Задачи обновления системы образования, содержание работы общеобразовательной школы обусловлены социально-экономическими преобразованиями, происходящими в стране. Каждое образовательное учреждение должно иметь свое лицо, своего ученика, свои особенные подходы. Вариативность программ, разнообразие учебно-методических комплексов, а так же передача функций контроля образовательным учреждениям в сравнении с единообразием, всеобщим характером программ, учебников, учебных планов школы прошлого позволило по-другому взглянуть на организацию деятельности образовательного учреждения. Самым трудным, самым ответственным звеном в работе школы является внутришкольный контроль.
Внутришкольный контроль - это целостный процесс, который обеспечивает системный анализ и коррекцию деятельности всех участников образовательного учреждения при условии толерантности и уважения личности. С одной стороны внутришкольный контроль - это комплексная диагностика педагогического коллектива с целью выявления проблем в работе педагогов, их образовательных потребностей, с другой - контроль процесса формирования программных знаний, умений и навыков учащихся.
Функции прогнозирования и планирования реализуются в нерасторжимом единстве и направлены на улучшение деятельности образовательного учреждения, достижение более качественных конечных результатов учебно-воспитательного процесса; но без анализа, без оценки спланировать перспективу развития невозможно.
Анализ - это деятельность по накоплению, отбору, систематизации и оценке информации об изменениях в работе учреждения в конкретном временном интервале. Он помогает установить преемственность между истекшим и новым учебным годом, позволяет планомерно из года в год совершенствовать те или иные участки школьной работы. Анализу подвергается деятельность образовательного учреждения в соответствии с направлениями внутришкольного контроля.
Современная общеобразовательная школа - это сложный, высокоорганизованное учреждение, поэтому для решения поставленных заданий контроль должен быть: многоцелевой - направленной на проверку различных вопросов (учебно-воспитательных, методических, научно-исследовательской и экспериментальной деятельности, усовершенствования учебно-материальной базы школы, выполнения санитарно-гигиенических норм, соблюдения техники безопасности и др.); многогранный - использование различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту (фронтальный, тематический, персональный контроль деятельности учителя и т.д.); многоступенчатый - контроль одного и того же субъекта разными уровнями (работа учителя в ходе учебного процесса контролируют директор, заместители директора, руководителей методических объединений, представители Управлений образования и др.).
Говоря о контроле, необходимо различать виды, формы и методы контроля.
Вид контроля - это совокупность форм контроля, проведенных с определенной целью. Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и предвидения заданий, а так же способами, которые используются для контроля.
В практике школ, исходя из цели проведения, можно выделить два вида контроля: тематический и фронтальный.
Тематический контроль проводится на протяжении всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного элемента объекта контроля (уровень знаний, умений и навыков учеников, качества работы учителя, классного руководителя, соответствие содержания работы школьного методического образования заявленной теме, качество работы кружков и факультативов, проведения индивидуальных занятий, соблюдения техники безопасности на уроке и т.д.).
По результатам тематического контроля оформляется справка, проводятся собеседования, совещания.
Фронтальный контроль поводится не чаще двух-трех раз за год с целью одновременной всесторонней поверки объекта контроля в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная деятельность и т.д.) или отдельного подразделения школы (параллель классов, школьное методическое объединение, различные службы). Так, например, если методическое объединение ставится на фронтальный контроль, то проверяются все аспекты его деятельности. Если фронтальный контроль производится по работе отдельного учителя, то предвидится изучение всех сторон его деятельности (как учителя-предметника, воспитателя и т.д.) Такой контроль производится во время аттестации учителя.
Форма контроля - это способ организации контроля. По периодичности контроля может быть: входной контроль (в начале учебного года за курс предыдущего); предупредительный контроль (перед проведением итоговых, контрольных работ, перед экзаменами в выпускных классах, проверка готовности к школе к новому учебному году); текущий контроль (после изучения темы, результаты контроля учебного заведения за четверть, полугодия); промежуточный контроль (аттестация в конце года в переводных классах); итоговый контроль (экзамены в выпускных классах, результаты работы школы за год).
По способу организации контроля над объектами, которые проверяются, в учебных заведениях используются шесть разных форм контроля: персональный; классно-обобщающий; предметно-обобщающий; тематически-обобщающий; обзорный; комплексно-обобщающий.
Согласно изложенного содержание форм контроля можно распределить следующим образом:
персональный контроль: контроль над работой одного учителя со всех сторон образовательной деятельности (проводится во время аттестации); контроль над работой одного учителя (классного руководителя) по определенной теме (продуктивность преподавательской деятельности, методический уровень учителя в целом или какой либо стороны его деятельности, например, уровня требований к знаниям учеников) или конкретного ученика (одаренные, "тяжелые" и т.д.)
