Явив России в 1834 году начало сказки
«Конек-Горбунок», Ершов, тогда еще лишь
девятнадцатилетний студент Петербургского
университета, подарил детям этой страны
невиданный подарок – красочная история читалась
нараспев. Да и как можно судить стихотворную
сказку, о которой сам Пушкин отзывался
положительно. В любом случае её можно смело
ставить в один ряд с пушкинскими шедеврами,
известными каждому еще с раннего детства.
«Конёк-Горбунок» – замечательная сказка, вот уже
полтора с лишним века входящая в число лучших
детских произведений. Первое из числа ее
несомненных достоинств – занимательный сюжет,
увлекательный и поучительный одновременно.
Нечасто детская сказка читается и взрослым
человеком с таким интересом. Второе достоинство
сказки – ее прекрасный слог. Стихотворный текст,
просто, льется рекой, дети читают произведение на
одном дыхании. Образная, яркая речь персонажей,
красочные описания производят сильное
впечатление. К тому же текст изобилует разными
бытовыми подробностями старой русской жизни,
которые уже, напрочь, забыты, а в девятнадцатом
веке еще были вполне понятны и привычны. Не могу
не отметить и ярких персонажей сказки. И не
только главных героев, но и вполне эпизодических
персонажей. Конечно, Конек-Горбунок среди них –
самый обаятельный. Идея сказки заключается в
верной дружбе и о том, что внешность еще ничего не
значит и что, порой, только простота и
решительность ведет к необозримым высотам.
К тому же, как и всякая хорошая сказка,
«Конек-Горбунок» учит детей отваге, смекалке,
правдивости и многим другим необходимым
качествам.
Учебник: «Литературное чтение», часть I, авторы: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. Издательский центр «Вентана-Граф», 2001 г.
Цели урока:
- Обучающие:
- Знать отдельные, связанные с созданием сказки, сведения из жизни писателя.
- Углубить знания о жанре литературной сказки.
- Уметь сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков.
- Развивающие:
- Развивать умение выразить мысль, высказывать согласие (или несогласие) с чужой точкой зрения.
- Развивать умение сотрудничать в группе.
- Воспитательные:
- Воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам.
Место урока в системе других уроков. 3 урок. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».
Тип урока: комбинированный.
Оснащение урока: портрет писателя П.П. Ершова, выставка детских рисунков к сказке, карточки с вопросами (для работы в группах), мультимедийное оборудование (компьютер, электронный диск со слайдами, экран и т.д.), предметы старины и изделия прикладного искусства, музыкальный диск (фрагменты из балета «Конёк-Горбунок»).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Система контроля на уроке: сочетание контроля учителя и самоконтроля учащихся.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
2. Сообщение темы урока
(На доске портрет П.П. Ершова Годы жизни: 1815-1869.)
– Сегодня мы продолжим работу над сказкой П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Перед вами портрет писателя, его стихи – эпиграф к сегодняшнему уроку:
«Какая цель! Пустыни, степи
Лучми гражданства озарить,
Разрушить умственные цепи
И человека сотворить».
П.П. Ершов.
– Какая главная мысль заключена в этих строках?
(«Сотворить» хорошего человека)
– А сейчас мы узнаем, каким же человеком был сам
писатель?
3. Проверка домашнего задания
– Ребята, получившие карточки-подсказки, расскажут нам о жизни и творчестве П.П. Ершова.
(Дети рассказывают фрагменты из жизни писателя по памяти).
1 ученик. Пётр Павлович Ершов родился 6
марта 1815 года в деревне Безруково Тобольской
губернии в семье чиновника. Многочисленные
переезды с отцом по Сибири обогатили
представления молодого Ершова о жизни русского
народа.
Во время учёбы в Тобольской гимназии были
написаны первые стихи.
С 1831 по 1835-й годы Пётр Павлович учился в
Петербургском университете, много занимался
самообразованием, увлекался литературным
творчеством.
