывать свое отношение к творческим находкам сверстников.

Объект исследования: выразительные средства изобразительного творчества.

Предмет исследования: способы использования разнообразных материалов и выразительных средств.

Краткий обзор сведений и умений, имеющихся у детей по данной теме:

  • Элементарные представления детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
  • Знания о произведениях А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», его стихах.
  • Представление о музыкальных произведениях по мотивам сказок А.С.Пушкина (Н.А.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»).
  • Умения выполнять поделки из пластилина «Царевна-лебедь» (объемные).
  • Умения выполнять поделки на горизонтальной поверхности из соленого теста «Золотая рыбка» с росписью гуашевыми или акварельными красками (плоскостные).
  • Умение работать коллективно при выполнении плоскостного панно «Золотой петушок» – по мотивам хохломской росписи

Методика и техника выполнения проектной деятельности:

Методы и приемы работы в процессе руководства творческими проектами детей: создание проблемной ситуации, игровой метод, рассматривание слайдов, художественное слово, вопросы поискового характера, приемы ТРИЗ, публичное представление проектов.

Материал. Акварельные и  гуашевые краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, цветная бумага, фольга, крупа (горох, пшено, рис), клей, ножницы, самодельная книга с незавершенными иллюстрациями к сказкам.

Мотивировка детей к выполнению проектов.

– Ребята, сегодня  я хочу пригласить вас в волшебную страну сказок. (Слайд 1) Вы узнали, кто это? (А.С.Пушкин.).
– Долгими зимними вечерами любил Александр Сергеевич  слушать сказки, которые рассказывала его няня. (Слайд 2) Вспомните, как ее зовут. (Матвеева Арина Родионовна). А потом он и сам стал придумывать сказки, да какие: увлекательные, интересные, волшебные! Вот одна из книг, в которой живут эти сказки. (Слайд 3) Интересно, а сможете ли вы узнать их?
Слайд 4 – «Сказка о рыбаке и рыбке».
Слайд 5 – «Сказка о золотом петушке».
Слайд 6 – «Лукоморье…».
Слайд 7 – «Сказка о царе Салтане…».

– В руках у меня еще одна книга со сказками Александра Сергеевича Пушкина.

Хотите книгу откроем,
И в сказку волшебную дверь приоткроем?

(Рассматривание иллюстраций в книге)

1-я иллюстрация:

У Лукоморья дуб зеленый,
Золотая цепь на дубе том,
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом….

– Ребята, а вам ничего не кажется странным в этой иллюстрации? (Высказывания детей). У кота пропала цепь, поэтому и сказка не получается. Давайте посмотрим дальше, неужели во всех сказках такая беда?

2-я иллюстрация: «Сказка о золотой рыбке».

В третий раз закинул он  невод, –
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою. 

– Посмотрите-ка, и в этой сказке какой-то не порядок. В какую сказку мы с вами попали? (Ответы детей)
– Как же сказку продолжать, если некому желания исполнять?

3-я иллюстрация: «Сказка о золотом петушке».

Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.

– В какую сказку мы сейчас попали?
– Какие вещи здесь пропали? (Ответы детей)

4-я иллюстрация: «Сказка о царе Салтане».

– Ребята, попробуйте вспомнить отрывок из сказки к этой иллюстрации.

Ель стоит перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там сидит ручная,
Да, затейница какая…

– Я заметила, что почти во всех сказках вещи пропадают не простые, а … (Ответы детей – золотые). Вот только у белочки орешки все в целости и сохранности. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, «слуги белку стерегут».
– Кто же мог сотворить такое злодеяние и испортить все сказки?
– Какого сказочного, злого, жадного, к тому же бессмертного злодея вы знаете? (Ответы детей) (Слайд 8)
– В сказочной стране случилась беда – Кощей Бессмертный, который все над златом чахнет, украл все золото из сказок А.С.Пушкина, только орешки у белочки остались, т. к. слуги белку стерегут. Что же делать, ведь справиться с Кощеем не просто, он же Бессмертный? (Высказывания детей)
– Вы забыли про свои ручки – умелые ручки, которые очень многое умеют. Про некоторых людей так и говорят, у него золотые руки.  Почему так говорят? (Высказывания детей).
– Руки, которые умеют все делать, высоко ценятся, как золото, вот поэтому так и говорят – золотые руки. Наши руки тоже золотые, потому что очень многое умеют. А вот Кощей Бессмертный об этом не знал и не знает.
Сказки испортились, и свои чередом уже идти не могут. Я предлагаю вам помочь сказочным героям. Давайте своими руками смастерим для кота золотую цепь, для царя Додона золотого петушка, поможем золотой рыбке. А выполнять мы будем не из золота, чтобы Кощей Бессмертный опять не украл, а из материала золотистого цвета. Тем самым обманем Кощея Бессмертного и сохраним сказки.
– Давайте подумаем, какой цвет подобрать, чтобы он был похож на золотой (желтый, оранжевый). Работу можно выполнять, используя краски, пластилин, бумагу. Подумайте, какими способами можно выполнить работу. Может быть, кто-то из вас придумает и предложит совершенно другие способы (Метод «мозгового штурма»: любые идеи, их обсуждение).
– Ребята, сейчас каждый выберете, пожалуйста, понравившуюся вам  иллюстрацию к сказке, примите решение, каким способом и каким материалом, возможно даже и не одним, вы будете выполнять работу. В работе нам помогут наши умелые руки, ведь они у нас не простые, наши ручки – золотые, а значит, могут творить любые чудеса. Постарайтесь, чтобы ваши работы были  интересными, необычными, а золотые изделия, как жар горели, и, глядя на них, можно было сказать: «Это работал золотых дел мастер».

