Художественный мир сказки П.П. Ершова "Конек-Горбунок"

Разделы: Начальная школа


Явив России в 1834 году начало сказки «Конек-Горбунок», Ершов, тогда еще лишь девятнадцатилетний студент Петербургского университета, подарил детям этой страны невиданный подарок – красочная история читалась нараспев. Да и как можно судить стихотворную сказку, о которой сам Пушкин отзывался положительно. В любом случае её можно смело ставить в один ряд с пушкинскими шедеврами, известными каждому еще с раннего детства.
«Конёк-Горбунок» – замечательная сказка, вот уже полтора с лишним века входящая в число лучших детских произведений. Первое из числа ее несомненных достоинств – занимательный сюжет, увлекательный и поучительный одновременно. Нечасто детская сказка читается и взрослым человеком с таким интересом. Второе достоинство сказки – ее прекрасный слог. Стихотворный текст, просто, льется рекой, дети читают произведение на одном дыхании. Образная, яркая речь персонажей, красочные описания производят сильное впечатление. К тому же текст изобилует разными бытовыми подробностями старой русской жизни, которые уже, напрочь, забыты, а в девятнадцатом веке еще были вполне понятны и привычны. Не могу не отметить и ярких персонажей сказки. И не только главных героев, но и вполне эпизодических персонажей. Конечно, Конек-Горбунок среди них – самый обаятельный. Идея сказки заключается в верной дружбе и о том, что внешность еще ничего не значит и что, порой, только простота и решительность ведет к необозримым высотам.
К тому же, как и всякая хорошая сказка, «Конек-Горбунок» учит детей отваге, смекалке, правдивости и многим другим необходимым качествам.

Учебник: «Литературное чтение», часть I, авторы: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. Издательский центр «Вентана-Граф», 2001 г.

Цели урока:

  • Обучающие:
    • Знать отдельные, связанные с созданием сказки, сведения из жизни писателя.
    • Углубить знания о жанре литературной сказки.
    • Уметь сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков.
  • Развивающие:
    • Развивать умение выразить мысль, высказывать согласие (или несогласие) с чужой точкой зрения.
    • Развивать умение сотрудничать в группе.
  • Воспитательные:
    • Воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам.

Место урока в системе других уроков. 3 урок. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

Тип урока: комбинированный.

Оснащение урока: портрет писателя П.П. Ершова, выставка детских рисунков к сказке, карточки с вопросами (для работы в группах), мультимедийное оборудование (компьютер, электронный диск со слайдами, экран и т.д.), предметы старины и изделия прикладного искусства, музыкальный диск (фрагменты из балета «Конёк-Горбунок»).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Система контроля на уроке: сочетание контроля учителя и самоконтроля учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!

2. Сообщение темы урока

(На доске портрет П.П. Ершова  Годы жизни: 1815-1869.)

Сегодня мы продолжим работу над сказкой П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Перед вами портрет писателя, его стихи – эпиграф к сегодняшнему уроку:

«Какая цель! Пустыни, степи
Лучми гражданства озарить,
Разрушить умственные цепи
И человека сотворить».

П.П. Ершов.

– Какая главная мысль заключена в этих строках? («Сотворить» хорошего человека)
– А сейчас мы узнаем, каким же человеком был сам писатель?

3. Проверка домашнего задания

– Ребята, получившие карточки-подсказки, расскажут нам о жизни и творчестве П.П. Ершова.

(Дети рассказывают фрагменты из жизни писателя по памяти).

1 ученик. Пётр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года в деревне Безруково Тобольской губернии в семье чиновника. Многочисленные переезды с отцом по Сибири обогатили представления молодого Ершова о жизни русского народа.
Во время учёбы в Тобольской гимназии были написаны первые стихи.
С 1831 по 1835-й годы Пётр Павлович учился в Петербургском университете, много занимался самообразованием, увлекался литературным творчеством.
После окончания университета вернулся в родной Тобольск и стал работать учителем в той же гимназии, которую сам окончил.
А с 1857 года стал директором этой гимназии.

