Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования [1].
За период школьного обучения число детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%, а частота хронической патологии возрастает в 1,6 раза [4]. Эти устрашающие цифры относятся к контингенту детей из общеобразовательных школ. Что же говорить о детях-инвалидах, обучающихся в коррекционных учебных заведениях?
В структуре причин детской инвалидности первое место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств, второе – психическим расстройствам, третье – врожденным аномалиям развития. Эти три класса заболеваний составляют почти 70% причин детской инвалидности и определяют ее структуру. Следует отметить, что нозологическая структура инвалидности соответствует структуре хронической патологии, наиболее часто встречающейся в детском возрасте. Негативные сдвиги в состоянии здоровья детей привели к неблагоприятным медико-социальным последствиям – ограничению в выборе профессии по состоянию здоровья (у 20–50% подростков), снижению годности к службе в армии (у 35% юношей). В структуре заболеваний, являющихся причиной негодности юношей к военной службе, ведущие места занимают психические расстройства (34%), патология органов пищеварения (18%), органа зрения (10%), костно-мышечной и соединительной ткани (9%). Каждый пятый подросток имеет заболевания, ограничивающие возможность реализации в будущем репродуктивных возможностей.
На школу-интернат возложены конкретные обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Ежегодно специалистами детской городской больницы совместно с медицинским персоналом школы-интерната проводится диспансеризация воспитанников (согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.04.2008 № 183 н “О проведении в 2008–2010 годах диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации”). По итогам диспансеризации дети разделены на группы здоровья. У каждого ребенка появился “паспорт здоровья”, согласно которого составлен план дальнейшего динамического наблюдения за состоянием здоровья ребенка, и индивидуальной программы профилактических мероприятий, а также, определился необходимый объем дополнительного обследования и лечения, что способствует социальной реабилитации ребенка и возможно поможет в поиске приемной семьи для детей-сирот. Распределение по группам здоровья по итогам диспансеризации в 2008–2009 гг. представлено в виде диаграммы 1.
Как видно из диаграммы, основная часть детей относится к IV и V группе здоровья, что обуславливает их инвалидность по зрению. Детей с I и II группой здоровья среди наших воспитанников нет. С каждым годом увеличивается число детей с IV и V группами здоровья. С целью повышения уровня здоровья воспитанников разработана сквозная комплексная оздоровительная программа “Здоровье”, направленная на формирование ценностей здорового образа жизни, освоение детьми естественных способов творения своего здоровья, а также использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий (по В.Базарному, М. Норбекову, М. Рузиной).
Диаграмма 1.
Группы здоровья в 2008 и 2009 гг.
Ежемесячно ведется учет соматических заболеваний воспитанников. В конце года составляется отчет, который главврачом детской городской больницы сдается в Ростоблздрав.
Диаграмма 2.
Количество заболеваний в 2008 и 2009гг в сравнении
Количество простудных заболеваний имеет тенденцию к снижению. Это связано с ежегодной витаминотерапией воспитанников в осенний и весенний периоды, а также успешной вакцинопрофилактикой против вируса гриппа.
Таблица 1.
Характеристика заболевания воспитанников
Характер заболевания | Количество детей 2008 г. | % | Количество детей 2009 г. | % |
Патология ОДА | 65 | 62,5 | 64 | 66,6 |
Патология ССС | 4 | 3,84 | 5 | 5,2 |
Заболевания Н.С. | 35 | 33,65 | 41 | 42,7 |
ЛОР Заболевания | 24 | 23 | 28 | 29,1 |
Аллергические заболевания | 2 | 1,92 | 3 | 3,1 |
Гастроэнтерология | 3 | 2,88 | 5 | 5,2 |
Нефрология | 2 | 1,92 | 2 | 2 |
Гематология | 3 | 2,88 | - | - |
Эндокринология | 40 | 38,46 | 52 | 54,1 |
Офтальмология | 104 | 100 | 96 | 100 |
Психические расстройства | 17 | 16,34 | 41 | 42,7 |
Соматически ослабленные | 20 | 19,2 | 7 | 7,29 |
Нарушение речи | 5 | 4,8 | 5 | 5,2 |
Нарушение слуха | 1 | 1 |
Из таблицы 1 видно, что в связи со спецификой нашего образовательного учреждения, все воспитанники школы-интерната имеют заболевания глаз, что составляет 100%.
