Нормативный русский язык как составляющая диалога

Разделы: Русский язык


Цели:

  • дать представление о речи как инструменте эффективного общения;
  • способствовать формированию навыков культуры русской речи в соответствии с нормами литературного языка.

Оборудование: компьютер, проектор, выставка словарей, плакаты с высказываниями знаменитых людей:

  • Неясность слова есть признак неясности мысли. (Л.Н.Толстой)

  • Осла знают по ушам,
    Медведя по когтям,
    А дурака по речам. (Вл. Даль)

  • Не ножа бойся, языка. (Пословица)

  • Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает. (Пословица)

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

– Ребята, тема нашего занятия «Нормативный русский язык как составляющая диалога».
– Вспомните, что называется диалогом? (Диалог – это форма общения. Диалог – разговор двух и более людей).
– Как на письме оформляется диалог? (Каждая реплика в диалоге записывается с новой строки).
– Какое однокоренное слово поможет объяснить значение слова «нормативный»? (Норма)
– Ребята, сформулируем цели нашего сегодняшнего занятия.

2. Вывод

Разбирая тему сегодняшнего занятия, мы будем говорить об орфоэпических, лексических, грамматических, этических нормах русского языка, об использовании нормативной лексики в устной и письменной речи.

II. Изучение нового материала

Разговор об орфоэпических нормах русского языка

1. Слово учителя

– С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Культурный человек должен уметь чётко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, уметь привлекать своей речью внимание, воздействовать на слушателей. Необходимо помнить, что язык, на котором человек говорит, пишет, думает – это самая большая ценность. Правильная, точная, богатая речь является показателем личности.
В настоящее время в связи со значительными изменениями условий функционирования языка очень важной становится проблема языка как средства общения, проблема речи устной и письменной. Язык вне общества не существует. Человек, живя в обществе, вынужден общаться с окружающими его людьми. Важно, чтобы общение не затрудняла безграмотная речь – ненормативная.
Свою обеспокоенность состоянием русского языка в настоящее время не без юмора выразил Е.Весник в «Оде русскому языку».
Прослушайте стихотворение и скажите, какую проблему поднимает автор, чем он обеспокоен.

Стихотворение «Ода русскому языку» читает заранее подготовленный ученик (Приложение 1).

2. Вывод:

– Какую проблему поднимает автор, чем он обеспокоен? К чему призывает? Ответьте, опираясь на текст стихотворения.
– Неправильное произношение слов приводит к нарушению ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА..

3. Работа в группах

– Ребята, вы сейчас выполните небольшую письменную работу. Цель работы: повторить трудные случаи произношения слов.

1 группа (слабоуспевающие ученики)

2 группа (сильные ученики)

Один ученик выполняет задание на компьютере, проектор закрыт.

– Подготовьтесь прочитать слова в соответствии с транскрипцией:
Конечно [шн], молочный [ч,н], скучно [шн], нарочно [шн], сливочный[ч,н], яичница[шн], прачечная [шн], потому что [шт], скворечник [шн], почти [ч,т], закадычный [ч,н], порядочный [ч,н], полуночный [ч,н], чтобы [шт].
– Образуйте форму глагола прошедшего времени множественного числа, мужского рода, среднего рода, женского рода от слов:
взять, занять, начать, понять, брать.
– Расставьте ударение.

Проверка работы 1-й группы. (Чтение в соответствии с орфоэпическими нормами).

Проверка правильности выполнения задания 2-й группой. (Образец демонстрируется на экране, а учащиеся проверяют работу самостоятельно).

4. Экскурсия в мир справочной литературы.

Библиотекарь знакомит учащихся с «Орфоэпическим словарём», наглядно показывает возможности этого словаря, советует почаще обращаться к «Орфоэпическому словарю».

Разговор о лексических нормах русского языка

1. Сообщение учителя

– Сейчас поговорим об употреблении слов в соответствии с их лексическим значением. В русском языке имеются важные и интересные глаголы, которые мы часто употребляем в речи. Но, к сожалению, не всегда правильно. Это такие глаголы:

ВЫХОДИТЬ, СХОДИТЬ, СЛЕЗАТЬ, ВЫЛЕЗАТЬ, СПУСКАТЬСЯ.

– Подумайте, какое действие называет каждый из них?
– Чем они отличаются по значению?
– Как правильно спросить:

(на катере) –
– Вы на следующей пристани…?
(на электричке) –
– Вы на следующей станции…?
(в автобусе,троллейбусе, трамвае) –
– Вы на следующей остановке…?

Эти глаголы имеют варианты употребления Вот к чему приводит неправильное употребление в речи этих глаголов.

2. Творческая работа

Сценка «И ТАКОЕ БЫВАЕТ!»

– Вы на следующей остановке сходите?
– Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слазите?»
Тоже сказала! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»
Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаёте?»
– Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаёте ли вы?
– Тогда и оставайтесь в автобусе, если русского языка не знаете!

