Введение.
Плетение из талаша на Кубани – ремесло традиционное. Только подзабытое. Нынче не каждый знает, что талаш – это листья кукурузных початков, которые изначально использовались в казачьем быту вместо бечевы, затем из талаша плели детям лапоточки, прикроватные коврики, корзины, кошелки, хлебницы, короба для хранения продуктов. Предпочтение отдавалось талашу, потому что он легок в работе и не требует никакой специальной заготовки и обработки. В последнее время большое внимание уделяется возрождению казачества на Кубани , народных традиций, культуре.
Цель работы – исследовать возникновение ремесла плетения из талаша на Кубани, освоить технику плетения, обобщить опыт мастеров Абинского района и распространить плетение из талаша среди молодежи станицы.
Задачи: – изучить процесс возникновения плетения из талаша среди населения Абинского района; – выявить особенности техники плетения из талаша характерные для мастеров Абинского района; – изучить технику и приемы плетения из талаша, используя литературные источники, статьи интерната и непосредственно опыт мастеров; – возродить и приобщить к традиционному виду народного творчества популярному в XIX веке на Кубани, современную молодежь; – осуществить преемственность поколений через народное творчество кубанских мастеров; – развитие творческого потенциала у детей, которыми владеют народные умельцы из поколения в поколение передающие свои секреты мастерства. Основными источниками при подготовке данной работы стали материалы собранные в ходе полевых исследований 2009-2010 г., литературные источники. Основным предметом анализа работы является использование талаша в предметах казачьего быта на Кубани, техника плетения. Пути освоения данного вида промысла. В первой главе “ Возникновение народного промысла – плетение из талаша” рассматриваются вопросы возникновения и распространения плетения из талаша, используя традиционную литературу, статьи на сайтах в Интернете. Наиболее подробно вопросы плетения талашом описаны в книге “ Кружева из талаша” Кондратьевой Ирины Владимировны изданной в г. Краснодаре 2005 г., Вакуленко Е.Г. “ Народное декоративно-прикладное творчество г. Ростов-на-Дону 2007 г.
Во второй главе “ Поисково-исследовательская работа в Абинском районе” изучаются материалы собранные в ходе полевых исследований в 2009–2010 годах. Следует отметить недостаточное количество литературных источников по теме, единицы мастеров осталось владеющих традиционными приемами плетения, все старческого возраста. Плели в основном необходимые предметы быта, подставки. Циновки (коврики), кашелки, хлебницы.
В третьей главе рассмотрены результаты поисково-исследовательской деятельности в Абинском районе. В результате сделаны выводы, что возрождение промысла наблюдается последние пять лет, в предметах быта из талаша стали преобладать декоративные функции и они служат украшением интерьера. Используются техника плетения плоская и объемная, косички, аппликация, смешанная с другими природными материалами.
Осуществляется передача опыта мастеров, через мастер-классы, индивидуальное обучение детей, кружковые занятия, семинары, очень редко приемлемость в семье.В четвертой части подробно описывается технология плетения из талаша, изученная в ходе поисковой работы. В заключении сделаны выводы и намечены перспективы продолжения работы, а так же перспективы использования материалов. Материалы можно использовать на уроках кубановедения, истории Кубани, уроках трудового обучения, в кружках декоративно-прикладного творчества, планируем предоставить в музей станицы, в казачьею республику для сохранения и распространения традиций которые необходимо передать будущим поколениям.
Возникновение народного промысла – плетения из талаша.
Кубань – жемчужина России, благородный край не только для развития курортного дела, сельского хозяйства, он славен и своим неповторимым колоритом, творчеством народов, его населяющих.Заселение кубанских земель с целью укрепления рубежей России началось согласно приказу Екатерины Второй (15 с. 257). Люди, заселившие эти места, привезли с собой свои традиции, культуру, обычаи. Наряду с тем, что жители пограничных населенных пунктов отстаивали и охраняли южные рубежи России, они активно развивали сельское хозяйство. Культурные традиции переселенцев (украинцев, греков, армян, запорожских и донских казаков, русских), тесно переплетаясь, создали новую кубанскую культуру. В ней прослеживается отражение традиций народов, ее составляющих (в речи, строениях, предметах обихода, отношениях к праздникам, в искусстве мастеров).
