Цели:
- Уточнить и систематизировать знания детей о различных видах штрихов, что они могут быть короткие и длинные, наклонные и ровные, прерывные и не прерывные, прямые и дуги.
- С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала.
- Рассмотреть иллюстрации Е.И.Чарушина, обратить внимание, как художник с помощью штриха изобразил пушистую шерстку животных, передал светотенью объём.
- Закрепить полученные навыки в самостоятельной работе по рисованию утки. При прорисовке её оперенья использовать различные виды штрихов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель демонстрирует портрет Е.И.Чарушина, и его иллюстрации и рассказывает:
– Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка —
18.02.1965, Ленинград) — российский график, писатель,
заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил
несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал
собственные рассказы. В своих рисунках и
рассказах показал волшебный живой мир зверей и
птиц.
Его работы прорисованы ярко, выразительно и, в то
же время, лаконично и ёмко. Создавая образ
животного, художник умел выделить самые
характерные его черты. Рисунки Чарушина
отличаются свежестью, умением взглянуть на
зверя, словно в первый раз в жизни. Чарушинские
звери всегда очень трогательны, эмоциональны
Художник считает,что главное — крупным планом
показать животное, при этом не только создав
художественный образ, но и изобразив своего
героя максимально правдиво с точки зрения
биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений
Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской
книге рисунки должны быть живыми,
дышащими.Живописность образов чарушинских
животных складывается из множества фактур,
мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя, и
«ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет,
сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как
бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта
масса сосредоточена внутри и постепенно теряет
свою плотность к поверхности»
«Больше всего я люблю изображать молодых
животных, трогательных в своей беспомощности и
интересных, потому что в них уже угадывается
взрослый зверь» –говорил Евгений Иванович.
Художник работал в разной технике и гуашью, и
акварелью, но не широкими мазками, а тщательно
прорабатывая в рисунке мелкие детали. К
иллюстрациям Чарушина близки по духу и его
эстампы.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное,
радует уже не одно поколение маленьких читателей
и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
Далее педагог обобщает сказанное и говорит, что
мы рассматривали рисунки и картины, выполненные
на бумаге разными материалами, называютсяони
называются графикой. А художников
называют художниками-графиками. Многие
художники-графики делают свои картины
одноцветными. Это те, которые любят работать
тушью, углем или карандашами.
В графических работах растения, животные или
другие предметы нарисованы короткими
линиями. Эти линии называются штрихами.
Штрихами хорошо изображать пушистых или
лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей
и многое другое.
Штрихи располагаются в разном направлении на
разных частях тела зверюшек, разной длины, одни
штрихи расположены густо, а другие редко.
Существуют разные виды штрихов (показывает
таблицу):
– Короткие прямые штрихи.
– Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи.
– Наклонные отрывные и неотрывные штрихи.
– Удлиняющиеся штрихи.
– Штрихи – зигзаг.
– Штрихи, расходящиеся от центра по кругу,
отрывные и неотрывные.
Далее дети с воспитателем рассматривают разные
штрихи и беседуют о том, что можно с их помощью
изобразить или на что они похожи.
Воспитатель предлагает детям игру – упражнение
на развитие образного воображения.
«Пять кругов»
Пять одинаковых кругов заштриховать разными штрихами:
- Прямыми в одном направлении. – получилась плоская пуговица, если дорисовать в центре две точки.
- Прямыми отрывными по кругу из центра можно в несколько рядов – получился пушистый комочек (может это головка какой-нибудь птички, дорисуйте глаз и клюв)
- Прямыми неотрывными по кругу из центра можно в несколько рядов – получился колючий комочек (может это ёжик).
- Дугами отрывными из центра – вот вам и розочка или другой цветочек.
- Длинными дугами, расположенными радиально, по краю – колесо или баранка.
Делают вывод, что с помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала.
Далее воспитатель показывает детям 3-4 рисунка дети называют какие штрихи они в них нашли.
– А теперь сами нарисуйте на своих листках
бумаги разные штрихи.
– Нарисуйте неотрывные наклонные штрихи
– А теперь нарисуйте штрихи разной
длины...(педагог проверяет, уточняет)
– Теперь мы с вами уже знаем, что с помощью
штриха можно больше рассказать о характере
предмета, о его свойствах.
– Давайте попробуем сами нарисовать уточку. На
голове перья короткие, пушистые. Какими штрихами
их лучше изобразить? (короткие отрывные
расходящиеся из центра)
– А где самые длинные перья (на крыльях и хвосте).
Их лучше рисовать длинными дугами.
Дети рассматривают иллюстрации с изображением
утки и приступают к самостоятельной работе.
Воспитатель в ходе самостоятельной работы детей
проговаривает названия разных штрихов, чтобы
дети их лучше запомнили.
В конце урока – выставка утят. И воспитатель
говорит, что дети на следующих занятиях будут
продолжать учиться рисовать как художник –
график Е.И. Чарушин.
Источники:
- Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
- http://www.bibliogid.ru/authors/hud/rasskazyohud/charushin
- http://www.raskraska.com/raskraski/164_2/