Не так важно приобретённое знание,
Как развитие способности мышления.
Образование есть то, что остаётся, когда
Всё выученное забыто
Макс фон Лауэ.
Здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или физических дефектов.Методическая разработка по внеклассной работе:
"Проект учебно-исследовательской экспедиции на озеро Бездонное".
Здоровый образ жизни - понятие комплексное, включающее в себя такие субъективные факторы, как соответствие профессионального выбора призванию и возможности наиболее полной самореализации в профессионально-трудовой сфере; яркую потребность в непрерывном самообразовании и духовном самосовершенствовании; наличие у человека хобби и познавательно-эвристических интересов; двигательную активность, проявляющуюся в занятиях спортом и различных видах труда и отдыха; способность к психической саморегуляции. Те же составляющие можно объединить понятием "валеологическая компетенция". Решающим же объективным фактором здорового образа жизни выступает экологичность среды - как социальной ("здоровое" окружение сверстников), так и природной ("экологически чистая" среда обитания). Здоровье интегрирует в себе экологическое и валеологическое единство организма, личности и окружающей среды. Поэтому под эколого-валеологической компетенцией понимается - уровень образованности, который характеризуется знаниями о валеологической и экологической культуре, а также способностью решать различные жизненные задачи на основе этих знаний и способах практической деятельности
Можно включить в комплексное понятие здорового образа жизни также и познавательную активность субъекта в области естественных наук (биологии, химии и экологии) независимо от объективно сложившегося типа его познавательных и профессиональных предпочтений (технических или гуманитарных). Наличие у человека актуальных естественно-научных знаний уже само по себе стимулирует его к поиску здоровьесберегающих "технологий" жизнедеятельности во всех ее аспектах (труде, образовании, отдыхе), то есть к формированию эколого-валеологической компетенции.
Действительно, сохранение и укрепление здоровья учащихся - важнейшая задача в современных социально-экономических и экологических условиях.
По данным российских и зарубежных исследователей, здоровье населения зависит более чем на 50% от образа жизни, на 15-20% - от состояния окружающей среды и на столько же - от наследственности человека и системы здравоохранения. Известно также что каждый человек вносит "вклад" в загрязнение окружающей среды: за год "производит" более одного кубометра бытового мусора.
В нашей школе (МОУ СОШ №75/42 г. Нижний Тагил) разработана программа для формирования здоровьесберегающей среды. В основных концептуальных положениях программы отмечается необходимость содействия всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.
В общеобразовательном учреждении такие предметы естественно-научного цикла как биология, экология, химия, основы безопасности жизнедеятельности в большей степени, чем какие-либо другие призваны мотивировать школьников на здоровье.
Основную информацию учащиеся получают на урочных формах занятий через реализацию содержания программы предмета. Не секрет, что зачастую эти знания формальны и нежизнеспособны, учащиеся не считают их актуальными для себя.
Развить у учащихся интерес к проблемам здоровья, актуальным для нашего крупного промышленного города экологическим проблемам, способствовать формированию экологической грамотности, активизировать познавательную и творческую активность в предметной области "Естествознание" в целом, на наш взгляд, можно через организацию экспедиции по изучению и охране уникальных объектов природы. То есть особое внимание следует уделять поисковой и исследовательской деятельности, в которой формируется самостоятельная познавательная активность, необходимая для развития компетентности. Важно сделать ее интересной, динамичной, разнообразной.
По нашему мнению, работа и отдых в реальных полевых условиях, общение с природой способствуют гармоничному развитию личности, способствуют нормализации всех составляющих здоровья.
Цель проекта: возрождение субъектной позиции самого ученика через обучение его навыкам самообразования, самовоспитания, саморазвития, самосозидания собственной личности в реальных полевых условиях на озере Бездонное совместно с проведением оздоровительных мероприятий.
Задачи проекта:
- Определить наиболее значимые надпредметные способы деятельности и ключевые компетенции
- Сформировать необходимые условия и алгоритмы освоения надпредметных способов деятельности и ключевых компетенций
- Создать и отладить учебно-методический комплекс по овладению учащимися исследовательскими умениями.