На освобожденных от леса участках земли переселенцы высеивали как традиционные для их жизнедеятельности культуры, так и новые для них. На Кубани появились невиданные доселе культуры, как фасоль, сахарная свекла, тростник, сорго, кукуруза, подсолнечник. Крестьяне, проживавшие на Кубани, собирая урожай, находили широкое применение вторичному сырью (солома, талаш). Кукуруза занимала достойное место в жизни кубанцев: ее зерно являлось ценным пищевым продуктом как для людей, так и для животных. Сердцевина початка кукурузы использовалась как герметичное закупоренное средство, а также вместо дров для печи; при сжигании сердцевины угли издавали своеобразный запах и давали жар, использовавшийся для выпечки хлеба. Золу после сжигания использовали для приготовления щелочного раствора для стирки. Стволы кукурузы применяли как утепляющий материал для домов, куреней, на корм животным, а также из них изготавливали ограду, плетни, заграждения от снега и для задерживания снега на полях. Листьями талаша связывали пучки трав, калины, подвязывали виноград и т.д. Початки кукурузы сушили, связывали с их помощью талаша в своеобразные гирлянды развешивали в комнатах, на чердаке, к кладовых. Таким же образом хранился и семенной материал. Кубанские мастерицы при заготовке початков обратили внимание на особенности талаша: он имеет разные цвета и оттенки, при увлажнении очень податлив, крепок, хорошо связывается, сплетается в косички, хранится и без особого труда прошивается нитью. Так, наряду с плетением из рога, появился новый вид ремесла на Кубани – плетение из талаша.
Первые изделия, сплетенные из талаша, представляли собой примитивные предметы обихода – кошелки, подставки под чугуны. В долгие зимние вечера кубанские женщины придумывали множество вариантов украшения изделий из талаша: с помощью косичек, различных завитушек, сплетенных из тех же косичек, формировали причудливые узоры, навеянные неповторимой кубанской природой. У каждой мастерицы был свой “ почерк” изготовления, который передавался по наследству. Изделиями из талаша хозяйки щедро одаривали друг друга в праздники, украшали ими свое жилище, использовали их в быту (12 с. 41).
Несомненно, плетение из талаша требует от мастерицы усидчивости, ловкости пальцев, фантазии, выдумки, терпения. Собираясь вместе заниматься любимым делом, рукодельницы разного возраста пели, рассказывали сказки, небылицы и так скрашивали длинные зимние вечера. Такие посиделки способствовали не только обмену опытом, но и развитию устной речи, воспитанию любви к родному краю, к близким и отчему дому.
Историческая, территориальная, духовная и культурная связь людей способствовала общению, взаимодействию, что в свою очередь порождало творческие усилия и достижения, придававшие своеобразие кубанской культуре и взаимосвязи поколений.
В конце 70-х годов южные города страны захлестнула эпидемия “ сомбреро” одновременно вошли в моду плетенные из соломки и талаша сумочки, вазочки и конфетницы, подставки. Однако с развитием отечественной промышленности освоив выпуск многоцветных полимерных штамповок, плетение из соломки и талаша было “ подавленно” и вышло из моды (1 с.6).