– Ребята, как вы объясните, из-за чего сыр-бор загорелся? Кто был прав, а кто нет?

(Информация по данному вопросу).

1) Когда пароход, катер причаливают к пристани, то кладутся сходни. По ним пассажиры сходят.
2) Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам. Поэтому принято говорить: «Я схожу. Вы выходите?»
3) В автобусе, троллейбусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому едущие в городском транспорте входят и выходят. Возможен вопрос: «Вы сходите на следующей остановке?» поскольку в данном случае приходится сходить по ступенькам.

3. Рассказ учителя об уместном использовании в речи иностранных слов

Особые трудности употребления в речи вызывают заимствованные слова. Правильное, уместное употребление их в речи говорит о речевой культуре человека, о знании лексических и стилистических норм русского языка, об уровне развития и широте кругозора. Но бывает и так.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Бурное новословие» (Приложение 2).

– Вот такое заполнение русского языка иностранными словами, неуместное их употребление в речи, бессознательное употребление часто приводит к нарушению лексических норм русского языка. Соблюдение лексических и стилистических норм указывает на бережное отношение к родному языку. Необходимо помнить о коммуникативно целесообразном использовании в речи иностранных слов.

4. Экскурсия в мир справочной литературы(продолжение)

Библиотекарь продолжает знакомить учащихся со словарями, которые имеются в школьной библиотеке.

– Словари помогут избежать речевых ошибок в сочинении, сделают нашу речь грамотной.

III. Рассказ учителя о грамматических нормах русского языка

1. Слово учителя

– Не меньшую роль в формировании нормативного русского языка играет соблюдение грамматических норм языка. Остановимся, пожалуй, на одной из самых интересных тем и, возможно, одной из трудных тем русского языка «Употребление в речи форм сложных числительных ». К сожалению, очень часто при склонении числительных допускаются ошибки в образовании форм, это приводит к нарушению грамматических норм русского языка.

2. Выполнение практической работы по группам.

а) Задание для слабоуспевающих учащихся:

Запишите предложения, заменяя цифры словами.
  1. Если из 976 вычесть 382, то останется 594.
  2. Районная библиотека ежегодно пополняется 300 – 400 книгами.
  3. Вес третьего искусственного спутника Земли равен 1 326 кг.
  1. Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс.
  2. Повстанцы захватили склад с 895 винтовками, 311 автоматами и 16 500 патронами.
  3. Пароход с 468 пассажирами отошёл от пристани.
Проверка проводится в форме САМОКОНТРОЛЯ. Можно предложить оценить работу. Оценка «5» ставится при отсутствии ошибок; оценка «4», если допущены 1-2 ошибки; оценка «3», если 4-5 ошибок.
Для слабоуспевающих учащихся предлагается опора: образец склонения числительных (Приложение 3)

б) Тестирование ( для хорошо обучающихся детей)

1. Какое существительное относится к мужскому роду?

а) мозоль
б) алоэ
в) жадина
г) тюль

2. Укажите несклоняемое существительное среднего рода.

а) пальто
б) туннель
в) фасоль
г) картофель

3. Какое существительное относится к женскому роду?

а) бандероль
б) хинди
в) бра
г) лебедь

4. Укажите существительное среднего рода.

а) кофе
б) судья
в) повидло
г) плакса

5. В каком случае род существительных указан неправильно?

а) Осло (м.р.)
б) манжета (ж.р.)
в) метро (ср.р.)
г) тушь (ср.р.)

6. Какие существительные в Родительном падеже множественного числа имеют окончание -ов?

а) носк…
б) узбек…
в) сапог…
г) ампер…

7. Какое из словосочетаний является неправильным? Устно объяснить: почему?

а) наше ПТУ
б) Нововоронежская АЭС
в) заводская ДК
г) светлый ТЮЗ

3. Проверка в форме самоконтроля. Ответы: 1 – г), 2 – а), 3 – а), 4 – в), 5 – г), 7 – а) б), 8 – в)

IV. Рассказ учителя об этических нормах русского языка

1. Слово учителя

– Очень важно при общении соблюдать этические нормы.
Когда мы встречаемся с человеком, мы обращаем внимание на его речь и манеры. Хорошие манеры мы называем этикетом. Человек бывает разным, сложным и противоречивым. Известный поэт Расул Рза сравнивал человека с морем. Старик – моряк говорит о море.

Диалог читается двумя учениками, подготовленными заранее (Приложение 4).

