Цели:
- дать представление о речи как инструменте эффективного общения;
- способствовать формированию навыков культуры русской речи в соответствии с нормами литературного языка.
Оборудование: компьютер, проектор, выставка словарей, плакаты с высказываниями знаменитых людей:
Неясность слова есть признак неясности мысли. (Л.Н.Толстой)
Осла знают по ушам,
Медведя по когтям,
А дурака по речам. (Вл. Даль)Не ножа бойся, языка. (Пословица)
Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает. (Пословица)
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
– Ребята, тема нашего занятия «Нормативный
русский язык как составляющая диалога».
– Вспомните, что называется диалогом? (Диалог
– это форма общения. Диалог – разговор двух и
более людей).
– Как на письме оформляется диалог? (Каждая
реплика в диалоге записывается с новой строки).
– Какое однокоренное слово поможет объяснить
значение слова «нормативный»? (Норма)
– Ребята, сформулируем цели нашего сегодняшнего
занятия.
2. Вывод
Разбирая тему сегодняшнего занятия, мы будем говорить об орфоэпических, лексических, грамматических, этических нормах русского языка, об использовании нормативной лексики в устной и письменной речи.
II. Изучение нового материала
Разговор об орфоэпических нормах русского языка
1. Слово учителя
– С литературным языком тесно связано понятие
культуры речи. Культурный человек должен уметь
чётко и ясно выражать свои мысли, говорить
грамотно, уметь привлекать своей речью внимание,
воздействовать на слушателей. Необходимо
помнить, что язык, на котором человек говорит,
пишет, думает – это самая большая ценность.
Правильная, точная, богатая речь является
показателем личности.
В настоящее время в связи со значительными
изменениями условий функционирования языка
очень важной становится проблема языка как
средства общения, проблема речи устной и
письменной. Язык вне общества не существует.
Человек, живя в обществе, вынужден общаться с
окружающими его людьми. Важно, чтобы общение не
затрудняла безграмотная речь – ненормативная.
Свою обеспокоенность состоянием русского языка
в настоящее время не без юмора выразил Е.Весник в
«Оде русскому языку».
Прослушайте стихотворение и скажите, какую
проблему поднимает автор, чем он обеспокоен.
Стихотворение «Ода русскому языку» читает заранее подготовленный ученик (Приложение 1).
2. Вывод:
– Какую проблему поднимает автор, чем он
обеспокоен? К чему призывает? Ответьте, опираясь
на текст стихотворения.
– Неправильное произношение слов приводит к
нарушению ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА..
3. Работа в группах
– Ребята, вы сейчас выполните небольшую письменную работу. Цель работы: повторить трудные случаи произношения слов.
1 группа (слабоуспевающие ученики) |
2 группа (сильные ученики) Один ученик выполняет задание на компьютере, проектор закрыт. |
– Подготовьтесь прочитать слова в
соответствии с транскрипцией: Конечно [шн], молочный [ч,н], скучно [шн], нарочно [шн], сливочный[ч,н], яичница[шн], прачечная [шн], потому что [шт], скворечник [шн], почти [ч,т], закадычный [ч,н], порядочный [ч,н], полуночный [ч,н], чтобы [шт]. |
– Образуйте форму глагола прошедшего времени
множественного числа, мужского рода, среднего
рода, женского рода от слов: взять, занять, начать, понять, брать. – Расставьте ударение. |
Проверка работы 1-й группы. (Чтение в соответствии с орфоэпическими нормами).
Проверка правильности выполнения задания 2-й группой. (Образец демонстрируется на экране, а учащиеся проверяют работу самостоятельно).
4. Экскурсия в мир справочной литературы.
Библиотекарь знакомит учащихся с «Орфоэпическим словарём», наглядно показывает возможности этого словаря, советует почаще обращаться к «Орфоэпическому словарю».
Разговор о лексических нормах русского языка
1. Сообщение учителя
– Сейчас поговорим об употреблении слов в соответствии с их лексическим значением. В русском языке имеются важные и интересные глаголы, которые мы часто употребляем в речи. Но, к сожалению, не всегда правильно. Это такие глаголы:
ВЫХОДИТЬ, СХОДИТЬ, СЛЕЗАТЬ, ВЫЛЕЗАТЬ, СПУСКАТЬСЯ.
– Подумайте, какое действие называет каждый из
них?
– Чем они отличаются по значению?
– Как правильно спросить:
(на катере) –
– Вы на следующей пристани…?
(на электричке) –
– Вы на следующей станции…?
(в автобусе,троллейбусе, трамвае) –
– Вы на следующей остановке…?
Эти глаголы имеют варианты употребления Вот к чему приводит неправильное употребление в речи этих глаголов.
2. Творческая работа
Сценка «И ТАКОЕ БЫВАЕТ!»
– Вы на следующей остановке сходите?
– Сходить можно только с ума, а в автобусе
спрашивают: «Вы на следующей остановке слазите?»
Тоже сказала! Слезают с крыши, с дерева. Правильно
надо сказать: «Вы на следующей остановке
выходите?»
Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Вы
встаёте?»
– Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же
спрашивать, встаёте ли вы?
– Тогда и оставайтесь в автобусе, если русского
языка не знаете!
– Ребята, как вы объясните, из-за чего сыр-бор загорелся? Кто был прав, а кто нет?
(Информация по данному вопросу).
1) Когда пароход, катер причаливают к пристани,
то кладутся сходни. По ним пассажиры сходят.
2) Когда едешь на поезде, электричке, то
приходится сходить по ступенькам. Поэтому
принято говорить: «Я схожу. Вы выходите?»
3) В автобусе, троллейбусе, трамвае есть вход
(задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому
едущие в городском транспорте входят и выходят.
Возможен вопрос: «Вы сходите на следующей
остановке?» поскольку в данном случае приходится
сходить по ступенькам.
3. Рассказ учителя об уместном использовании в речи иностранных слов
Особые трудности употребления в речи вызывают заимствованные слова. Правильное, уместное употребление их в речи говорит о речевой культуре человека, о знании лексических и стилистических норм русского языка, об уровне развития и широте кругозора. Но бывает и так.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Бурное новословие» (Приложение 2).
– Вот такое заполнение русского языка иностранными словами, неуместное их употребление в речи, бессознательное употребление часто приводит к нарушению лексических норм русского языка. Соблюдение лексических и стилистических норм указывает на бережное отношение к родному языку. Необходимо помнить о коммуникативно целесообразном использовании в речи иностранных слов.
4. Экскурсия в мир справочной литературы(продолжение)
Библиотекарь продолжает знакомить учащихся со словарями, которые имеются в школьной библиотеке.
– Словари помогут избежать речевых ошибок в сочинении, сделают нашу речь грамотной.
III. Рассказ учителя о грамматических нормах русского языка
1. Слово учителя
– Не меньшую роль в формировании нормативного русского языка играет соблюдение грамматических норм языка. Остановимся, пожалуй, на одной из самых интересных тем и, возможно, одной из трудных тем русского языка «Употребление в речи форм сложных числительных ». К сожалению, очень часто при склонении числительных допускаются ошибки в образовании форм, это приводит к нарушению грамматических норм русского языка.
2. Выполнение практической работы по группам.
а) Задание для слабоуспевающих учащихся:
Запишите предложения, заменяя цифры словами. | |
|
|
Проверка проводится в форме САМОКОНТРОЛЯ. Можно предложить оценить работу. Оценка «5» ставится при отсутствии ошибок; оценка «4», если допущены 1-2 ошибки; оценка «3», если 4-5 ошибок. | |
Для слабоуспевающих учащихся предлагается опора: образец склонения числительных (Приложение 3) |
б) Тестирование ( для хорошо обучающихся детей)
1. Какое существительное относится к мужскому роду?
а) мозоль
б) алоэ
в) жадина
г) тюль
2. Укажите несклоняемое существительное среднего рода.
а) пальто
б) туннель
в) фасоль
г) картофель
3. Какое существительное относится к женскому роду?
а) бандероль
б) хинди
в) бра
г) лебедь
4. Укажите существительное среднего рода.
а) кофе
б) судья
в) повидло
г) плакса
5. В каком случае род существительных указан неправильно?
а) Осло (м.р.)
б) манжета (ж.р.)
в) метро (ср.р.)
г) тушь (ср.р.)
6. Какие существительные в Родительном падеже множественного числа имеют окончание -ов?
а) носк…
б) узбек…
в) сапог…
г) ампер…
7. Какое из словосочетаний является неправильным? Устно объяснить: почему?
а) наше ПТУ
б) Нововоронежская АЭС
в) заводская ДК
г) светлый ТЮЗ
3. Проверка в форме самоконтроля. Ответы: 1 – г), 2 – а), 3 – а), 4 – в), 5 – г), 7 – а) б), 8 – в)
IV. Рассказ учителя об этических нормах русского языка
1. Слово учителя
– Очень важно при общении соблюдать этические
нормы.
Когда мы встречаемся с человеком, мы обращаем
внимание на его речь и манеры. Хорошие манеры мы
называем этикетом. Человек бывает разным,
сложным и противоречивым. Известный поэт Расул
Рза сравнивал человека с морем. Старик – моряк
говорит о море.
Диалог читается двумя учениками, подготовленными заранее (Приложение 4).
2. Вывод
– Человек не является обладателем одного
качества – хорошего или плохого. Человек – это
ансамбль качеств. И поэтому во взаимоотношениях
нужно об этом помнить.
Но есть хорошее правило этикета – даже если ваш
знакомый не заслуживает хорошего отношения,
нормы этикета переступать нельзя.
Категоричность и прямолинейность, поверьте мне,
не всегда говорят о доброте сердца. Одни
недостатки в других видят лишь ограниченные
люди. Этикет регулирует манеры – способ держать
себя. К манерам относится не только речь, но и
жестикуляция, мимика, походка. Воспитанный
человек не стоит вразвалку, не сидит на стуле
развалившись, не оглушает окружающих громким
голосом. Чтобы стать воспитанным, нужно немало
трудиться, а порой полностью себя переделывать.
