Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Тип урока. Урок применения и совершенствования знаний. Командная игра.
Характеристика темы урока. На предыдущих уроках были изучены соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника, синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника, их значения и разобраны основные типы задач. Учащимся заранее объявлен состав команд, дано задание придумать название, девиз и эмблему, вопрос по заданной теме. На предстоящем уроке формируется умение самостоятельно применять изученные факты по образцу и в сходных условиях, так и с переносом знаний в новые условия.
Основные задачи урока:
- Формирование определенных умений и навыков по применению зависимостей между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.
- Формирование умения видеть один и тот же факт в различных ситуациях.
- Формирование умений работать с задачей.
- Воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогию.
- Адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, самоконтроль, обучение общению.
Оборудование урока: раздаточный материал для заданий командам, таблица значений тригонометрических функций, микрокалькуляторы.
Структура урока.
- Постановка цели урока.
- Актуализация опорных знаний и умений.
- Формирование умения применять зависимости в прямоугольном треугольнике, выбрать и правильно применить нужную формулу в сходных условиях.
- Формирование умения применить знания в новых условиях для решения задачи на нахождения площади четырехугольника
- Подведение итогов работы на уроке. Определение победителя, награждение команд.
ХОД УРОКА
I. Представление команд (название, эмблема, девиз)
II. Актуализация опорных знаний
- Задание командам написать все известные формулы по заданной теме для заданного на доске прямоугольного треугольника, листы с ответами сдать и сравнить с верным ответом (показываются формулы).
- Блиц опрос для команд (команда отвечает на вопрос, в случае правильного ответа на следующий вопрос отвечает другая команда, в случае неверного ответа следующая команда отвечает на этот же вопрос, и так по очереди).
Вопросы:
- Что называется тангенсом острого угла в прямоугольном треугольнике? Чему равен tg 60°?
- Что называется синусом острого угла в прямоугольном треугольнике? Чему равен sin 45°?
- Что называется косинусом острого угла в прямоугольном треугольнике? Чему равен cos 30°?
- Какое равенство называют основным тригонометрическим тождеством? Чему равен sin 30°?
- Как вычислить тангенс угла, если известны значения его синуса и косинуса? Чему равен tg 30°?
- Какой треугольник называется египетским? Чему равен cos 45°?
- Как переводится с древнегреческого слово «гипотенуза»? Почему? Чему равен cos 60°?
- Является треугольник со сторонами 5см, 6см, 2см прямоугольным? Почему? Чему равен sin 45°?
- Что означает слово «тригонометрия» как оно возникло? Чему равен tg 45°?
- Можно ли определить вид треугольника, если известны его стороны 13 см, 12 см, 5 см? Чему равен sin 60°?
III. Формирование умения применять знания при решение задач
Команды получают две задаче, первая задача на применение знаний в простой ситуации, в сложной, когда найденные значения необходимы для решения задачи на вычисление площади четырехугольника).
Задачи для команд
I КОМАНДА
Задача № 1.
В прямоугольном треугольнике один из катетов равен а, а противолежащий угол равен .
а) Выразите другой катет, противолежащий ему
угол и гипотенузу через а и .
б) Найдите их значения, если a = 20 см, = 42°.
Задача № 2.
Найдите площадь равнобедренной трапеции с основаниями 20см и 60см, если угол при большем основании равен 60°.
II КОМАНДА.
Задача № 1.
В прямоугольном треугольнике один из катетов
равен b, а прилежащий к нему угол равен .
а) Выразите второй катет, прилежащий к нему
острый угол и гипотенузу через b и .
б) Найдите их значения, если b = 15см, = 48°.
Задача №2.
Найдите площадь параллелограмма, если его стороны равны 12 см и 18 см, а острый угол между ними 45°.
III КОМАНДА.
Задача № 1.
В прямоугольном треугольнике гипотенуза равна с, а один из острых углов равен .
а) Выразите второй острый угол и катеты через с
и .
б) Найдите их значения, если с = 14 см, а = 65°.
Задача №2.
Найдите площадь ромба, если его сторона равна 16см, а острый угол 60°.
IV КОМАНДА.
Задача №1.
Катеты прямоугольного треугольника равны а и b
а) Выразите через а и b гипотенузу и тангенсы
острых углов треугольника.
б) Найдите гипотенузу и острые углы треугольника,
если, а = 15 см, а b = 17 см.
Задача №2.
Найдите площадь прямоугольной трапеции с основаниями 24 см и 28 см и острым углом 60°.
V КОМАНДА.
В прямоугольном треугольнике гипотенуза равна с, а один из катетов равен а.
а) Выразите через с и а второй катет и острые
углы треугольника.
б) Найдите неизвестный катет и острые углы
треугольника, если с = 27 см, а а = 12 см.
Задача №2.
Найдите площадь равнобедренной трапеции с меньшим основанием см, если угол при большем основании трапеции равен 45°.
IV. Подведение итогов игры
Команды задают подготовленный дома вопрос по заданной теме.
Вопросы команд:
- Почему в прямоугольном треугольнике косинус острого угла всегда меньше единицы?
- Зависит ли синус острого угла прямоугольного треугольника от размеров и расположения треугольника?
- От чего зависит синус острого угла прямоугольного треугольника?
- Как изменится косинус острого угла прямоугольного треугольника, если увеличить этот угол.
- Как построить угол, тангенс которого равен 1.
V. Награждение команд
Бланки для жюри (конкурсы оцениваются по 10 бальной системе)
№ конкурса | I команда | II команда | III команда | IV команда | V команда |
1) Представление команд | |||||
2) Конкурс «Формулы» | |||||
3) Блиц опрос | |||||
4) Решение задач | |||||
5) Итоговый балл |