классно-обобщающий контроль: контроль над деятельностью учителей, классных руководителей, воспитателей, которые работают в одном классе (в одной параллели), уровнем знаний, умений и навыком (срез), работой различных служб в данном классе и т.д.; контроль над учениками целого класса по определенной теме или изучение конкретного вопроса (например, контроль группы учителей по изучению дозирования домашнего задания в одном классе);
предметно-обобщающий контроль: контроль над формированием системы знаний, умений и навыков у учеников по конкретному предмету, изучение вопросов последовательности обучения и др. (например, контролируются учителя, работающие по одному предмету с 5 по 11 классы); контролю подлежат учителя, которые ведут один предмет по конкретной теме (выявление проблем, оказание помощи);
тематически-обобщающий контроль: контроль над работой учителя на каждом этапе обучения (например, по вопросам развития познавательной самостоятельности или формирования личности ученика в целом);
обзорный контроль: контроль над отдельными вопросами образовательной деятельности в целом (состояние школьной документации, состояние трудовой дисциплины, состояние учебно-технической базы, состояние учебных кабинетов, обеспечение учеников учебной литературой);
комплексно-обобщающий контроль: контроль за состояние вопросов в комплексе в параллели классов (уровень знаний и воспитанности параллели, ученика, качество преподавания в параллели, качество работы классных руководителей в параллели и др.)
Все перечисленные формы контроля находят свое практическое применение в методах контроля.
Метод контроля - это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности является: наблюдение, внимательно следя за чем-нибудь, изучать исследовать; анализ, разбор с выяснением причин, определения тенденции развития; беседа, деловой разговор на какую-нибудь тему с участием слушателей, где они обмениваются мыслями; изучение документации, тщательное изучение с целью ознакомления, выяснения чего-нибудь; анкетирование, способ исследования путем опроса; хронометраж, измерение трат рабочего времени на выполнение повторяющихся операций; устная или письменная проверка знаний, проверка для выявления уровня обученности.
Все виды контроля завершаются разработкой предложений для устранения выявленных недостатков. Они должны быть направлены на улучшение образовательной деятельности и соответствовать реальным возможностям общеобразовательного заведения.
Объектами внутришкольного контроля являются такие виды образовательной деятельности: учебно-воспитательная работа; методическая работа; внеурочная воспитательная работа; экспериментальная и научно-исследовательская работа.
Учебно-воспитательная работа - основной вид образовательной деятельности учебного заведения. Она включает организацию и проведение всех видов учебных занятий, оценку уровня теоретической и практической подготовки учеников во время текущего и итогового контроля, соблюдение учителями требований нормативных актов Министерства образования и науки Украины, Автономной Республики Крым, приказами Управлений образования при работе с учениками и школьной документацией.
Основными документами, которые непосредственно регламентируют учебно-воспитательную работу в учебном заведении, являются учебные планы и программы, разработанные на основе Государственных образовательных стандартов и требований к выпускникам школ.
Основными элементами контроля учебно-воспитательной работы являются: выполнение всеобуча; состояние преподавания учебных предметов; качество знаний, умений и навыков учеников; выполнение решений педсоветов, совещаний и т.д.; качество ведения школьной документации; выполнение программ; подготовка и проведение государственной итоговой аттестации.
Методическая работа в учебном заведении - один из основных видов деятельности руководства школы и педагогического коллектива. Главными заданиями являются: усовершенствование методики, повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных программ; повышение педагогического мастерства руководящего и учительского состава школы; усовершенствование организации и обеспечения образовательного процесса.
Центром методической работы есть методическое объединение. При составлении плана внутришкольного контроля учитываются следующие элементы методической работы: повышение квалификации администрации и учителей, работа методических объединений, работа с молодыми специалистами, работа с новыми учителями.
Во время контроля деятельности методических объединений проверяются такие показатели: выполнение нормативных документов, выполнение решений и рекомендаций заседаний методических объединений, качество подготовки и проведения методических недель, качество подготовки и проведение предметных недель, подготовка и проведение конференций, семинаров, круглых столов и др., участие детей в олимпиадах, интеллектуальных марафонах и др., проведение заседаний методических объединений.
Внеурочная воспитательная работа с учениками в учебных заведениях является составной частью образовательного процесса и проверяется по таким направлениям: уровень воспитанности учеников; качество работы классного руководителя; участие родителей в воспитательном процессе; качество проведения общешкольных мероприятий; спортивно-массовая работа; качество проведения занятий дополнительного образования; организация патриотического, морального и эстетического воспитания; профилактическая работа с "трудными" детьми.