- Спланировать научно-исследовательскую деятельность учащихся
- Разработать план мероприятий и режим дня учащихся, способствующих укреплению здоровья.
- Провести исследование объектов природы на территории озера Бездонное
- Обеспечить ежедневное проведение оздоровительных мероприятий в соответствии с режимом дня
- Провести досуговые мероприятия, способствующие сплочению коллектива и положительно влияющие на психологическое здоровье учащихся
- Результаты исследовательской деятельности учащихся представить на школьном НОУ.
Место проведения экспедиции: Озеро Бездонное - уникальный водоем неизвестного происхождения, в силу своего географического положения (65 км от г.Н.Тагил, 12 км от пос. Висим) является чистым, не тронутым человеческой деятельностью. С 2004 года озеро Бездонное, как Памятник природы и уникальный гидрологический объект входит в состав Природного Парка "Река Чусовая".
Сроки: Первая декада июля.
В реализации проекта можно выделить несколько этапов:
1. Подготовительный (январь - июнь)
На этом этапе целесообразно
- подготовить темы для научно-исследовательской деятельности учащихся,
- провести анализ литературных источников,
- провести занятия с учащимися, развивающие исследовательские умения и навыки,
- спланировать режим труда и отдыха в экспедиции,
- составить меню питания на 7-8 дней,
- разработать досуговые мероприятия для учащихся.
Учащимся были предложены следующие темы исследовательской работы:
- Бентосные организмы озера.
- Фауна озера Бездонное.
- Видовое разнообразие лишайников как экологических биоиндикаторов.
- Рельеф дна озера.
- Родники, питающие озеро.
- Гидропланктон озера Бездонное.
2 этап - Полевой - Научно - исследовательская работа на территории природного парка "Река Чусовая" на озере Бездонное (июль)
Реализация проекта.
Обучение учащихся методикам работы с объектами живой природы.
Исследование объектов природы, сбор данных для работы над проектами.
Обеспечение комфортного и безопасного отдыха и работы учащихся.
В экспедиции соблюдался режим дня, способствующий сохранению и укреплению здоровья, соответствующий особенностям физиологического и психоэмоционального состояния подростков.
В этом возрасте у детей вместе с высокой активностью наблюдается и повышенная утомляемость. Учитывая это, был составлен режим труда и отдыха, в котором чередуются периоды физической, умственной и эмоциональной активности, а также регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены.
Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено, что организм ребенка обладает наивысшей трудоспособностью в утренние часы, поэтому именно в это время мы запланировали научно-исследовательскую деятельность учащихся.
Огромное влияние на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки, соответствующие развитию детей: утренняя зарядка, подвижные игры (волейбол, эстафета), плавание, а также заготовка дров, помощь по кухне, доставка воды с родника. Целебным является, в первую очередь, круглосуточное пребывание на свежем воздухе вдали от города.
Досуговые мероприятия, игры должны продолжаться 2-3 часа. Это оказывает положительное влияние на психологическое здоровье ребенка, обогащает эмоционально. Ребенок постоянно должен быть чем-то занят, иначе есть вероятность попадания в потенциально-проблематичную ситуацию. Поэтому мы разработали план досуговых мероприятий. Каждый день в экспедиции - это сюрприз для ребенка, новая игра, ожидание чуда. В течение дня идет подготовка, а вечером у костра - конкурсы, игры, сценки: [фото в приложении 3]
План досуговой деятельности [разработки мероприятий в приложении 1]:
День 1 (заезд): "Давайте познакомимся".
День 2 : Психологическое погружение (днем вместо научно-исследовательской работы); вечером - "Посвящение в экологи".
День 3: "День театра".
День 4: "День Нептуна".
День 5: "Новый год на экваторе".
День 6: "День детектива".
День7: "Ночной десант".
День 8: Закрытие (концерт, награждение грамотами).