Еще более повседневный быт человека был насыщен плетеными изделиями вначале XX века, перед мировой войной. Это мы узнаем по книгам и фильмам. Из камыша, соломки, талаша, плели разнообразные корзиночки для бумаг, рукоделия, цветов, газетницы, коробочки для бижутерии и кондитерских изделий, фруктов, хлебницы, игрушки, погремушки, цветочницы, кошелки… Совершенство форм, плавность контуров, графический ритм плетенных изделий настолько обогащают фактуру поверхности, что многие плетенные предметы можно отнести к подлинным произведениям декоративного искусства. Множество плетенных изделий – корзины, колыбельки, кресла – мы можем увидеть на полотнах мастеров кисти эпохи Возрождения (14 с.3).
Сегодня наметился отчетливый возврат от синтетических к натуральным материалам. Вместе с изделиями из соломы, рогоза, талаша созданными талантливыми мастерами в жилище горожанина вновь входит наполненный солнечными лучами природный материал, хранящий тепло человеческих рук. Ведущие модельеры не смущаются, вводя в костюм натуральные ткани, нарочито огрубленные “ под мешковину”, “под рогожу”, заинтересованно ищут место в костюме для натуральных цветов и трав, соломки, камыша, рогоза, талаша. А кто летом откажется дополнить летний костюм легкой изящной шляпкой в комплекте с сумкой, оригинальными бусами и браслетом из природных материалов? Соответственный процесс наметился и в аксессуарах интерьера: после “евроремонта” хозяева смущенно убирают намозолившие глаз пластмассовые “ цветы” в пластмассовых вазах, а на их месте появляется натуральная керамика с долгоиграющими букетами рогоза, камыша, тростника или перекати – поля. Соответственно в квартирах и в руках горожан все чаще стали появляться всевозможные плетенные из лозы, соломки, талаша корзины и сумки, конфетницы и вазы для фруктов, панно… Солнечная теплота и упругая податливость природных стеблей входит в наш дом. Потребителю всегда дороже эксклюзивные вещи, штучный товар, чем предметы серийного производства, “ штамповка”.
Поисково-исследовательская работа в Абинском районе.
Поисково-исследовательская работа по теме “ Плетение из талаша” осуществлялась в период с 2009 по 2010 год на территории Абинского района, учащимися 7 “ б” класса под руководством учителя технологии Григоренко Галины Михайловны.
Нами были установлены имена и адреса мастеров занимающихся плетением из талаша. Мастеров стершего поколения осталось очень мало, единицы в ст. Мингрельской – это Резник Николай Иванович 1926 г. рождения в п. Ахтырском Белякова Вера Николаевна 1930 г. рождения. Немного информантов и среди среднего и молодого поколения так как плетение талашом подзабытый промысел который необходимо возродить. В ст. Мингрельской владеют техникой плетения талашом Макаренко Римма Владимировна 1961 г. рождения, Шестак Надежда Владимировна 1949 г.р., Пенчук Людмила Григорьевна 1964 г.р., Григоренко Г.М. 1964 г.р.,, молодежь Колб Екатерина 1985 г.р., Григоренко Анастасия 1996 г.р., и учащиеся кружка “ Умелые руки” под руководством Григоренко Г.М. осваивающие приемы плетения из талаша.
В результате исследования мы выяснили, что в раннее время 19–20 веке в основном все изделия имели определенные функции чаще всего плели корзинки, кашелки, циновники (коврики), подставки, щетки для побелки, хлебницы(из литературных источников и рассказов информантов).Сегодня в 21 веке это предметы быта выполняющие декоративные функции панно, картины, салфетки, корзины, вазы, аппликации.
Основные приемы плетения используются всеми мастерами по сей день такие как зашифрованное плетение по кругу, волны, жгут, косички. Беляева Вера Николаевна п. Ахтырсикий (1 с.6) плетет в традиционной технике кошелки, коврики, короба в этом же направлении работает Анатолий Андреевич Лавадний проживающий в п. Пашковском, он плел изделия в основном цилиндрообразной формы, высотой стенок до 10–15 см(11 с.157). Красивые кашелки и шляпы плетет Мария Ивановна Лыкова для декорирования они применяют крашенные листья початков кукурузы, используя луковую шелуху или анилиновые красители, вставляют аккуратную проволочку, оплетенную листьями початков.