 (Дети приступают к работе).

Пояснения к организации работы над проектом

Решение таких творческих заданий в рамках общей темы, над которой работает группа,  можно применять, как на занятиях, так и в свободное время, в процессе самостоятельного художественного творчества, по окончанию темы, как проект. Дети должны иметь достаточный объем знаний по теме, в данном случае по теме – сказки А.С.Пушкина, а также умения и навыки в различных видах изобразительной деятельности. Только тогда ребенок способен решать творческие, изобразительные задачи, находить оригинальные решения, идеи, приспосабливая их к разным условиям, обогащая свой художественный опыт, тем самым все это способствует формированию социально активной личности.

В ходе организации такой работы я стараюсь, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности – рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию и т. д., испробовать разные способы изображения и разнообразный изобразительный материал. Таким образом создается поисковая ситуация в совместном или индивидуальном творчестве.

Важную роль играет наличие творческой среды. Только в такой среде проявляется творческая активность ребенка, стремление к многовариативности решения проблемы.

Творческая среда характеризуется:

–  разнообразием предметной среды, изобразительным материалом;
–  постоянным поощрением творческой инициативы, оригинальности идей;
–  принятием любого творческого продукта независимо от его качества;
–  доброжелательностью взрослого, отказом от критики ребенка и его идей;
–  личным творческим подходом взрослого к решению задачи.

В процессе решения с детьми творческих задач используются игровые приемы и ситуации, которые способствуют нарастанию эмоций, включению умственных способностей, внимания,  памяти, воображения, усиливает их мотивацию, активизирует процесс создания идей.

Метод «мозгового штурма» позволяет активизировать творческое мышление детей, проявлять творческий потенциал в большей степени, чем обычно, развивает умение вести дискуссию, спор, высказывать идеи, комбинировать, модифицировать, дополнять высказывания других детей.

После окончания в группе сверстников проходит представление (защита) своих проектов с рассказом о выборе выразительных средств и материалов, заслушиваются мнения детей и взрослых о проектах.

Анализ результатов проектной деятельности

Анализируя результаты, хочется отметить, что работы детей получились яркие, необычные и оригинальные по способу выполнения. Дети выполняли работу с большим интересом и старанием: причем они сразу отказались от самых простых способов выполнения – закрашивания карандашами и красками. Дети использовали и сочетали между собой несколько способов работы над проектами: вырезание из цветной бумаги, фольги, аппликация, размазывание пластилином по контуру на плоскости, приклеивание крупы, мозаичный вариант заполнения контура  и т д.  После  реализации своих творческих замыслов,  дети с удовольствием включались в творческий процесс своих товарищей, помогали им  и советом и практическими действиями. По продолжительности выполнения работа рассчитана на 30-35 минут, но так как это процесс творческий, то можно дать детям дополнительное  время или предложить им  продолжить или доделать работу чуть позже, отдохнув или  в другое время.

Взаимодействие с родителями

С целью приобщения родителей к творческому развитию детей предлагаю им дома вместе со своими детьми выполнить объемные поделки тех же сказочных персонажей, используя разнообразные способы выполнения и материал. По окончании темы организуем выставку «В гостях у сказок А.С.Пушкина», где будут представлены работы детей и родителей,  выполненные в течение прохождения темы.

Таким образом, такая форма работы заинтересовывает и увлекает детей своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Дети овладевают умением исследовать, изучать, обогащать свой практический опыт, тем самым расширяется кругозор ребенка, обогащается их эстетическое чувство, развивается способность находить оригинальные решения, при выполнении творческих задач.

Список литературы:

1. Коротаева Е.  Творческая педагогика для дошкольника // ж.  Дошкольное воспитание, 6 – 2006 г.
2. Климова Е.П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Волгоград, 2005 г.
3. Шашкова З.В. Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления. М., 2007 г.