Любая школа начинается с начальной. Роль начальной школы в развитии личности трудно переоценить. Мы работаем с особыми детьми, имеющими отклонения в развитии, поэтому и подход к ним иной.
Необычные уроки в начальной школе занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной деятельности. Помогут в этом необычные уроки.
Уже два года в школе-интернате используется методика Т.М.Грабенко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической психотерапии. Идею подхватила педиатр и психолог Маргарет Левенфельд, позволившая детям играть с песком в своем кабинете. Первоначально песочница стояла на полу, так же как обычная песочница во дворе. Затем песочницу подняли на уровень удобный для ребенка. Техника, созданная, по сути, детьми, из ее кабинета перекочевала в детские воспитательные учреждения, а затем и в кабинеты юнгианских аналитиков. Песочная терапия – продолжение юнгианской техники свободного фантазирования. Она позволяет человеку, не только маленькому, но и взрослому, выразить невыразимое.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
Для организации песочного урока необходимо следующее оборудование: индивидуальные водонепроницаемые деревянные или пластиковые ящики, его размеры – 50 х 70 х 8 см. Внутренняя поверхность ящика (дно и борта) окрашены в синий или голубой цвет. Таким образом, дно ящика будет символизировать воду, а борта – небо.
Чистый, просеянный песок не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта».
Коллекция миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти: человеческие персонажи; животные: дикие, домашние, морские; машины; растения; сказочные герои и т.д. [1,с.6]
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
На песке легко как создавать слова и выражения, так и разрушать их, если они неправильно написаны. Исправлять на песке проще и «безболезнее», чем на бумаге, где всегда видны следы наших ошибок.
Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. Из-за того, что мы длительно не фиксируем внимание ребенка на ошибках, он ощущает себя успешным.
Сегодня игра с песком или песочная психотерапия, становится все более популярной в психологической, психотерапевтической и педагогической практике.
В песочнице мы увидели мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы. С помощью игр на песке учителя нашей школы решают самые сложные коррекционно-развивающие задачи в работе с детьми с ограниченным здоровьем.
Игры на песке помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Возможности игр на песке поистине неисчерпаемы.
Все песочные уроки проходят в игровой форме и обязательно присутствуют сказочные герои. На уроке математики дети «пекли» именинный пирог для Хрюши, строили домики из песка для его гостей. При помощи различных формочек дети лепят угощение для зверушек, считают их, составляют и решают задачи. На уроке живого мира, путешествуя по родному краю, освобождали заколдованную драконом зверушку. Через игру учащиеся познают то, что находится рядом с ними: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, профессии, транспорт, город). Ребята моделируют в песочнице «живые» картинки на песке. Например: из песка делают горы. Ставят веточки деревьев, изображая лес. Расставляя фигурки животных, рассказывают какие птицы, и животные там живут. Копая реки, моря закрепляют их названия, правило правописание имен собственных. На уроке русского языка лепят и пишут буквы на песке. Такими незатейливыми сказками мы стремимся создать пространство, в котором каждый ребенок смог бы почувствовать себя успешным, смог бы решить какие-то свои невысказанные проблемы.
В результате использования песка на уроках повысилась работоспособность и активность учащихся. Дети с проблемами в развитии надолго запоминают материал, проигранный в подобных играх.
На уроках используем различные игры и упражнения:
Упражнение на развитие тактильного ощущения:
– скользим ладонями по поверхности
песка, выполняя зигзагообразные и круговые
движения (как машинки, змейка, санки и др.);
– выполняем те же движения, поставив ладонь на
ребро;
– сделайте отпечатки кулачков, костяшками
кистей рук, рёбрами ладоней сделайте причудливые
узоры на поверхности песка; найдите сходство с
разными предметами (ромашка, солнышко, травинки,
ёжик);
– пройдитесь по поверхности песка каждым
пальцем поочерёдно правой и левой рукой.[1,c.11]
Мимическая гимнастика
Мы шли по песку и вдруг провалились в яму. Нас засыпало песком. Все тело засыпало песком, кроме головы. Над вашим лицом летает пчела. Ее надо сдуть, но так, чтобы песок не попал в глаза
Упражнение на релаксацию
Опустите руки в песок и делайте ими различные движения под музыку. После выполнения упражнения расскажите о своих чувствах.
Игра «Здравствуй, песок!»
Педагог от имени Песочного человечка просит
по-разному поздороваться с песком, т.е.
различными способами дотронуться до песка:
– поочерёдно пальцами одной руки, затем другой
руки, потом всеми пальцами одновременно;
– легко (с напряжением) сжать кулачки с песком,
затем медленно высыпать его в песочницу;
– дотронуться до песка всей ладошкой –
внутренней, затем тыльной стороной.
Затем Песочный человечек просит описать свои ощущения.
Игра на внимание
Учитель показывает карточку с фигурами, дети
должны ее запомнить и нарисовать на песке.
Предложенный комплекс игр и упражнений может
творчески обогащаться, преобразовываться,
дополняться другими заданиями и играми, как
самим педагогом, так и детьми.
Литература:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.– СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.