Экспериментальная и научно-исследовательская работа - один из видов образовательной деятельности учебного заведения. Она организовывается и проводится в соответствии с действующими руководящими документами. Экспериментальная и научно-исследовательская работа в общеобразовательных учебных заведениях включает: фундаментальные и поисковые исследования, ориентированные на перспективу и решение проблем образования;
- научное доказательство перспективы развития и совершенствование образовательного процесса;
- исследование проблем психологического обеспечения учебной деятельности;
- исследование вопросов педагогики и психологии, методики обучения и воспитания в образовательных учреждениях, организации и материально-технического обеспечения образовательного процесса, других проблем школьного образования.
Направленность тематики экспериментальной и научно-исследовательской работы должна соответствовать профилю учебного заведения и отображать практические потребности общеобразовательного учебного заведения и образовательного процесса в целом.
Основными формами экспериментальной и научно-исследовательской работы в учебных заведениях являются:
- выполнение научно-исследовательских работ (фундаментальных, поисковых, прикладных);
- написание учебников, учебных пособий, монографий, диссертаций, статей, научных отчетов, рецензий, выводов;
- разработка проектов уставов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов для учебного заведения;
- экспериментальная проверка теоретических выводов и положений в лабораторных условиях, обобщение полученных результатов исследований и разработка рекомендаций;
- подготовка и проведение научных конференций, семинаров, совещаний, творческих дискуссий.
Критерии оценки качества экспериментальной и научно-исследовательской работы: степень научной обоснованности нововведений; результат нововведений; соответствие нововведений концепции развития школы; уровень научной образованности учителей; научно-исследовательская деятельность учеников
Основными элементами обеспечения образовательной деятельности даны в таблице 1.
Таблица 1.
Медицинский | Санитарно-гигиенический режим |
Здоровье и физическое развитие детей | |
Поведение лечебно-профилактических мероприятий | |
Режим и качество питания | |
Материально-технический | Развитие кабинетной системы |
Обеспеченность техническими средствами обучения | |
Учебно-методический | Заказы, получение, учет, сохранность и использование учебно-методической литературы |
Работа библиотеки | |
Информационный | Нормативно-правовая база |
Информационные технологии | |
Аналитические документы, справки, доклады и др. | |
Психологический | Степень психологического комфорта учеников |
Степень психологического комфорта учителей | |
Психологическая комфортность коллектива к инновациям | |
ТБ | Техника безопасности |
Охрана труда |
Конечная цель организаторской функции заместителя директора - это обеспечение эффективности и качества деятельности всех участников педагогического процесса по развитию личности ребенка.
Заместитель директора школы по начальным классам - это профессионал, который является главным методистом в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Его методические функции следующие: диагностическая; исследовательская; конструктивная; коммуникативная.
В процессе методической работы заместитель директора организует повышение педагогической квалификации учителей начальной школы, занимается организацией творческого роста педагогов, целенаправленно строит работу с молодыми педагогами, изучает педагогический опыт и мастерство своих коллег, обобщает достижения и наработки своих учителей, создает условия для максимального раскрытия их таланта и профессиональных умений.
Административная функция заместителя директора по начальным классам не является главенствующей в его повседневной деятельности. Ее основной задачей является подкрепление его методической и организаторской функций по созданию стройной учебно-воспитательной системы работы учителей начальных классов. Важным проявлением административной функции является контроль качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Контроль предполагает анализ деятельности педагогов по созданию условий для развития личности школьника как субъекта учебной деятельности, становления классных коллективов, построения системы преемственности в деятельности начальной и старшей школы.
Особое место в практике работы заместителя директора начальных классов занимает анализ и контроль календарно-тематического планирования и выполнения программ педагогами, результативности работы педагогов по выполнению запланированных мероприятий учебного и воспитательного плана, контроль над работой методического объединения учителей начальных классов.
Все вышеперечисленные функции будут успешно реализоваться в работе заместителя директора в том случае, если он будет много и плодотворно работать над собой, повышать свой профессиональный потенциал будет интересен своим коллегам как творческая, самодостаточная личность
Одной из важных функциональных обязанностей заместителя директора школы, курирующего школу 1 ступени, является создание стройной системы внутришкольного контроля.
В планировании работы школы 1 ступени отдельным блоком определяется план мероприятий, предусматривающий систему мер по выявлению соответствия реального состояния учебного процесса учебным планам, программам, инструкциям, приказам.
Каждый заместитель директора школы планирует организацию внутришкольного контроля по своему направлению профессиональной деятельности, в том числе и заместитель директора, курирующий работу школы 1 ступени.
