Цели:
- Воздействовать на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов;
- Развивать способность к выработке самостоятельных суждений и обобщений на основе анализа литературных и музыкальных произведений.
Задачи:
- Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение слышать музыку текста, понимать образные выражения, использованные в нем, представлять картину, нарисованную автором.
- Воспитывать внутреннюю потребность размышлять о духовной стороне жизни.
Оборудование:
- Портреты К. Паустовского и В.-А. Моцарта.
- Карта Евразии.
- Иллюстрации, фотографии природы Австрии.
- Аудиозапись музыкальных произведений Моцарта.
- Слова-наречия, характеризующие, как звучит музыка
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока
2. Работа по теме урока
Звучит «Реквием» В.-А. Моцарта.
У. Какое настроение навеяла на вас эта
музыка?
Д. Грустное, печальное.
У. Как называется это произведение?
Д. «Реквием».
У. Кто композитор?
Д. В.-А. Моцарт.
У. С какой легендой связано создание
«Реквиема»?
Д. В.-А.Моцарт получил анонимный заказ на
сочинение «Реквиема». Моцарт долго не решался
взяться за выполнение этого заказа не только
из-за загруженности другой работой, но и из
суеверия. Дурное предчувствие Моцарта сбылось.
Он умер от скоротечной болезни, успев написать
только первые шесть частей.
У. В жизни Моцарта была ещё одна
незабываемая встреча.
– В каком рассказе описывается эта встреча?
Д. «Старый повар».
У. Где происходят события?
Д. События происходят на окраине Вены в
маленьком деревянном доме. Вена – столица
Австрии, расположена в Европе (показать на карте).
У. С кем жил старый повар?
Д. Вместе с поваром жила его дочь Мария,
девушка лет восемнадцати. А ещё с ними жил пёс. Он
тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не
мог лаять.
У. Какое настроение создаётся в начале
рассказа? Почему?
Д. Настроение грустное, унылое,
безнадёжное. Умирал слепой старик – бывший повар
графини Тун.
У. Опишите дом, в котором жил старик.
Д. Старик жил в ветхой сторожке,
стоявшей в глубине сада..Всё убранство сторожки
составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол,
фаянсовая посуда, покрытая трещинами.
У. Какой предмет с интерьере дома
выделяет писатель?
Д. Клавесин. (Показать иллюстрацию).
У. С каким чувством пишет о нём
Паустовский?
Д. С любовью, в доме старика к нему
относятся как к живому существу. Это самая
дорогая вещь в бедном доме старика и его дочери.
У. С какого момента настроение рассказа
резко меняется?
Д. С появлением в сторожке незнакомца.
У. Как выглядел незнакомец?
Д. Это был худой маленький человек,
одетый с изяществом и простотой в чёрный камзол с
хрустальными пуговицами и кружевным жабо.
У. Для чего пришёл незнакомец в дом
старика?
Д. Старик попросил свою дочь Марию выйти
на улицу и попросить первого встречного зайти в
их дом и исповедать его.
У. В чём же хочет исповедаться старый
повар? Найдите это место в тексте.
Д. «Я работал всю жизнь, пока не ослеп…
Когда заболела чахоткой моя жена – её звали
Мартой – лекарь прописал ей разные дорогие
лекарства… Я украл из сервиза графини Тун
маленькое золотое блюдо, разбил на куски и
продал. О чём очень сожалею…
У. Как назвал незнакомец грех старика?
Д.Он назвал его «подвигом любви». Цель
кражи, совершённой стариком, не корысть, а
спасение жизни жены. Другой возможности
раздобыть денег у старого повара не было.
У. Какие желания высказывает перед
смертью герой рассказа?
Д. Старый повар попросил, чтобы
кто-нибудь позаботился о Марии. И второе желание
– увидеть жену Марту такой, какой он встретил её
в молодости.
3. Физминутка
– Давайте встанем и полюбуемся пейзажами прекрасной страны Австрии.
Дети под счёт учителя (1-2-3-4) глазами находят австрийские пейзажи, расположенные по четырём углам классной комнаты.
У. Что ответил незнакомец?
Д. «Хорошо… Слушайте и смотрите».
У. В чём смысл слов «слушайте и
смотрите», обращённых к старику?
Д. Незнакомец понимает, что звуки музыки
способны воскресить в памяти старика картины
былого, заставляет вспомнить счастливое прошлое.
Любимые черты жены.
У. Какой вы представляете себе музыку,
которая вызвала у старика такие впечатления?
Д. Нежная, трепетная, добрая, лёгкая,
жизнеутверждающая…
У. Представьте себе, что мы находимся в
сторожке старого повара. Давайте послушаем
музыку и увидим те картины, которые увидел слепой
повар.
Звучит музыка В.-А. Моцарта.
У. Понравилась вам эта музыка? Что
почувствовал и увидел старик, слушая эту музыку?
Д. «Быстрый звон рассыпался по
сторожке»,
«клавесин пел полным голосом»,
«клавесин пел торжественно, как будто пел не он, а
сотни ликующих голосов»,
«яблони распустились за одну ночь»,
«ночь из чёрной сделалась синей, а потом
голубой»…
«Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от
смущения разбила кувшин с молоком. Это было
зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее
стекло, и Марта смеялась».
У. Почему ему удалось увидеть то, чего он
так желал?
Д. Паустовский пишет о великой силе
искусства, которому подвластно то, что кажется
невероятным, об огромных возможностях, таящихся
в музыке, звучание которой возродило, казалось
бы, навсегда утраченное.
У. Как заканчивается рассказ?
Д. Старик умирает, но он умирает
счастливым: с его души снят мучительный грех, он
смог увидеть Марту. Он знает, что о его дочери
есть кому позаботиться.
У.Почему Паустовский называет Моцарта
великим музыкантом? В чём его величие?
Д. Моцарт сочинил музыку, которая
способна прогнать смерть и сделать человека
счастливым.
У. Недаром, Моцарта называют любовно
«сыном Вены». Личность Моцарта всегда привлекала
писателей и поэтов: короткой (всего 35 лет), но
яркой жизнью. А главное – необыкновенной
музыкой. Он сочинил 626 гениальных произведений,
среди которых оперы, симфонии, серенады.
Как вы думаете, почему в рассказе именно музыкант
выступает в роли священника, исповедующего
умирающего?
Д. Не всё и не всегда можно выразить
словами, да и не всегда нужны слова, чтобы
передать то, что лежит в душе. И тогда на помощь
приходит музыка, которой доступно то, что не
доступно даже поэзии.
У. К. Г. Паустовский – автор
замечательных произведений о природе, но его
можно назвать ещё и «музыкальным писателем», так
как многие свои произведения он посвятил великим
композиторам и музыкантам.