Пояснительная записка
С начала 90-х годов Министерство образования РФ совместно с Российской академией образования принимает участие в сравнительных международных исследованиях качества образования. Результаты этих исследований показали, что при наличии достаточно высоких предметных знаний и умений наши учащиеся испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации. Для решения этой задачи необходимо реализовать главную цель образования – развитие ребенка как компетентной личности, включая его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации. С этих позиций обучение учащихся рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции". Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
– “Как развивать у учащихся внутреннюю
мотивацию к обучению физике?”
– “Каким способам деятельности обучать детей?”
Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход в обучении.
Актуальность темы в том, что и Государственный стандарт образования и Концепция модернизации образования выделяют компетентностный подход в обучении как один из значимых.
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции “усвоения знаний” (а на самом деле суммы сведений) предполагает освоение учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения “отдалённого эффекта” школьного образования всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Вопрос традиционного обучения – “Чему учить?”, становится менее актуальным. Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно “Каким способам деятельности обучать?” В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Не привычные “должен знать”, “должен уметь”, а “может”.
В учебных программах деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, умениях, навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учащимися, и на учебных достижениях, которые учащиеся должны продемонстрировать.
Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний.
Однако роль знаний меняется. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
Компетентностный подход применяется при создании контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ, в разработке инструментария исследования PISA. Задания третьей части ЕГЭ используются для проверки умения применять знания из различных разделов учебных предметов в новой ситуации. Что собственно и является основным результатом обучения в компетентностном подходе. ЕГЭ – средство проверки и оценки компетенций.
Что такое компетенция?
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.
Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости.
Что такое “ключевые компетенции”?
Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности.
Ключевых компетенций не так уж и мало, но все они складываются из четырёх элементарных ключевых компетенций:
- Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;
- Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
- Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
- Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.
Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Стратегия модернизации образования в РФ предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования будут положены “ключевые компетенции”: “Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков , а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах”.
В государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования уже зафиксирован перечень обще учебных умений, навыков и способов деятельности, который включает:
- Познавательную деятельность
- Информационно-коммуникативную деятельность
- Рефлексивную деятельность
В отечественной педагогике получило развитие понятие “обще учебные умения и навыки”, или ОУУН. Основным для компетентностного подхода является понятие “компетенция”. Главное отличие ОУУН от ключевых компетенций в том, что ОУУН охватывают учебную деятельность, а ключевые компетенции – все виды деятельности, включая будущую профессиональную.
“Формируя ОУУН, школа готовит человека, умеющего учиться, тогда как, формируя ключевые компетенции, готовит человека, умеющего жить”. Это позволяет охарактеризовать ключевые компетенции как наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.
Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?
Компетентностный подход позволяет:
- Согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
- Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе;
- Подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам;
- Повысить степень мотивации учения, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
- Облегчить труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
- Обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности.
Что должен уметь педагог?
Чтобы успешно реализовать компетентностный подход, педагог должен уметь:
- Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
- Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
- Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам;
- Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
- Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста;
- Закреплять знания и умения в учебной и вовне учебной практике;
- Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;
- Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
- В совершенстве использовать метод “Создание ситуации успеха”;
- Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;
- Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;
- Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;
- Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно компетентностный, педагог должен остерегаться:
- Привычки считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников;
- Передавать ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
- Представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы “правильного” и “неправильного” решения житейских и профессиональных проблем;
- Бездоказательно-нормативных высказываний “надо”, “должен”, “так принято”, которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями.
При формировании компетенций учащихся, учебные занятия планируются таким образом, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. У учеников должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении.
Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.
Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям.
Средством реализации компетентностного подхода при обучении физике является организация самостоятельной деятельности при решении физических задач. Задачи по физике можно разделить на следующие виды: расчетные, графические, качественные, тестовые, комбинированные, экспериментальные, нестандартные. Актуальность мастер-класса заключается в том, что предлагаются технологии решения различных видов физических задач, освоение которых позволит слушателям курса реализовать компетентностный подход в обучении физике.
Эффективность программы заключается в том, что она позволяет подготовить учащихся к самостоятельному решению физических задач, предъявляемых в любой форме. Программа рассчитана на 36 часов и будет полезна учителям общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, реализация ее сведет подготовку учащихся к осознанному изучению физики, обеспечит высокую мотивацию учащихся, позволит добиться высокого качества обучения за счет формирования ключевых компетенций по физике.
Ожидаемые результаты:
- распространение технологии деятельностного метода обучения среди педагогов города;
- повышение качества образования по предмету;
- создание системы работы педагога в новых условиях.
Продолжение статьи смотреть в Приложении 1.