Светлана Борисовна Кононенко 1953 г.р. учитель труда горячеключевской школы три года занималась плетением из талаша освоила эту технику от казачек – мастериц проживающих на территории района ведет курс прикладного кубановедения “ Светлица”, участница фестиваля “ Во славу Кубани, на благо России!” рассказала об изготовлении куколки-оберега (9.2).
Выходя на интернет-сайт флористов мы познакомились с прекрасными работами кубанских мастериц настоящими произведениями искусства панно, картинами выполненными из талаша, пейзажи, цветы, используется технология смешанных природных материалов соломки, талаша, луковой шелухи. У.А. Алферовой и др. мастерами, которые возрождают традиционные техники с новыми приемами использования талаша в декоративных функциях (9.1).Объемное плетение и выполнение плоскостных композиций из талаша активно возрождается педагогами МДОУ № 37 п. Ахтырский под руководством Ирины Владимировны Кондратьевой. Ими выпущена книга “ Кружева из талаша”, которая нам помогает разнообразить изучение приемов плетения из талаша разных полезных в быту вещей коврики, салфетки, панно “ кукурузници”, детские игрушки, кошелки, вазы для цветов, фруктов и др. (Приложение IX 1,2,3,4).
Пенчук Л.Г. , Григоренко Г.М. учителя трудового обучения МОУ СОШ № 6 ст. Мингрельской, Макаренко Р.В и Шестак Н.В. воспитатели ДОУ ст. Мингрельской освоили приемы объемного и плоского плетения на семинаре по декоративно-прикладному творчеству три года назад организованному ККИДППО преподавателями Беляевой г. Краснодар и Вакуленко Е.Г. Выше перечисленные мастерицы ведут кружки декоративно прикладного творчества, где обучают детей станицы многим народным промыслам, а также и плетению из талаша, ребята с удовольствием плетут салфетки, панно, делают аппликации, объемные панно, корзиночки, вазочки. (Приложение I).
Из бесед с информантами станицы Мингрельской мы узнали, что в станице не были известны мастера до нынешних лет которые занимались бы непосредственно плетением из талаша. Остался один мастер рожденный в 20-е годы который прекрасно владеет техникой плетения из рогоза, плетет корзины, кошелки, циновники.К сожалению у него есть сын, но он не захотел продолжить промысел отца и Николай Иванович с радостью делится секретами мастерства с ребятами и всеми, кто интересуется данным промыслом.
Во время поисково-исследовательской работы мы посетили музеи г.Абинска, где нам ответили, что данный промысел ими не рассматривался и у них в экспозициях изделий данного промысла нет, ст. Мингрельская, где заведующая Саенко Людмила Васильевна рассказала нам, что по письменным источникам и устным от информантов, плетением талашом население станицы ранее не занималось, а вот плетение из лозы и рогоза было и познакомила нас с корзиной которая находится в музее выполненная из рогоза и познакомила с мастером Резником Николаем Ивановичем. (Приложение III ф. 1)
В ходе полевых исследований мы столкнулись с тем, что в литературных источниках очень мало информации о плетении из талаша посетив школьную библиотеку, библиотеку г. Абинска мы не смогли найти нужную литературу, некоторые материалы в журналах и книгах нам помогли отыскать работники сельской библиотеки ст. Мингрельской Ротко В. И. и др. Основную информацию мы получили от информантов, на сайтах интернет и из немногочисленных книг.
Техника плетения из талаша.
Цветы найти не трудно на любом пути
И все же не каждому дано венок сплести.
Т. Гиппель
Красота плетения в какой-то мере зависит от материалов, из которых он сплетен, но прежде всего от вкуса и художественного чутья мастера. Отсутствие вкуса позволит испортить любой самый высококачественный материал. Говорят, что художественный вкус можно “ воспитать”. Если можно, то, по предисловью, лишь пока ребенок помещается поперек дивана. Потом – безнадежно поздно, и все равно получится не мастер, а ремесленник, механически повторяющий показанные ему и не способный внести в дело ничего нового, своего.
