Особенности краеведческого образования в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Любовь и интерес к родному городу и краю, уважение к людям, живущим в красивом городе Ачинске, который, является гордостью Красноярского края  вот уже несколько лет прививаем своим воспитанникам и маленьким гражданам Ачинска через интересные занятия по краеведению, досуги, экскурсии реальные и виртуальные, целевые прогулки по Ачинску, беседы, сопровождаемые мульти-медиапрезентациями городских достопримечательностей и слайдами,  где представлена природа великого и могучего Красноярского края. Такие формы работы с детьми способствуют формированию у детей представлений о городе, особенностях его основания, истории архитектурных сооружений, развитию интереса к культурному наследию Красноярского края. Безусловно, на этапе дошкольного детства невозможна систематическая краеведческая подготовка ребенка, но целесообразно знакомство с самыми общими, адаптированными к возрасту дошкольника сведениями о крае и ближайшем к ребенку обжитом пространстве. Такие сведения дошкольник получает изначально  в семье, через детские книги, радио- и телепередачи, а педагоги детского сада стараются разнообразить работу по краеведенью, делая ее более приближенной к систематичной.

Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Тем самым изначальные представления и о природе, и об обществе, и об их развитии и взаимосвязи возникают из собственно краеведческих  представлений. Потому-то краеведческие знания – в основе первичного воспитания, обучения и выработки понятий о важности опыта прошлого, в фундаменте исторической памяти.

Девизом работы с детьми по краеведенью нам служат слова из стихотворения поэтессы Надежды Терехиной, которая живет в нашем могучем Красноярском крае и любимом городе Ачинске:

«…Сибирь моя, ты разная такая.
Любовью отвечаешь на любовь,
Могучая и нежная, святая
Меня благословляешь вновь и вновь…»

И, действительно, это так: наша Сибирь такая разная и сказочная, благословляет на  добрые, интересные и творческие дела.

Содержание работы по краеведенью состоит из нескольких направлений:

– история города и края;
– культурное наследие;
– архитектурно-скульптурный облик города и края;
– производство.

Краеведческое образование последнее время стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса современного детского сада, но способы организации такой деятельности только начинают определяться, поэтому возникают проблемы, например, работая в направлении  «Архитектурно-скульптурный облик города и края» мы столкнулись с трудностями в плане восприятия скульптур детьми старшего дошкольного возраста, так как большинство скульптур рассчитаны на восприятие взрослых. Единственный способ, который мы нашли, это знакомство детей со скульптурой начинаем с малой формы и доступно разъясняем им содержание скульптуры, ее достоинства.

Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает идеалы, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус.

Предметно-развивающая среда в нашей группе выполняет две важные функции: информационную и развивающую. Организовывая предметно-развивающее пространство, мы включили максимальное количество этноспецефических предметов (настольный и строительный материал для конструирования; пазлы этнокультурной тематики, наборы для ручного труда (кедровые шишки, мох, березовая кора, чага и др.), предметы народной культуры (блюда, кувшины, деревянные ложки, тканные скатерти, вышивные и вязанные салфетки), музыкальные инструменты (ложки, балалайки, гармонь, гусли, колокольчики) предоставили детям свободное пространство для игр, носящих этнокультурный оттенок. Украсили помещение группы декоративной росписью, произведениями искусства, отражающими своеобразный колорит культуры родного края.)

Каждое занятие и мероприятие по краеведению начинаем со слов наших местных поэтов и песенников, например,  на занятии, где мы применяли виртуальную экскурсию по «старому» Ачинску, так местные жители называют часть города, где сохранились старинные здания с великолепной архитектурой, мы обратили внимание детей на Ачинскую церковь такими замечательными словами:

«… Есть в Ачинске церковь своя –
Казанским собором зовется,
Построена встарь при царях –
В ней нить поколений не рвется…»

Эти строки посвятила нашей церкви Татьяна Корчмит, поэтесса в душе которой живет добро и любовь к своему краю и городу.