Если какая – то просьба, то обязательно –
«ПОЖАЛУЙСТА»; оказали вам услугу – «СПАСИБО»,
«БЛАГОДАРЮ ВАС»; при приветствии –
«ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОБРЫЙ ВЕЧЕР».
Слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» много значит. Значит вам
желают здоровья.
Звучит стихотворение, подготовленное учеником заранее (Приложение 5).
– Вежливый, тактичный человек никогда никого не поставит в неловкое положение. Надеюсь, на вашем пути будут встречаться только добрые и порядочные люди.
V. Игровые ситуации
1. Разыгрывание диалоговых ситуаций.
1-я ситуация
Вы приехали в город.
Цель: познакомиться с достопримечательностями
(театр, библиотека, Дворец спорта) Вам нужно будет
проехать на каком – либо транспорте, перейти
дорогу и т.п.)
Составьте связный текст.
2-я ситуация
Ваш друг не в первый раз ссорится со своим приятелем по двору. Он думает, что все мальчишки вредные и противные, сердится. Помирите этих ребят, не обижая никого.
3-я ситуация
Вашу подружку постоянно обижает одноклассник. Из – за этого ей не хочется идти в школу. Помогите подружке, исправьте ситуацию, не встречаясь с обидчиком.
4-я ситуация
Вы собирались идти на стадион со своим другом, чтобы посмотреть концерт ансамбля, приехавшего из г. Воронеж. Но пошёл дождь, и у вашего друга испортилось настроение. Он не хочет идти на концерт. Утешьте друга и убедите сходить вместе с вами на концерт.
5-я ситуация
Вы познакомились со знакомой своей подруги. Когда вы вместе, вам не нравится, как себя ведёт новая знакомая. Но и «старую» вы терять не хотите. Найдите выход из этой ситуации. (Можно дать имена)
Образец. Вот как можно разыграть 2-ю ситуацию.
Действующие лица и исполнители: друзья: Андрей, Максим, Саша; Автор.
Автор. Жили – были в небольшом посёлке Каменка
три закадычных друга: Андрей, Максим, Саша. Все
они ходили в один и тот же класс – 6 «Б». Очень
часто приходилось им выручать друг друга. Хоть и
жили они на разных улицах, но это не мешало им
часто вместе с интересом проводить свободное
время.
Но вот однажды между Максимом и Андреем , как
говорится, пробежала чёрная кошка. Поссорились
ребята. Всем казалось, что дружбе пришёл конец.
Каждый из них не выходил из дома, переживал.
Мучилось сердце, тосковала душа. Но хорошая идея
пришла в голову Саши. Решил Саша помирить друзей.
Одевшись, он выбежал на улицу и без оглядки
помчался в дом к Максиму. Уже с порога,
запыхавшись, Саша выпалил:
– Максим, ты тут сидишь и не знаешь, как Андреё
сильно переживает вашу с ним ссору. Он себе места
не находит. Вот только смелости ему не хватает,
чтобы прийти к тебе с миром. Он боится, что ты его
не поймешь и выгонишь. Он очень переживает.
Через минуту Саша во весь дух летел к Андрею.
– Андрюха, я только что встретил на улице
Максима. Он был сильно расстроен из – за вашей с
ним ссоры. Ты бы помирился с ним. Максим места
себе не находит, ходит мрачнее тучи.
Убежал Саша и от Андрея. Затаился недалеко от
дома и наблюдает, чем всё закончится. А в это
время навстречу друг другу бежали Максим и
Андрей. Каждому хотелось протянуть руку дружбы.
– Максим…
– Андрей…, – одновременно выпалили мальчишки.
Не успели и слово сказать, а Саша уже рядом с ними.
– Ребята, как хорошо, что вы помирились.
VI. Итог урока
1. Беседа
– Что же является самой большой ценностью для
народа? (Самая большая ценность народа – его
язык, на котором он пишет, говорит, думает)
– Каким же должен быть язык культурного,
грамотного человека?
– Какие нормы необходимо соблюдать при общении с
другими людьми?
– Язык является лучшим показателем культуры,
лучшим воспитателем человека.
– Как необходимо обращаться с языком? (Беречь,
не засорять ненужными и непонятными словами,
соблюдать нормы общения)
– Богатая, точная, правильная речь является
показателем личности. Прочитаем высказывания
знаменитых людей.
Неясность слова есть признак неясности мысли. (Л.Н.Толстой)
Осла знают по ушам,
Медведя по когтям,
А дурака по речам. (Вл. Даль)Не ножа бойся, языка. (Пословица)
Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает. (Пословица)
2. Домашнее задание
Составить диалог на тему «В магазине» (Подумайте, в какой магазин вы пришли? О чём спросите продавца? Говорить нужно громко, но не перекрикивая других. Вопросы должны быть чёткими, понятными.)