Сбор, сортировка, хранение материала.
ТАЛАШ – это листья, в которых скрыт початок кукурузы. Они заготавливаются во время уборки кукурузы – с середины июля до середины августа. Початок кукурузы освобождается от талаша. Отбираются листья внутри початка (верхние, более жесткие, и самые нижние, прилегающие к початку, к работе не пригодны). В зависимости от сорта кукурузы, времени уборки, погодных условий талаш имеет разные цвета и оттенки (светло-зеленый, золотистый, от светло – сиреневого до сиреневого, светло-коричневый). (12 с.9) Собранный материал сортируется по толщине листа, по цвету и оттенкам, по длине. Просушивается в сухом месте. Необходимо следить, чтобы талаш не отсырел, чтобы в нем не появились насекомые (моль), которые могут погубить запасы.
Подготовка материала к работе.
Перед началом работы с талашом педагог вместе с детьми отбирает нужное количество материала по цвету, длине, толщине листа. Талаш необходимо замочить в теплой воде, выложить на салфетку, а сверху прикрыть еще одной салфеткой, чтобы убрать лишнюю влагу и сохранить необходимую. Подготовленный таким образом материал легко поддается обработке.
Выполнение поделок и игрушек из целых листьев талаша.
В процессе работы с целыми листьями талаша детям даются понятия о том, что в зависимости от способа деления, расщепления и скрепления отдельных листьев или частей создаются игрушки.
Корзинка.
Целые длинные увлажненные листья талаша выкладывается на столе. В середине кладется круглый или овальный предмет (например. Мяч). Затем с двух сторон края связывается тесьмой либо увлажненным талашом. Ручка может быть выполнена в виде жгута или листьев, перевязанных многократно тесьмой по всей длине, и крепится к корзинке тесьмой или полосками талаша (12 с.12).
Цветок.
К палочке, обмотанной талашом, которая станет стеблем цветка, привязывается прочной нитью, вниз острыми концами, влажные листья талаша. Затем концы листьев поднимаются кверху, скрепляются до высыхания между собой. После высыхания края лепестков цветка отгибаются наружу с помощью ножниц или карандаша и фиксируются. К стеблю прикрепляется ровный целый лист талаша, который по форме похож на лист тюльпана (12 с.13).
Изготовление бантиков.
Для изготовления бантиков необходимы широкий лист талаша, заранее смоченный в теплой воде, обрезанный с двух сторон, а также длинная полоска из талаша для связывания бантика. Концы широкого листа складываются к середине, связываются узкой полоской листа так, чтобы с двух сторон получались одинаковые по размеру части бантика. Из завязанных длинных полосок талаша методом накручивания на карандаш изготавливаются спирали, которые украшают бантик. Таким образом получаются оригинальные украшения: заколки, брошки, дополнительные детали для других изделий (12 с.14).
Жгут из талаша.
Жгут из талаша выполняется из широкой или узкой полоски в зависимости от размеров предполагаемой работы. Если жгут будет использован для оформления изделия, то полоса берется более широкая; если же для серединки цветка – поуже, чтобы изготовить жгут, лист талаш, предварительно замоченный в теплой воде, обрезанный с двух сторон, берется за концы и перекручивается в противоположные стороны. Концы жгута прикрепляются с помощью иглы и ниток к изделию. (12 с.16).
“ Косички” из талаша.
Для плетения “косички” необходимо взять три одинаковые по цвету, длине, ширине влажные полоски талаша. С более толстого конца связать их вместе нитью светлого цвета. Затем закрепить скотчем на краю стола. Для удобства плетения детей нужно посадить подальше от стола и друг от друга. Крайние полоски талаша попеременно поворачивать внутрь, придерживаясь одинаковой плотности плетения, – как обычная косичка. Конец “ косички” скрепляется так же, как и начало. (12 с.17).