2. Вывод

– Человек не является обладателем одного качества – хорошего или плохого. Человек – это ансамбль качеств. И поэтому во взаимоотношениях нужно об этом помнить.
Но есть хорошее правило этикета – даже если ваш знакомый не заслуживает хорошего отношения, нормы этикета переступать нельзя. Категоричность и прямолинейность, поверьте мне, не всегда говорят о доброте сердца. Одни недостатки в других видят лишь ограниченные люди. Этикет регулирует манеры – способ держать себя. К манерам относится не только речь, но и жестикуляция, мимика, походка. Воспитанный человек не стоит вразвалку, не сидит на стуле развалившись, не оглушает окружающих громким голосом. Чтобы стать воспитанным, нужно немало трудиться, а порой полностью себя переделывать. Если какая – то просьба, то обязательно – «ПОЖАЛУЙСТА»; оказали вам услугу – «СПАСИБО», «БЛАГОДАРЮ ВАС»; при приветствии – «ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОБРЫЙ ВЕЧЕР».
Слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» много значит. Значит вам желают здоровья.

Звучит стихотворение, подготовленное учеником заранее (Приложение 5).

– Вежливый, тактичный человек никогда никого не поставит в неловкое положение. Надеюсь, на вашем пути будут встречаться только добрые и порядочные люди.

V. Игровые ситуации

1. Разыгрывание диалоговых ситуаций.

1-я ситуация

Вы приехали в город.
Цель: познакомиться с достопримечательностями (театр, библиотека, Дворец спорта) Вам нужно будет проехать на каком – либо транспорте, перейти дорогу и т.п.)
Составьте связный текст.

2-я ситуация

Ваш друг не в первый раз ссорится со своим приятелем по двору. Он думает, что все мальчишки вредные и противные, сердится. Помирите этих ребят, не обижая никого.

3-я ситуация

Вашу подружку постоянно обижает одноклассник. Из – за этого ей не хочется идти в школу. Помогите подружке, исправьте ситуацию, не встречаясь с обидчиком.

4-я ситуация

Вы собирались идти на стадион со своим другом, чтобы посмотреть концерт ансамбля, приехавшего из г. Воронеж. Но пошёл дождь, и у вашего друга испортилось настроение. Он не хочет идти на концерт. Утешьте друга и убедите сходить вместе с вами на концерт.

5-я ситуация

Вы познакомились со знакомой своей подруги. Когда вы вместе, вам не нравится, как себя ведёт новая знакомая. Но и «старую» вы терять не хотите. Найдите выход из этой ситуации. (Можно дать имена)

Образец. Вот как можно разыграть 2-ю ситуацию.

Действующие лица и исполнители: друзья: Андрей, Максим, Саша; Автор.

Автор. Жили – были в небольшом посёлке Каменка три закадычных друга: Андрей, Максим, Саша. Все они ходили в один и тот же класс – 6 «Б». Очень часто приходилось им выручать друг друга. Хоть и жили они на разных улицах, но это не мешало им часто вместе с интересом проводить свободное время.
Но вот однажды между Максимом и Андреем , как говорится, пробежала чёрная кошка. Поссорились ребята. Всем казалось, что дружбе пришёл конец. Каждый из них не выходил из дома, переживал. Мучилось сердце, тосковала душа. Но хорошая идея пришла в голову Саши. Решил Саша помирить друзей. Одевшись, он выбежал на улицу и без оглядки помчался в дом к Максиму. Уже с порога, запыхавшись, Саша выпалил:
– Максим, ты тут сидишь и не знаешь, как Андреё сильно переживает вашу с ним ссору. Он себе места не находит. Вот только смелости ему не хватает, чтобы прийти к тебе с миром. Он боится, что ты его не поймешь и выгонишь. Он очень переживает.
Через минуту Саша во весь дух летел к Андрею.
– Андрюха, я только что встретил на улице Максима. Он был сильно расстроен из – за вашей с ним ссоры. Ты бы помирился с ним. Максим места себе не находит, ходит мрачнее тучи.
Убежал Саша и от Андрея. Затаился недалеко от дома и наблюдает, чем всё закончится. А в это время навстречу друг другу бежали Максим и Андрей. Каждому хотелось протянуть руку дружбы.
– Максим…
– Андрей…, – одновременно выпалили мальчишки.
Не успели и слово сказать, а Саша уже рядом с ними.
– Ребята, как хорошо, что вы помирились.

VI. Итог урока

1. Беседа

– Что же является самой большой ценностью для народа? (Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает)
– Каким же должен быть язык культурного, грамотного человека?
– Какие нормы необходимо соблюдать при общении с другими людьми?
– Язык является лучшим показателем культуры, лучшим воспитателем человека.
– Как необходимо обращаться с языком? (Беречь, не засорять ненужными и непонятными словами, соблюдать нормы общения)
– Богатая, точная, правильная речь является показателем личности. Прочитаем высказывания знаменитых людей.

  • Неясность слова есть признак неясности мысли. (Л.Н.Толстой)

  • Осла знают по ушам,
    Медведя по когтям,
    А дурака по речам. (Вл. Даль)

  • Не ножа бойся, языка. (Пословица)

  • Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает. (Пословица)

2. Домашнее задание

Составить диалог на тему «В магазине» (Подумайте, в какой магазин вы пришли? О чём спросите продавца? Говорить нужно громко, но не перекрикивая других. Вопросы должны быть чёткими, понятными.)