После окончания университета вернулся в родной
Тобольск и стал работать учителем в той же
гимназии, которую сам окончил.
А с 1857 года стал директором этой гимназии.
2 ученик. Ершов жил в одно время с
такими выдающимися поэтами, как Василий
Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин.
Под влиянием их сказок была написана
стихотворная сказка «Конёк-Горбунок»,
основанная на сюжетах русского фольклора.
Написал её Ершов, когда был студентом
Петербургского университета, было ему тогда 19
лет.
Впервые сказка была напечатана в 1834 году в
журнале «Библиотека для чтения» .
А.С. Пушкин после знакомства со сказкой
«Конёк-Горбунок» одобрил её и признался, что
«теперь этот род сочинений» можно ему и оставить,
так как есть новый замечательный сказочник.
3 ученик. Сказка Петра Павловича
Ершова стала настолько популярной, что через
некоторое время появилась в сборнике русских
народных сказок.
«Конёк-Горбунок», по сообщению самого автора, –
произведение народное, взятое из уст
рассказчиков, от которых он его слышал. Ершов
только привёл его в более стройный стихотворный
вид и местами дополнил.
4. Закрепление материала о жизни и творчестве П.П. Ершова
Вопросы всему классу:
– Сказка «Конёк-Горбунок народная или
литературная (авторская)?
– В каком году была напечатана сказка?
– Сколько лет было Ершову, когда он написал
сказку?
– 19-летнего автора «Конька-Горбунка» в
Петербурге называли «жар-птицей из холодных
краёв». Почему, как вы думаете?
– Что означают слова А.С. Пушкина «теперь этот
род сочинений можно мне и оставить»?
Напоминаю известный факт творческого
сотрудничества по написанию сказок (в 1831 году)
Жуковским и Пушкиным, когда Пушкин подсказал
Жуковскому сюжет «Сказки о царе Берендее».
(Сказка Ершова оказалась включенной в это
соревнование).
– Можно ли сказать, что чья-то сказка лучше или
хуже? (Ответы детей).
– У каждого автора своя манера написания,
поэтому мы не можем сравнивать их, но имеем
полное право отдать предпочтение тому или
иному автору.
5. Работа над содержанием произведения по учебнику
– Итак, П.П. Ершов приглашает нас в свою сказку.
Чтобы в неё попасть, мы должны закрыть глаза и
сказать 3 раза заклинание: «Крибли, крабле, бумс!» (Дети
закрывают глаза и произносят заклинание 3 раза, а
в это время появляются 2 сказочницы и начинают
сказку под музыку из балета «Конёк-Горбунок»).
1-я сказочница-ученица.
«За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе… И с набитою сумой
Возвращалися домой».
2-я сказочница-ученица.
«В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить… Хлеб ночами поберечь
Злого вора подстеречь».
1-я сказочница:
«Зачинается рассказ
От Ивановых проказ».
2-я сказочница:
«И от сивка, и от бурка,
И от вещего коурка».
6. Работа над содержанием сказки по рисункам (пересказ фрагментов)
У. Вот мы с вами и в сказке! А перед нами картинная галерея из ваших рисунков. Давайте рассмотрим их и расскажем, какие фрагменты из сказки вы изобразили? (Учащиеся пересказывают, как «отстояли» в дозоре старшие братья).
7. Работа со слайдами (выборочное чтение)
– Найдите и прочитайте в сказке место, где
говорится о том, как Иван был в карауле. (Читают
отрывок).
– Посмотрите на экран (Приложение
1, слайд 1) и найдите в сказке
фрагменты-описания к этой иллюстрации.
- Описание кобылицы.
- Как Иван поймал кобылицу.
– Почему кобылица покорилась Ивану? (Он
сильный, смелый, ловкий).
– Прочитайте, какой наказ она ему дала? (Читают
отрывок).
– Что случилось с золотогривыми конями, которых
родила кобылица? (Братья их украли и повели в
город на продажу).