Техника использования “ косички” при изготовлении поделок оформление края изделия.
Из широкого влажного листа талаша вырезаются различные фигуры, например, яблоко, груша, бабочка и т.д. “ Косички” пришивается по краю вырезанного предмета (можно использовать шаблоны).Ширину “ косички” необходимо подбирать в зависимости от величины изделия: чем больше предмет, тем толще “ косичка”
Выполнение круга и овала из “косички”Заготовленные “ косички” скручиваются и сшиваются по спирали в виде круга или овала. При скручивании “ косичку” можно располагать плоско или ребром. Если “ косичку” во влажном состоянии свернуть, а затее положить под пресс и высушить, то сшивания не потребуется.
Изготовление коврика.
Сплетенные “ косички” сшиваются по спирали. Сшитые из “ косичек” круги или овалы соединяются между собой путем связывания тонкими влажными полосками талаша либо сшиванием с помощью иглы и ниток. Изделие может использоваться в качестве коврика или из простейших салфеток. (12 с.19).
Рыбка.
Круг или овал из сшитой “ косички” – это туловище рыбки. Хвостик выполняется из влажных длинных полосок талаша, которые привязываются либо пришиваются к туловищу рыбки. При высыхании полоски закручиваются с помощью карандаша либо ножниц. Мелкие детали (плавники, глаза, блестящая чешуя) прикрепляется дополнительно с помощью клея или самоклеящейся бумаги (Приложение I ф.2).
Черепаха.
Овал в виде сшитых “ косичек” – это туловище черепахи. Головой служит круг из сшитых “ косичек”, лапки – четыре маленьких круга либо петельки из “ косичек”. Все детали сшиваются между собой. Глазами служат бусинки (Приложение Ш ф.1).
Бабочка.
Туловищем служит толстая “ косичка”, завязанная с обоих концов в виде кисточек. Из широкого влажного отглаженного листа талаша вырезаются две пары крылышек, которые обшиваются тонкой “ косичкой”. Все детали сшиваются между собой. Дополнительные детали присоединяются клеем. (Приложение IV ф.2).
Кисть винограда.
Кисть винограда делается из сшитых кружочков – “ косичек” разной величины и формы (круг или овал). Кружочки выкладываются по убывающей величине сверху вниз, как кисть винограда. Листочек вырезается из широкого, влажного, проглаженного листа талаша, обшивается тонкой “ косичкой”, жгутом и прикладывается к изделию. (Приложение I ф.3).
Цветок.
Из широких листьев влажного талаша, желательно с красивым природным оттенком, вырезают лепестки различных размеров и складывают, как цветок, в один или два слоя; затем клеем либо путем сшивания прикрепляется серединка. Серединкой могут быть кружочек из сшитой “ косички” или несколько кружочков разной величины, вырезанных из талаша и склеенных между собой.
Техника крепления деталей.
Детали между собой сшиваются с помощью иголки и ниток, подобранных по цвету. Потом они наклеиваются на вырезанную плотную основу по форме, напоминающей ту или иную игрушку (рыбку, бабочку, стрекозу).
Техника плетения из талаша
.Техника плетения из талаша единая для изготовления всех изделий. (Приложение VI, Приложение VII).
Небольшое пластмассовое или металлическое колечко обвивается по кругу влажными полосками талаша, одинаковыми по ширине (1 см), в один слой, так, чтобы остался конец длиной 3–4 см.
Первый ряд: конец оставшейся полоски, намотанной на колечко, берется в левую руку, правой рукой другая полоска влажного талаша продлевается в кольцо на 1–2 см и прижимается пальцами левой руки вместе с концом полоски. Полоска, которая находится в правой руке, поворачивается к себе и туго наматывается два раза вокруг зажатых полосок в левой руке.
