Трудности (проблемы) обучения немецкому языку "Решения, стратегии, технологии успеха"

Разделы: Иностранные языки


Возникновение трудностей в обучении детей часто связано с их стремлением к самостоятельному исследованию и целостному восприятию картины мира.
Легкость усвоения больших объемов непростой информации, понимания сложных причинно-следственных зависимостей и использования их для создания собственных гипотез и теорий входит в противоречие с системой строго последовательного, фрагментарного, многократно повторяемого учебного материала.

Методическим содержанием современного урока немецкого языка должна быть коммуникативность. Обучая ребят немецкому языку, мы учим их общаться на данном языке. В речи реализуется коммуникативная функция языка.
Обучение общение предполагает сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц.

Грамматика – это один из важнейших аспектов обучения немецкому языку (и, вообще, иностранным языкам), так как полноценная коммуникация невозможна при отсутствии грамматической основы.
Знание грамматических правил необходимо для успешного владения немецким (иностранным) языком.

В последнее время, однако, стала актуальной следующая проблема – должны ли мы обучать своих подопечных правилам только через упражнения тренировочного характера? Без сомнения, данные упражнения играют определенную роль в автоматизации грамматических речевых навыков. У учащихся формируется соответствующая система работы на уроках немецкого языка – чтение, списывание, перевод, заучивание наизусть слов, диалогов, пересказ текстов, ответы на вопросы (зачастую организационного характера).

Работа над грамматическими аспектами немецкого языка порой ограничивается чтением правил, тренировкой в предложениях (с опорой или без опоры на таблицы или схемы). Отсюда можно сделать вывод, что в результате реальной коммуникация на уроках немецкого языка обнаруживаются некоторые пробелы в знаниях, а, главное, трудности в выражении собственных мыслей.

Решение проблемы в обучении учащихся грамматике заключается в том, что усвоение грамматического материала целесообразно проводить на следующих этапах:

  • предъявление речевого образца (через анализ и синтез грамматического явления);
  • тренировка;
  • применение в речи

Для каждого их этапов характерны соответствующие их целям упражнения.

На 1 этапе усвоения необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его содержание, форму и употребление; этому этапу соответствуют следующие упражнения:

  • подчеркивания;
  • выписывание;
  • грамматический разбор;
  • модель SOS (sammeln – ordnen – systematisieren)

На 2 этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических речевых навыков. Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, нужно эффективно осуществлять посредством следующих тренировочных упражнений:

  • имитационные;
  • повторительные;
  • подстановочные (таблицы);
  • упражнения игрового характера.

Отработка отдельных элементов грамматических структур путем специализированных тренировок – это, безусловно, обязательный этап рационального овладения языком.

Однако кроме этого, необходимо развивать навыки спонтанной коммуникации в соответствии с потребностями ситуации, а для этого порой требуется система коммуникативно-ориентированных упражнений.

На 3 этапе осуществляется окончательное оформление грамматических речевых умений и навыков, т.е. применение в речи. Упражнения этого этапа должны иметь, прежде всего, коммуникативную значимость.

С этой целью учащимся предлагаются следующие виды заданий:

  • коммуникативные задания;
  • учебные и естественные речевые ситуации;
  • коммуникативные игры.

Стратегия "Повышение мотивации"

Вопросом повышения мотивации сохранения и развития интереса к предмету "немецкий язык" (иностранный язык) уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения я этому предмету. Методисты подчеркивают сложность и многогранность этих методик и, в соответствии с этим, предлагают различные подходы к решению данной проблемы.

Пути решения связываются с:

1. Созданием  специальной  системы  упражнений,  при  выполнении  которых  учащиеся осознавали бы результат своей деятельности;
2. Вовлечением эмоциональной сферы в процесс обучения;
3. Характером педагогических воздействий учителя, в частности, наличием стимулов и подкреплений;
4. Использованием на уроках аудиовизуальных средств;
5. Использованием личностной индивидуализации;
6. Разработкой   системы   внеклассных  занятий,  усиливающих  мотивационную  сторону изучения немецкого языка.

Благодаря наблюдениям, можно сказать, что повышение мотивации осуществляется посредством:

а) вовлечения учащихся в самостоятельную работу на уроке;
б) проблемности заданий и ситуаций;
в) контроля знаний, умений и навыков;
г) использования познавательных игр;
д) задействования страноведческого материала.

Технологии успеха в обучении немецкому языку

  • Обучение немецкому языку как второму иностранному организуется  как творческий процесс.
  • Фронтальная работа сводится к минимуму.

Такие виды работы, как

  • парные;
  • групповые;
  • совместные творческие задания;
  • проекты

должны занимать значительное место в учебном процессе. Учащимся должна быть предоставлена возможность в ходе решения тех или иных коммуникативных задач реализовать собственные намерения. Суть обучения немецкому языку заключается не в механическом усвоении, а в интеллектуальной и творческой переработке материала и его правильной интерпретации.

Одним из ведущих принципов развивающего обучения является принцип дифференциации. В соответствии с ним в зависимости от способностей учеников используются:

  • разнообразные творческие задания;
  • индивидуальные поручения;
  • кроссворды;
  • карточки с грамматикой;
  • тексты – обучение, закрепление;
  • аудирование с индивидуальным подходом к каждому ученику.

Введение второго языка в образовательную систему означает, что образование становится многоязычным:

  • родной язык;
  • первый иностранный;
  • второй иностранный

образуют уникальное лингвистическое явление – триглоссию.

Вместе с тем, поскольку обучение любому языку неразрывно связано с культурой страны изучаемого языка, правомерно говорить об изучении второго иностранного языка в школе как о феномене поликультурного образования.