8. Инсценирование эпизода из сказки
– Мы сейчас с вами тоже окажемся на базаре (Приложение 1, слайд 2)
Физминутка
Дети ходят по классу, как по базару, рассматривают предметы старины, а в это время – сценка.
Эпизод: «В той столице есть обычай: … (Сценка).
Так кишмя вот и кишат,
И смеются, и кричат».
– Прочитайте, что было дальше? (Городничий
доложил царю, и царь приехал на базар).
– Посмотрите на слайд 3, найдите в тексте к нему
описание. (Царь: «Глаз своих с коней не сводит…
Гладит гриву золотую»).
Далее – чтение по ролям. Диалог царя и Ивана.
Сценка.
– Что случилось дальше, мы узнаем из сценки.
Царь: «Ну, брат,
Пара нашим не даётся:
Делать нечего, придется
Во дворце тебе служить…»Иван: «Эка штука!
Во дворце я буду жить…».
– Найдите отрывок из произведения к слайду 4.
9. Расположить иллюстрации из сказки по порядку (работа в группах)
– А теперь вспомним содержание всей сказки. Посмотрите на экран (Приложение 1, слайд 5) и расположите иллюстрации в нужном порядке.
(Иллюстрации расположены не по порядку, их нужно расположить в правильном порядке).
- Поймал жар-птицу.
- Привёз царь-девицу.
- Рыба-кит.
- Освобождение кита.
- Сундучок с перстнем.
- Иван омолодился.
- Царь сварился.
- Конец сказки. Свадьба.
Проверка правильности расстановки эпизодов
из сказки (Приложение 1, слайд
6).
Ответы учащихся всех групп, сравнение с
правильным вариантом ответа на экране.
10. Работа в группах (вопросы на карточках)
Вопросы для 1 группы:
- Можно ли Ивана считать глупым? Почему? (Подтвердите текстом).
- Что взял с собой в дозор Иван? Что взяли братья? О чём это говорит?
- Мстит ли Иван братьям? Почему?
- Кому Иван выпросил прощение в «Солнцевом селенье»?
- Каково отношение автора к Ивану? Почему?
Вопросы для 2 группы:
- Кто помогает Ивану в сказке?
- Опишите внешний вид помощника. (Найдите описание в тексте).
- Что, по-вашему мнению, важнее: внутренняя красота или внешняя?
- Справился бы Иван с трудностями, если бы у него не было друга?
- Если бы на месте Ивана оказался один из братьев, стал бы автор помогать ему?
Вопросы для 3 группы:
- Кого в сказках называют противниками? Какова их роль?
- Кого можно считать противниками Ивана в этой сказке?
- Как звали братьев Ивана?
- Сравните образы братьев Ивана, спальника, царя. Какие черты являются общими для них? (Назовите их отрицательные качества).
- Как относится автор к этим персонажам?
Вопросы для 4 группы (для сильных учащихся):
- Сколько самостоятельных частей в этой сказке?
- Каким образом все части объединяются в одно произведение?
- Какова роль пера жар-птицы?
- Где происходит действие сказки? (Найдите в тексте подтверждение).
- Что помогло Ершову написать такую интересную сказку?
- Чему учит сказка «Конёк-Горбунок»?
11. Домашнее задание
Ответить на вопросы в тетради, стр. 57.
12. Итог урока
– Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока.
– Какую же цель должен ставить перед собой
каждый человек? (Быть достойным гражданином
своей страны, быть хорошим человеком).
– Можем ли мы сказать, что Ершов был именно таким
человеком? (Ответы)
(Приложение 1, слайд 7)
«СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК!
ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ – УРОК!»
– Как вы понимаете эти слова? (Ответы)
– Какой вывод вы для себя сделали? (Ответы).
– Молодцы, ребята, хорошо поработали, и, я
надеюсь, уроки этой сказки оставят след в вашей
душе, и вы станете достойными гражданами своей
страны.
(Оценки за работу на уроке).
– Спасибо всем.