Затем конец полоски продевается в центр кольца, завязывается в узел с петелькой посередине.
Следующая полоска талаша продевается уже не в колечко, а в полученную петлю. Полоска также зажимается пальцами левой руки, а пальцами правой руки производят те же действия (обвивают полоской два раза основу, продевают в кольцо, завязывают в узел). Появляется новая петля. Таким образом оплетаем кольцо по кругу до первой петли.
Второй ряд: дальше плетение производится таким образом, что каждая новая полоска талаша продевается не в кольцо, а последовательно в каждую петлю нижнего ряда. Плетение ведется по спирали.
Последующие ряды: по мере расширения круга необходимо в каждом новом ряду в некоторые петли новые полоски продевать дважды, то есть по два узелка в одну петлю (как при вязании круга крючком), чтобы получился круг ровным, не стянутым.
Так плетется круговое панно – дно корзинки.
Панно овальной формы.
Чтобы получить основу овальной формы, необходимо подготовить пластмассовый или деревянный стержень. Длина стержня определяет форму необходимого овала.
Начало работы: влажными полосками талаша стержень обвивается в один слой; последнюю полоску, намотанную на стержень, закрепляют нитью так, чтобы лист не соскальзывал со стержня и оставался конец 3–4 см. Плетение производится по спирали (в начале вокруг стержня, а далее по спирали). Получится овальная форма.
Волна. Техника плетения.
Последний ряд сплетенного изделия служит основанием “волны”. Продолжая плести последний ряд, нужно в одну петлю нижнего ряда продевать одну за другой новые полоски талаша, чтобы получилось 2–3 – узелка в одной петле. Таким образом, круг, расширяясь, заворачивается в “волну”. Заканчивая оформление изделия, с изнаночной стороны нитью пришиваем конец последней полоски. (Приложение IX ф.3)
Украшение панно.
Край панно можно украсить не только плетенной “ волной”, но и петлями из “косичек” одинаковой и разной величины, образуя своеобразные дуги. Поверхность панно украшается различными деталями, сделанными из талаша, с помощью других природных материалов (засушенными красивыми веточками,
Изготовление объемных изделий. Корзинка.
Дно корзинки (круглой или овальной формы) плетется по принципу панно. Круг или овал делаем нужной величины (он станет дном корзинки). Для формирования стенки корзинки используется следующий прием: новую полоску талаша продеваем не в последнюю петлю нижнего ряда, а пропускаем одну и вдеваем в следующую по ходу плетения, и только один раз. За счет этого плетение начнет подниматься бортиком.
Постепенно изделие необходимо расширять кверху. Для этого некоторые полоски талаша продеваются в нижнюю петлю дважды, так же как при вязании крючком. Высоту плетения корзинки определяем по желанию и своему усмотрению. Ручку корзинки изготавливаем следующим образом: основание ручки – тонкая мягкая проволока; она оплетается влажными листьями талаша, затем плетется один ряд вдоль ручки.
Корзинку можно украсить небольшими цветочками, листочками, завитками, из талаша. (Приложение IX ф.2,4)
Заключение.
В ходе работы над темой “ Плетение из талаша на Кубани” мы познакомились с историей появления и распространения кукурузы на Кубани изначальным применением талаша как связывающего материала, затем в других практических целях, а позднее и в декоративных. Познакомились с материалами лично ст. Мингрельской, п. Ахтырский, г. Абинска и по другим источникам, заочно с Краснодарского, с приемами плетения.
В результате поисковой работы мы установили, что плетение из талаша на Кубани было популярным в IXX веке среди крестьянских хозяек которые отдавали предпочтение талашу, потому что он более легок в работе по сравнению с соломой и рогозом и не требует никакой специальной подготовки. Основные приемы используемые в плетении талашом это плоское плетение, объемное, косички, аппликация, панно. Детям больше нравятся игрушки, аппликации, подставки. (Приложение IV, Приложение V. ф.1,5,6) Среднее поколение больше предпочтение отдает объемному плетению и панно. (Приложение I, Приложение II, Приложение V). Старшее поколение плетет традиционной техникой, традиционные вещи кашелки, подставки, короба.