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Наши воспитанники  знакомятся на занятиях и в повседневной жизни с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае, рассматривают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры. При этом мы  всегда помним, что наш  Красноярский край  многоконфессиональный,  поэтому не допускаем  невнимание к тем или иным конфессиям.

История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая с детьми историю нашего города, мы знакомим их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

Одна из проблем, связанных с изучением в ДОУ прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, – разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных учреждений и структур. Ее следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и ценностей, разделяемых людьми того времени.

С сожалением приходится констатировать, что на протяжении многих десятилетий эти вопросы фактически выпадали из поля зрения  дошкольного краеведения или преподносились искаженно. В результате, воспитанники  не имели возможности приобщиться к одному из ценных, в частности в этическом отношении, слою исторического и культурного наследия народов.

Сибирская земля на протяжении веков славится и на Руси, и за рубежом своим ремеслами, сказками, преданиями, которые сохранились еще во многих семьях, поэтому перед коллективом педагогов встала задача, как эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий. Пришли к общему мнению, что нужно вспомнить о народной педагогике. Восстановить то, что было разрушено, воскресить прежние отношения в семье. Мы обратились к родителям, бабушкам и дедушкам, каждому сотруднику детского сада: что они знают о народной педагогике, какие традиции народной мудрости живут и поныне в их семьях? Посоветовавшись с родителями, решили в группе создать «ларец идей». Так родилась, а потом осуществилась идея создания народного театра «Сударушка», где дети вместе с родителями ставили русские народные сказки, причем исполняли роли    как дети, так и взрослые. Руководит «Сударушкой» мама воспитанницы Мельниковой Наташи Ирина Валентиновна . Создали подгруппы детей по интересам – вышивание, вязание, ручной труд, работа с деревом, изготовление игрушек, поделок и сувениров. Этими подгруппами руководят родители, которые занимаются с детьми в вечернее время два раза в неделю. Есть  идея расширить группы по интересам за счет создания межсемейных кружков. Осуществлено и много других задумок из «ларца идей».  В целях создания единого пространства, отражающего специфику нашего Сибирского края, по инициативе родителей и детей, мы организовали фотохрестоматию, которая регулярно пополняется новыми фотографиями, например, после отдыха детей с родителями на местных озерах и реке Чулым, фонохрестоматия пополняется интересными фотографиями, где ярко представлена природа Сибири, ее реки и озера, закаты и рассветы во все времена года. 

В фотохрестоматии четыре раздела по основным направлениям, отражающим содержание работы по краеведенью. В нашей фотохрестоматии уже имеются фотографии здания детского сада,  администрации, драматического театра, центра культуры, краеведческого музея, памятник скорбящей матери, новых жилых микрорайонов, природа нашего края и города, животный мир, растительный мир.  Материалы фотохрестоматии используем для занятий с детьми и в дальнейшем планируем перейти к разработке и реализации  проекта  – издание фотохрестоматии для детских садов города.

В собирании материалов по краеведению мы привлекаем  родителей наших воспитанников, учеников  средних школ города, студентов педагогического колледжа которые собирают различные данные по заданию например, ведут опрос населения, устанавливают наличие тех или иных старинных предметов, валяющихся по чердакам или хранящихся в "бабушкиных сундуках", а также просматривают старые газеты, и пр.

Участие людей всех возрастов  такого рода собирании краеведческого материала имеет само по себе огромнейшее воспитательное значение. Оно есть уже одна из акций патриотического характера, создающая в нашем крае более высокий уровень духовной культуры.

В нашей стране немало красивых, чистых городов, которые возникли в результате освоения природных ресурсов и профессиональной деятельности человека. Ачинск один из таких городов и не любить его невозможно,  сразу же вспоминаются строки из стихотворения «Родина» В. Степанова.

«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которым мы идем…»

В чем бы ни высказал себя народ Сибирский: в танце, в песне, в вышивке или в зимних забавах, ясно – это все от души. А душа Сибирская добра и красива.

Наши дети вырастут и, может быть, уедут в другие города учиться, работать, но мы уверены, что они всегда будут вспоминать Ачинск и он останется навсегда в сердцах наших детей как самый лучший и любимый город.