Устная речь. "Песочный урок: Секреты песочного колдовства". Обобщающий урок "Осень"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Цели:

  • закрепить знания о сезонных изменениях в природе осенью;
  • расширить представления о многообразии природы Краснодарского края;
  • формировать грамматический строй речи;
  • развивать тактильно-кинестическую чувствительность и мелкую моторику;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: игрушки домашних и диких животных, дракон, мышка; презентация урока; индивидуальные ящики с песком, салфетки, чашки с водой для мытья рук.

ХОД УРОКА

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

Учитель. Сегодня к нам приехало много гостей из разных городов нашего края. Ребята, напомните мне, пожалуйста, как называется наш край, где мы с вами живем? (Краснодарский край, Кубань).
– Ребята, сегодня такое прекрасное утро. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне.
(Слайд 1)
– Cейчас мы отправимся в одну песочную страну. Туда пришла беда большая. В нее прокрался в темноте очень злой дракон. Захватил одну зверушку и превратил ее в палку.(Учитель показывает детям палочку) А саму зверушку спрятал в песчаной горе. Нам надо спасти зверушку. Для этого мы должны выполнить все задания дракона. Но спасти могут только дети. А взрослые останутся здесь. Тогда вперед! Путь предстоит нам долгий через пески.
(Слайд 2)
– Чтобы обойтись без травм в песочной стране, вспомним основные правила работы с песком:

  • Нельзя бросать песок в глаза.
  • Нельзя трогать нос грязными руками.
  • Нельзя брать руки в рот.

Упражнения для мышц мелкой моторики

Руки положить на песок внутренней стороной ладоней. Какой ты ощущаешь песок? (Шероховатый, холодный, сырой). Переверните ладони внешней стороной. Как изменились ваши ощущения? (Песок стал чуть холоднее.) Удобно так держать руки? (Нет.) Переверните их.
Сначала мы пойдем пальчиками по песку, затем побежим. Увидели змейку. Поползли как змея, как гусеница (движения ребром кулачка).

Мимическая гимнастика

Песок глубокий и нас засыпало песком. Над вашим лицом летает пчела. Ее надо сдуть, но так, чтобы песок не попал в глаза
(Слайд 3)
– Мы подошли к реке. (Дети делают из песка реку). У каждой реки есть свое название. Как называется самая крупная река Краснодарского края? (Кубань) А какая река течет в Абинске? (Река Абин). Наша река называется Жишика. Какие правила встречаются в этом слове? (Жи-ши пиши с буквой и, названия городов, рек пишутся с большой буквы). Чтобы перейти на другой берег, мы должны пройти по мостикам и назвать слова с буквами ж – ш. (Дети должны назвать не меньше пяти слов, которые содержат отдельно буквы Ж и Ш. Жаба, шуба, жук, шапка, кожа, шишка, кошка, лужа.)
– Ну вот, река и позади! Впереди дремучий лес. (Дети создают лес из веточек ).
(Слайд 4)
Звучит музыка «Времена года» Чайковского (Приложение 1)
– Какая по характеру музыка – веселая или грустная? Эту музыку написал П.И. Чайковский и называется она «Осенняя песня». Художник пишет картины, композитор сочиняет музыку.
– Какое сейчас время года? Какие стоят деревья в лесу? (Голые, желтые, зеленые).
– Почему? Какие изменения произошли в природе осенью? Назовите признаки осени. (Осенью листья желтеют и опадают. Небо затянуто тучами. Часто идут дожди. По ночам бывают заморозки. Дни становятся короче, а ночи длиннее).
(Слайд 5)
– Через лес мы не можем пройти. Позовите скорей лесных зверей на помощь. (Дети ставят в песочницу фигурки диких животных). Назовите лесных животных. Как можно их назвать по- другому? (Дикие животные).
– Назовите диких животных нашего края. А как животные приготовились к зиме? (У лосей выросли рога. Рыжая белка стала серой. Заяц стал белым. Медведь лег в берлогу спать.)
– Какие еще есть звери, кроме диких животных? Каких домашних животных вы знаете? (Дети ставят фигурки домашних животных). Как они приготовились к зиме? Кто о них заботится? Какое домашнее животное казаки любят больше всего? (Лошадь)

Физминутка

– Идем по следам, прыгаем по кочкам. Чтобы выручить зверушку, надо быть сильным. (Выполняют движения по тренажеру)
(Слайд 6)
– Вот перед нами широкое море. (Дети строят на переднем плане море) Мы ездили с вами в санаторий. На берегу, какого моря он находился? (Черного моря). А какое еще есть море в Краснодарском крае? (Азовское море).
Звучит «шум моря» Упражнения на релаксацию.
– Представьте, что вы гуляете на берегу моря и слушаете плеск волн. (Дети закрывают глаза.)
– Но как, же нам переплыть море? Ведь это же не поле. Переплыть море нам помогут морские жители. (Дети выставляют в море рыб, дельфина, акулу, черепаху). Каких морских животных вы знаете?
(Слайд 7)
– Вот возникла у нас на пути песчаная гора. (Дети строят из песка гору). Летать мы не можем. Зовите скорей сюда всех птиц, которых вы знаете. Каких птиц мы называем перелетными? Почему?
– Сейчас мы узнаем, какие птицы помогут нам перелететь через гору. Сложите из слогов названия птиц. (Со-ро-ка, си-ни-ца, дя-тел). Какие это птицы? (Зимующие птицы). Расскажите, как помогают люди птицам зимой.
– Вот мы все задания выполнили. Осталось отгадать загадку. Кого заколдовал дракон?
Маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Очень она боится кошки. (Мышка).
– Давайте на радостях, что мы освободили мышку, испечем ей торт. (Дети лепят торт. Учитель спрашивает, какой формы у них получился торт).
Нарисуйте на песке какое у вас сейчас настроение. (Дети рисуют веселую рожицу).

Итог урока

– В какое время года мы попали в сказку?
– Что вам больше всего понравилось в сказке?
– Расскажите гостям о своем путешествии.