Планирование внутришкольного контроля определяется не спонтанно, а исходит из тех реальных недостатков, которые имеются в организации учебно-воспитательного процесса в школе 1 ступени, или из качественных показателей результатов профессиональной деятельности педагогов, результатов контрольных срезов классов, итоговых достижений учащихся школы 1 ступени.
В функциональные обязанности заместителя директора входит планирование внутришкольного контроля, сбор необходимой информации, обработка информации, а также поддержка достижений педагогов по результатам внутришкольного контроля с целью обобщения опыта и распространения в коллективе и работа по устранению недостатков с целью их предупреждения и ликвидации.
Для того, чтобы внутришкольный контроль в школе 1 ступени был действенным и эффективным, он должен строится на определенных принципах, главные из которых: актуальность, гласность, определение приоритетных участков контроля, научность и результативность.
Для того, чтобы планирование внутришкольного контроля давало реальные результаты, необходимо использовать различные методы, которые позволяют разносторонне изучить вопрос, стоящий на контроле. Программа внутришкольного контроля предполагает использование различных методов, которые помогают изучить вопрос, стоящий на внутришкольном контроле, со всех точек зрения.
Результаты тематического контроля оформляются в виде справки и зачитываются лицам, которые стали субъектом контроля.
Помимо ранее перечисленных видов контроля в школе 1 ступени проводятся некоторые дополнительные виды контроля: проверка школьной документации (проверка ведения личных дел), соблюдение единого орфографического режима техника чтения учеников начальной школы, дневников учеников 4 классов, выполнение планов воспитательной работы учителями школы 1 ступени. Обязательной проверке подлежат выполнение Устава школы и правил внутреннего распорядка общеобразовательного учебного заведения.
Осуществляя внутришкольный контроль, заместитель директора должен продумывать способы проверки изучаемых вопросов. Поверка по линии администрации школы может быть предупредительного плана. О такой проверке заместитель директора заранее предупреждает учителей, так как такая проверка является многосторонней и учитель должен заранее подготовиться.
Помимо предупредительной проверки замдиректора может проводить проверку деятельности учителей, заранее их об этом не предупреждая. Такая проверка на предупреждение халатности и недобросовестности педагогов в выполнении своих профессиональных обязанностей. В этом случае проверяются: наличие рабочих планов учителя, организация урока и его качество, подготовка учеников к урокам. Такая проверка предполагает выборочное посещение уроков.
Поскольку в современной начальной школе работают учителя предметники, замдиректора начальной школы может пригласить для выполнения программы внутришкольного контроля специалистов, которые могут оценить и проанализировать уроки информатики, экономики, хореографии и других предметов. Это позволит замдиректора быть объективным и выполнить программу контроля в полном объеме и качественно.
Внутришкольный контроль будет эффективным, если заместитель директора:
- имеет своевременную и точную информацию о положении дел в начальной школе;
- выполняет программу контроля последовательно и объективно;
- оказывает по результатам контроля планомерную помощь учителю без акцента на его личностные качества;
- приглашает для осуществления контроля компетентных и грамотных людей;
- обобщает опыт и передовые достижения учителей по результатам внутришкольного контроля.
Для того, чтобы внутришкольный контроль был результативным и успешным, необходимо проводить мониторинг деятельности учителя начальных классов, который позволит правильно и своевременно определить проблемы, которые необходимо решать с помощью внутришкольного контроля; куда входят следующие виды мониторинга:
- мониторинг выполнения учителем профессиональных обязанностей;
- мониторинг посещения уроков учителей,
- мониторинг роста педагогического мастерства учителя, воспитателя ГПД.
Для проведения внутришкольного контроля составляется план внутришкольного контроля на весь учебный год. Планирование начинается в апреле-мае и к началу учебного года процесс планирования не только должен быть завершен, но и оформлен письменно и вывешен на видном месте для того, чтобы педагогический коллектив мог с ним ознакомиться.
По результатам внутришкольного контроля заместитель директора готовит справочный материал. Справка зачитывается на совещании при директоре школы с приглашением учителей. Учитель, ознакомившись со справкой и согласившись с ней, подписывает ее.
Контроль станет эффективным только тогда, когда он будет регулярным, систематическим, действенным и гласным.
Литература
- Дереклеева Н.И., Справочник завуча, 1 - 4 классы, Москва, Вако, 2006, стр.3 - 4, 51 - 62.
- Доводник заступника директора. Администратору школы. Харьков, Основа, ПП Тр_ада +, 2008, с. 19
- Макарова Т.Н. Организация навчального процесу та методической работы в школе, Харьков, Ранок, 2008, с. 18 - 116.
- Навчально-виховний процесс. Практич. материал. Тернополь, Астон, 2007, с. 1.