2 ученик. Ершов жил в одно время с такими выдающимися поэтами, как Василий Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин.
Под влиянием их сказок была написана стихотворная сказка «Конёк-Горбунок», основанная на сюжетах русского фольклора. Написал её Ершов, когда был студентом Петербургского университета, было ему тогда 19 лет.
Впервые сказка была напечатана в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения» .
А.С. Пушкин после знакомства со сказкой «Конёк-Горбунок» одобрил её и признался, что «теперь этот род сочинений» можно ему и оставить, так как есть новый замечательный сказочник.

3 ученик. Сказка Петра Павловича Ершова стала настолько популярной, что через некоторое время появилась в сборнике русских народных сказок.
«Конёк-Горбунок», по сообщению самого автора, – произведение  народное, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал. Ершов только привёл его в более стройный стихотворный вид и местами дополнил.

4. Закрепление материала о жизни и творчестве П.П. Ершова

Вопросы всему классу:

– Сказка «Конёк-Горбунок народная или литературная (авторская)?
– В каком году была напечатана сказка?
– Сколько лет было Ершову, когда он написал сказку?
– 19-летнего автора «Конька-Горбунка» в Петербурге называли «жар-птицей из холодных краёв». Почему, как вы думаете?
– Что означают слова А.С. Пушкина «теперь этот род сочинений можно мне и оставить»?
Напоминаю известный факт творческого сотрудничества по написанию сказок (в 1831 году) Жуковским и Пушкиным, когда Пушкин подсказал Жуковскому сюжет «Сказки о царе Берендее». (Сказка Ершова оказалась включенной в это соревнование).
– Можно ли сказать, что чья-то сказка лучше или хуже? (Ответы детей).
– У каждого автора своя манера написания, поэтому мы не можем сравнивать их, но имеем полное право отдать предпочтение тому  или иному автору.

5. Работа над содержанием произведения по учебнику

– Итак, П.П. Ершов приглашает нас в свою сказку.
Чтобы в неё попасть, мы должны закрыть глаза и сказать 3 раза заклинание: «Крибли, крабле, бумс!» (Дети закрывают глаза и произносят заклинание 3 раза, а в это время появляются 2 сказочницы и начинают сказку под музыку из балета «Конёк-Горбунок»).

1-я сказочница-ученица.

«За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе…         И с набитою сумой
                                                        Возвращалися домой».

2-я сказочница-ученица.

«В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить…                Хлеб ночами поберечь
                                                        Злого вора подстеречь».

 1-я сказочница:

«Зачинается рассказ
От Ивановых проказ».

2-я сказочница:

«И от сивка, и от бурка,
И от вещего коурка».

6. Работа над содержанием сказки по рисункам (пересказ фрагментов)

У. Вот мы с вами и в сказке! А перед нами картинная галерея из ваших рисунков. Давайте рассмотрим их и расскажем, какие фрагменты из сказки вы изобразили? (Учащиеся пересказывают, как «отстояли» в дозоре старшие братья).

7. Работа со слайдами (выборочное чтение)

– Найдите и прочитайте в сказке место, где говорится о том, как Иван был в карауле. (Читают отрывок).
– Посмотрите на экран (Приложение 1, слайд 1) и найдите в сказке фрагменты-описания к этой иллюстрации.

  • Описание кобылицы.
  • Как Иван поймал кобылицу.

– Почему кобылица покорилась Ивану? (Он сильный, смелый, ловкий).
– Прочитайте, какой наказ она ему дала? (Читают отрывок).
– Что случилось с золотогривыми конями, которых родила кобылица? (Братья их украли и повели в город на продажу).

8. Инсценирование эпизода из сказки

– Мы сейчас с вами тоже окажемся на базаре (Приложение 1, слайд 2)

Физминутка

Дети ходят по классу, как по базару, рассматривают предметы старины, а в это время – сценка.