На втором месте патология ОДА – в 2009 году составила 66,6 %, главным образом нарушение осанки и формирования свода стопы, что связано с несовершенством школьной мебели, низкой физической активностью, сидячей рабочей позой, аналогично нарушение формирования свода стопы – неправильно подобранной обувью.
Третье место занимают заболевания эндокринной системы. Заболевания эндокринной системы имеют тенденцию к увеличению в связи с невосполняемым дефицитом йода.
Четвертое место занимают заболевания нервной системы и психические расстройства, которые обусловлены хроническим стрессом, связанным с одной стороны с формированием чувства неполноценности, особенно у детей, которые полностью потеряли зрение или не имели его с рождения, с другой стороны – с введением инноваций в процесс обучения, формированием адаптации к коллективу и новым формам учебного процесса.
Пятое место занимают ЛОР заболевания.
Число часто болеющих и соматически ослабленных детей сократилось и составляет 7,29 % по сравнению с 2008 годом.
Седьмое место занимают заболевания ССС и ЖКТ, которые, к сожалению, с каждым годом растут. Рост числа заболеваний сосудов и сердца обуславливают, с одной стороны, физической нагрузкой и недостаточным закаливанием, вследствие чего нарушается потребление кислорода и обеспечение им важных внутренних органов, с другой стороны растет количество детей с врожденной патологией ССС (порки развития и кардиологии). Патология ЖКТ напрямую связана с нарушением рационального питания, чему способствуют индивидуальное потребление детьми продуктов, не предусмотренных в рационе питания школы-интерната. Здесь необходима санитарно-просветительная работа с учащимися и родителями, совместно с учителями, воспитателями и медицинским персоналом по формированию навыков и принципов здорового питания в комплексе становления здорового образа жизни, начиная с младшего школьного возраста.
В школе-интернате обучаются дети с нарушением речи, обусловлено нарушение заболеванием нервной системы.
Аллергические заболевания за последние три года заметно снизились, что связано с более правильным подходом к лечению, появлением новых антигистаминных препаратов для предупреждения и лечения аллергии, профилактики обострения заболеваний.
Последнее место в таблице занимают заболевания крови – ЖДА и анемии смешанного генеза, что связано с недостаточным потреблением детьми поливитаминных препаратов содержащих железо, витаминов группы В и других необходимых микроэлементов. Динамика заболевания воспитанников (диаграмма 3) подтверждает вышеизложенные факты.
Диаграмма 3.
Динамика заболеваний воспитанников
Поэтому здоровьесбережение в условиях школы-интерната носит особый характер. "Здоровьесберегающие технологии" интегрирует все направления работы школы-интерната по сохранению, формированию и укреплению здоровья воспитанников [2].
Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашем учебном заведении можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников [3], педагогов, и всего персонала школы-интерната.
Особое внимание уделено в школе-интернате организации 6-ти разового питания,
учитывающее возрастные особенности детей, вкусовые пристрастия, медицинские
показания. Питание осуществляется сбалансировано и витаминизировано за счет
включения в меню натуральных соков, фруктов, овощных салатов.
Вся лечебно-оздоровительная, санитарно-гигиеническая и восстановительная работа
проводится на основе мониторинга здоровья воспитанников школы-интерната. Это
позволяет реализовать одно из важнейших направлений совершенствования
лечебно-оздоровительной работы – обеспечение индивидуализации объема и видов
физической и зрительной нагрузки в соответствии со здоровьем каждого ребенка,
особенностями его развития, а также регламентацию временной организации
образовательного процесса.
Развитие лечебной поддержки воспитанников мы вели в двух направлениях. Во-первых, расширение спектра традиционных методов за счет освоения и внедрения физиотерапевтических и офтальмологических методов лечения. Во-вторых, включение в систему лечебно-оздоровительных мероприятий новых здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в школе-интернате III вида № 33 города Новочеркасска проводится систематическая работа по обучению детей-инвалидов здоровьесбережению. Коллектив решает поставленные перед ним цели и задачи по обучению детей-инвалидов здоровьесбережению, ищет пути преодоления существующих в настоящее время проблем.
Охрана здоровья детей в школе-интернате III вида № 33 г. Новочеркасска находится на высоком уровне благодаря систематическому подходу к обработке данных диспансеризации, уровня заболеваемости и т. п., а также благодаря развитию оздоровления в ногу со временем и параллельно с высоким уровнем квалификации сотрудников.
Список литературы:
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
- Кукушин В. С. Теория и методика обучения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с.
- Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
- http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.