День 9 - Экологический рейд по сбору мусора, отъезд.
Продолжительность сна должна быть не менее 9 часов, поэтому отбой в 2230.
Режим дня Подъем Дежурные по кухне |
800-810 730 |
Гигиенические процедуры, зарядка | 810-840 |
Завтрак | 840-910 |
Планирование работы на день | 910-930 |
Научно-исследовательская работа Кроме1,2,9 дня |
930-1200 |
Обед | 1230-1300 |
Тихий час (свободное время) | 1300-1400 |
Солнечные, воздушные, водные ванны | 1400-1600 |
Полдник | 1600-1630 |
Подготовка вечернего мероприятия (свободное время) |
1630 -1830 |
Ужин | 1830-1900 |
Досуговые мероприятия | 1900-2100 |
Свободное время | 2100 -2200 |
Подготовка ко сну | 2200 -2230 |
Отбой, сон | 2230 |
Из продуктов, которые хранятся продолжительное время в полевых условиях (крупы, консервы: мясные, рыбные, молочные; овощи, фрукты, сухофрукты) мы составили максимально сбалансированное меню питания [приложение 2], включающее белки, жиры, сложные углеводы, клетчатку, витамины, т.к. при правильно организованном питании человек меньше подвергается различным заболеваниям и легче с ними справляется. Наиболее рациональным является четырехразовое питание, т.к. при нем создается равномерная нагрузка на пищеварительный тракт и обеспечивается наиболее полноценная обработка пищи пищеварительными соками.
Питьевой режим тесно связан с режимом питания. Он обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма. Беспорядочное излишнее питье ухудшает пищеварение, создает дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему и почки. Но в полевых условиях необходимо учитывать тот температурный режим, в котором находятся участники экспедиции. В жарком климате утолять жажду рекомендуется только после еды и ограничивать питье между приемами пищи. При избыточном потоотделении необходимо компенсировать потери жидкости, но не водой, а чаем, компотом из сухофруктов, которые хорошо утоляют жажду, устраняют во рту сухость.
Меры безопасности:
В экспедицию набираются участники, имеющие прививку от энцефалита, разрешение родителей и справку от врача о состоянии здоровья. Инструктаж по технике безопасности проводится на организационном собрании, а также ежедневно в полевых условиях. Тем не менее, необходимо следить за соблюдением детьми следующих мер безопасности:
- после каждого выхода в лес (или каждый час) проводить осмотр на обнаружение клещей,
- осторожно обращаться с открытым пламенем костра,
- не уходить далеко в лес, особенно по одному,
- быть осторожными рядом с водоемом и во время купания, т.к. глубина озера составляет 47 метров (мы предложили детям купаться в спасательных жилетах),
- не пользоваться топором,
- осторожно обращаться с колющими и режущими предметами,
- осторожно пользоваться химическими реактивами при проведении опытов.
3 этап - Реализация проектов и подведение итогов (сентябрь - февраль)
Отчет о проделанной работе на заседании школьного НОУ.
Проведение рекламных экологических акций в школе с целью привлечения новых участников к данному экологическому направлению работы.
Обработка результатов и оформление работ в виде научно - исследовательских проектов. Показ на школьной НПК, выход на город, на область.
Создание презентации, видеофильма: "Озеро Бездонное - жемчужина Урала".
Таким образом, организация экспедиционной работы способствует укреплению здоровья, всестороннему развитию учащихся, расширяет их кругозор, обогащает новыми знаниями в области географии, биологии, экологии Урала, способствует развитию чувства патриотизма, товарищества, воли и стойкости, любви к природе. Полевые условия закаляют и укрепляют организм, способствуют выработке полезных навыков. Таким образом, формируется не только эколого-валеологическая компетентность, но и социально-коммуникативная (как сотрудничество с учителями и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов и т.д.), что необходимо каждому человеку для полноценной личной жизни и работы, активной гражданской позиции и эффективного включения в жизнь общества.