Эпизод: «В той столице есть обычай: …  (Сценка).

Так кишмя вот и кишат,
И смеются, и кричат».

– Прочитайте, что было дальше? (Городничий доложил царю, и царь приехал на базар).
– Посмотрите на слайд 3, найдите в тексте к нему описание. (Царь: «Глаз своих с коней не сводит… Гладит гриву золотую»).
Далее – чтение по ролям. Диалог царя и Ивана.

Сценка.

– Что случилось дальше, мы узнаем из сценки.

Царь: «Ну, брат,
Пара нашим не даётся:
Делать нечего, придется
Во дворце тебе служить…»

Иван: «Эка штука!
Во дворце я буду жить…».

– Найдите отрывок из произведения к слайду 4.

9. Расположить иллюстрации из сказки по порядку (работа в группах)

 – А теперь вспомним содержание всей сказки. Посмотрите на экран  (Приложение 1, слайд 5) и расположите иллюстрации в нужном порядке.

(Иллюстрации расположены не по порядку, их нужно расположить в правильном порядке).

  1. Поймал жар-птицу.
  2. Привёз царь-девицу.
  3. Рыба-кит.
  4. Освобождение кита.
  5. Сундучок с перстнем.
  6. Иван омолодился.
  7. Царь сварился.
  8. Конец сказки. Свадьба.

Проверка правильности расстановки эпизодов из сказки (Приложение 1, слайд 6).
Ответы учащихся всех групп, сравнение с правильным  вариантом ответа на экране.

10. Работа в группах (вопросы на карточках)

Вопросы для 1 группы:

  • Можно ли Ивана считать глупым? Почему? (Подтвердите текстом).
  • Что взял с собой в дозор Иван? Что взяли братья? О чём это говорит?
  • Мстит ли Иван братьям? Почему?
  • Кому Иван выпросил прощение в «Солнцевом селенье»?
  • Каково отношение автора к Ивану? Почему?

Вопросы для 2 группы:

  • Кто помогает Ивану в сказке?
  • Опишите внешний вид помощника. (Найдите описание в тексте).
  • Что, по-вашему мнению, важнее: внутренняя красота или внешняя?
  • Справился бы Иван с трудностями, если бы у него не было друга?
  • Если бы на месте Ивана оказался один из братьев, стал бы автор помогать ему?

Вопросы для 3 группы:

  • Кого в сказках называют противниками? Какова их роль?
  • Кого можно считать противниками Ивана в этой сказке?
  • Как звали братьев Ивана?
  • Сравните образы братьев Ивана, спальника, царя. Какие черты являются общими для них? (Назовите их отрицательные качества).
  • Как относится автор к этим персонажам?

Вопросы для 4 группы (для сильных учащихся):

  • Сколько самостоятельных частей в этой сказке?
  • Каким образом все части объединяются в одно произведение?
  • Какова роль пера жар-птицы?
  • Где происходит действие сказки? (Найдите в тексте подтверждение).
  • Что помогло Ершову написать такую интересную сказку?
  • Чему учит  сказка «Конёк-Горбунок»?

11. Домашнее задание

Ответить на вопросы в тетради, стр. 57.

12. Итог урока

– Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока.
– Какую же цель должен ставить перед собой каждый человек? (Быть достойным гражданином своей страны, быть хорошим человеком).
– Можем ли мы сказать, что Ершов был именно таким человеком? (Ответы)

(Приложение 1, слайд 7)

«СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК!
ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ – УРОК!»

– Как вы понимаете эти слова? (Ответы)
– Какой вывод вы для себя сделали? (Ответы).
– Молодцы, ребята, хорошо поработали, и, я надеюсь, уроки этой сказки оставят след в вашей душе, и вы станете достойными гражданами своей страны.

(Оценки за работу на уроке).

– Спасибо всем.