Особенности применения информационных технологий в обучении химии

Разделы: Химия


Эффективность образовательного процесса зависит не только от уровня подготовки учителя и качества преподавания предмета, но и от того, какую позицию занимает ученик. В школьном образовании давно уже сложилась модель, где учитель активный субъект обучения и воспитания, а ученик - объект систематических воздействий педагога. Такая позиция ученика- одна причин снижения интереса к обучению. В настоящее время возникла необходимость развития у учащихся познавательной, социальной активности и самостоятельности, критического мышления и креативности, умения работать с различной информацией, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Умение находить необходимую информацию, подвергать её анализу и находить пути решения поставленных задач - это те навыки, которые важно развивать при обучении школьников разным предметам.

В последнее время на первый план вышел Интернет по поиску различной информации. Учащихся труднее заставить найти нужную информацию в книге, чем погрузиться в информационное поле Интернета. Любой старшеклассник каждый день посвящает Интернету несколько часов, поэтому учителю нужно только использовать это, чтобы направить интеллектуальный потенциал учащихся в позитивное русло. Под руководством учителя школьники могут научиться при помощи компьютерных технологий овладевать способами получения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести те навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни. Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности, используя Интернет, получают расширенный доступ к интересующей их информации.

В последнее время я все чаще стала использовать возможности Интернета для повышения мотивации к изучению химии. В частности, Интернет учащиеся активно используют, когда работают над мини-проектами. При поиске информации используется методика web-квестов. Web-квесты представляют собой мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете. На первом этапе знакомлю с темой, формулирую проблему. Задания мини- проектов представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов сайтов в Интернете, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы таким образом, что приходится работать с информацией, выделяя из неё главное. Явных ответов нет и в школьном учебнике. При поиске ответов среди моря информации развиваются критическое мышление, умения сравнивать и анализировать, мыслить абстрактно. При оформлении результатов деятельности учащиеся весь материал представляют в виде презентации. Для поиска информации и оформления результатов работы учащиеся могут объединяться в группы или работать индивидуально. При индивидуальном работе в случае одинаково выбранных тем проводится конкурс представленных презентаций. Дополнительную мотивацию при выполнении мини- проекта можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например : ученый, журналист, детектив, криминалист, технолог и т.д.) и действовать в соответствии с ними. При поиске необходимой информации учащиеся используют не только указанные адреса сайтов, но активно пользуются поисковыми системами, учась правильно задавать вопросы в системе "поиск".

Обсуждение результатов работы над мини- проектами можно провести в виде конференции, чтобы учащиеся имели возможность показать свой труд. Работа с web-квестами помогает учащимся самостоятельно овладевать знаниями и при подготовке к олимпиадам, экзаменам, так как расширяет химическую эрудицию. При подготовке web -квестов для учащихся используется учебное пособие " Химия. Интернет-учителю", где дана большая подборка адресов сайтов. Приведу пример заданий мини-проекта.

Тайны запахов

  1. Какой ученый впервые сформулировал теорию возникновения запахов?
  2. Какой русский ученый работал над природой запахов? В чём суть его работы?
  3. Современные теории возникновения запахов.
  4. Классификация пахучих веществ.
  5. Роль запахов в живой природе.
  6. Роль запахов при определении качества продуктов питания.

Помимо создания мини-проектов в процессе обучения химии, Интернет использую для создания презентаций по различным темам учебного предмета. Особенно незаменим Интернет, когда нужно найти ту или иную фотографию, плакат на заданную тему, например, социальную рекламу по профилактике курения или алкоголизма при изучении темы "Спирты". При проведении химического эксперимента незаменима виртуальная лаборатория, когда для проведения опытов "вживую" нет подходящих условий или реактивов. Опыты для демонстрации беру с диска "Виртуальная лаборатория" или нахожу в Интернете на сайте http://files school-collection edu.ru . При проведения обобщающих уроков использую интерактивную доску. Например , при обобщении темы "Типы химических реакций" на доске размещено задание на совмещение формул реагентов, продуктов реакций и название типов химических реакций или задание на соответствие схем уравнений и названий типов химических реакций. Использование интерактивной доски имеет ряд преимуществ по сравнению с компьютерными презентациями. При работе с интерактивной доской можно любую информацию сжать в углу рабочей страницы и обратиться к ней в случае необходимости, растянув на весь экран. Используя эффекты шторки или прожектора можно высвечивать нужную информацию в определенный момент урока. Так, при изучении темы "Классификация сложных неорганических веществ" на интерактивной доске слева записаны формулы веществ, справа названия основных классов неорганических соединений, которые прикрыты шторкой. Наличие функции затенения экрана позволяет организовать эффективную работу учащихся с последующим самоконтролем. Например, при отработке навыков составления уравнений химических реакций на интерактивной доске пишется лишь левая часть уравнений. Затенение экрана удобно и при создании проблемной ситуации, когда на доске лишь часть информации. Такой прием создаёт условия для развития логического мышления. При изучении темы "Вода" на доске написано о том, что вода- это уникальное вещество. В ходе изучения материала учащиеся пытаются доказать уникальность воды. Для этого на доске размещаются подсказки, которые открываются поэтапно.

Использование компьютерных технологий позволяют повысить интерес к изучению химии, который в последнее время резко упал. Но к информационным технологиям обращаюсь лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса. Таким образом, работа с интернет-ресурсами позволяет расширить кругозор и учителя и ученика, научить адекватному восприятию и критическому анализу информации.