Интегрированный урок чтения по рассказу К.Паустовского "Старый повар"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Воздействовать на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов;
  • Развивать способность к выработке самостоятельных суждений и обобщений на основе анализа литературных и музыкальных произведений.

Задачи:

  • Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение слышать музыку текста, понимать образные выражения, использованные в нем, представлять картину, нарисованную автором.
  • Воспитывать внутреннюю потребность размышлять о духовной стороне жизни.

Оборудование:

  • Портреты К. Паустовского и В.-А. Моцарта.
  • Карта Евразии.
  • Иллюстрации, фотографии природы Австрии.
  • Аудиозапись музыкальных произведений Моцарта.
  • Слова-наречия, характеризующие, как звучит музыка

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока

2. Работа по теме урока

Звучит «Реквием» В.-А. Моцарта.

У. Какое настроение навеяла на вас эта музыка?
Д. Грустное, печальное.
У. Как называется это произведение?
Д. «Реквием».
У. Кто композитор?
Д. В.-А. Моцарт.
У. С какой легендой связано создание «Реквиема»?
Д. В.-А.Моцарт получил анонимный заказ на сочинение «Реквиема». Моцарт долго не решался взяться за выполнение этого заказа не только из-за загруженности другой работой, но и из суеверия. Дурное предчувствие Моцарта сбылось. Он умер от скоротечной болезни, успев написать только первые шесть частей.
У. В жизни Моцарта была ещё одна незабываемая встреча.
В каком рассказе описывается эта встреча?
Д. «Старый повар».
У. Где происходят события?
Д. События происходят на окраине Вены в маленьком деревянном доме. Вена – столица Австрии, расположена в Европе (показать на карте).
У. С кем жил старый повар?
Д. Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. А ещё с ними жил пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.
У. Какое настроение создаётся в начале рассказа? Почему?
Д. Настроение грустное, унылое, безнадёжное. Умирал слепой старик – бывший повар графини Тун.
У. Опишите дом, в котором жил старик.
Д. Старик жил в ветхой сторожке, стоявшей в глубине сада..Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами.
У. Какой предмет с интерьере дома выделяет писатель?
Д. Клавесин. (Показать иллюстрацию).
У. С каким чувством пишет о нём Паустовский?
Д. С любовью, в доме старика к нему относятся как к живому существу. Это самая дорогая вещь в бедном доме старика и его дочери.
У. С какого момента настроение рассказа резко меняется?
Д. С появлением в сторожке незнакомца.
У. Как выглядел незнакомец?
Д. Это был худой маленький человек, одетый с изяществом и простотой в чёрный камзол с хрустальными пуговицами и кружевным жабо.
У. Для чего пришёл незнакомец в дом старика?
Д. Старик попросил свою дочь Марию выйти на улицу и попросить первого встречного зайти в их дом и исповедать его.
У. В чём же хочет исповедаться старый повар? Найдите это место в тексте.
Д. «Я работал всю жизнь, пока не ослеп… Когда заболела чахоткой моя жена – её звали Мартой – лекарь прописал ей разные дорогие лекарства… Я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил на куски и продал. О чём очень сожалею…
У. Как назвал незнакомец грех старика?
Д.Он назвал его «подвигом любви». Цель кражи, совершённой стариком, не корысть, а спасение жизни жены. Другой возможности раздобыть денег у старого повара не было.
У. Какие желания высказывает перед смертью герой рассказа?
Д. Старый повар попросил, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии. И второе желание – увидеть жену Марту такой, какой он встретил её в молодости.

3. Физминутка

– Давайте встанем и полюбуемся пейзажами прекрасной страны Австрии.

Дети под счёт учителя (1-2-3-4) глазами находят австрийские пейзажи, расположенные по четырём углам классной комнаты.

У. Что ответил незнакомец?
Д. «Хорошо… Слушайте и смотрите».
У. В чём смысл слов «слушайте и смотрите», обращённых к старику?
Д. Незнакомец понимает, что звуки музыки способны воскресить в памяти старика картины былого, заставляет вспомнить счастливое прошлое. Любимые черты жены.
У. Какой вы представляете себе музыку, которая вызвала у старика такие впечатления?
Д. Нежная, трепетная, добрая, лёгкая, жизнеутверждающая…
У. Представьте себе, что мы находимся в сторожке старого повара. Давайте послушаем музыку и увидим те картины, которые увидел слепой повар.

Звучит музыка В.-А. Моцарта.

У. Понравилась вам эта музыка? Что почувствовал и увидел старик, слушая эту музыку?
Д. «Быстрый звон рассыпался по сторожке»,
«клавесин пел полным голосом»,
«клавесин пел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов»,
«яблони распустились за одну ночь»,
«ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой»…
«Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась».
У. Почему ему удалось увидеть то, чего он так желал?
Д. Паустовский пишет о великой силе искусства, которому подвластно то, что кажется невероятным, об огромных возможностях, таящихся в музыке, звучание которой возродило, казалось бы, навсегда утраченное.
У. Как заканчивается рассказ?
Д. Старик умирает, но он умирает счастливым: с его души снят мучительный грех, он смог увидеть Марту. Он знает, что о его дочери есть кому позаботиться.
У.Почему Паустовский называет Моцарта великим музыкантом? В чём его величие?
Д. Моцарт сочинил музыку, которая способна прогнать смерть и сделать человека счастливым.
У. Недаром, Моцарта называют любовно «сыном Вены». Личность Моцарта всегда привлекала писателей и поэтов: короткой (всего 35 лет), но яркой жизнью. А главное – необыкновенной музыкой. Он сочинил 626 гениальных произведений, среди которых оперы, симфонии, серенады.
Как вы думаете, почему в рассказе именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего?
Д. Не всё и не всегда можно выразить словами, да и не всегда нужны слова, чтобы передать то, что лежит в душе. И тогда на помощь приходит музыка, которой доступно то, что не доступно даже поэзии.
У. К. Г. Паустовский – автор замечательных произведений о природе, но его можно назвать ещё и «музыкальным писателем», так как многие свои произведения он посвятил великим композиторам и музыкантам.