Из истории и рассказов информантов известно, что некоторые предметы использовались как обереги (куклы, ангелочки и др.). сегодня основные функции предметы утратили и они в основном выполняют декоративные функции.
Мы выделили основные формы передачи мастерства, раньше это было от поколения к поколению от отца к сыну, от бабушки у внучке, а сегодня через образовательные учреждения, мастер-класса с народными умельцами, литературу, обучающие семинары, очень редко семейные династии.
Большая часть мастеров предпочитает натуральные оттенки талаша, оттененные или подкрашенные листья используют для декоративной отделки предмета.
При изучении фондов музея мы столкнулись с тем, что они почти не имеют информации и экспонатов изготовленных из талаша, но в XX века он был забыт, а ввиду плохой устойчивости к влаге, многие образцы народного творчества в крае не сохранились и видимо не во всех станицах на Кубани занимались плетением из талаша.
Общаясь с мастерами по плетению талашом сегодняшних дней мы освоили основные традиционные и нетрадиционные приемы работы с талашом и готовы поделиться знаниями со всеми желающими овладеть этим промыслом. Материальных затрат не т требует, а предметы из талаша украсят любой современный дом.
Материалы исследований можно использовать на уроках трудового обучения, художественного труда, кубановедения, внеклассной работе по декоративно-прикладному творчеству, в станичном музее. Планируем организовать выставки мастеров и детского творчества, встречи с мастерами района, что позволит шире распространить плетение талашом среди молодежи и сохранить опыт накопленной предыдущими поколениями для потомков.
Список использованных источников и литературы.
Устные источники:
- П.Д. № 1 ЭЭ (МОУ СОШ № 6 ) 2008-2009 г. Инф. Беляева В.Н. (1930 г.р.) стр. 6.
- П.Д. № 2 ЭЭ (МОУ СОШ № 6 ) 2008-2009 г. Инф. Григоренко Г.М. (1964 г.р.) стр. 1.
- П.Д. № 3 ЭЭ (МОУ СОШ № 6 ) 2008-2009 г. Инф. Макфуленко Р.В. (1961 г.р.) стр. 2.
- П.Д. № 4 ЭЭ (МОУ СОШ № 6 ) 2008-2009 г. Инф. Пенчук Л. Г. (1964 г.р.) стр. 3.
- П.Д. № 5 ЭЭ (МОУ СОШ № 6 ) 2008-2009 г. Инф. . Резник Н.И. (1926 г.р.) стр. 4.
- П.Д. № 6 ЭЭ (МОУ СОШ № 6 ) 2008-2009 г. Инф. Саенко Л.В. (1960 г.р.) стр. 5.
- П.Д. № 7 ЭЭ (МОУ СОШ № 6 ) 2008-2009 г. Инф. Шестак Н.В. (1949 г.р.) стр. 7.
- Материалы из фондов Мингрельского сельского музея
- Ресурсы интернета:
9.1.Сайт флористов
9.2.Кубанские вести
9.3.Декоративно-прикладное искусство
Литература:
- Барадулин В.А. “ Основы художественного ремесла”.
- Вакуленко Е.Г. “ Народное декоративно-прикладное творчество” Ростов-на-Дону 2007.
- Кондратьев И.П. “ Кружева из талаша” Краснодар 2005.
- Полевые материалы ФЭЭ кафедры НДПИ КГУКИ, 1994 Краснодар. Исследователь Вакуленко Е.Г.
- Сергеев В.И. “ Плетение из соломки” Ростов-на-Дону 2000.
- Чистков К.В. “ Кубанские станицы” Москва 1967 г.