Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.
Ведущим видом деятельности и основой
становления ребенка до 3 лет является предметная
игра. Она оказывает особое воздействие на его
познавательное развитие. Исследования детской
психологии показали, что ключом к развитию
познавательных способностей ребенка является
его личный опыт в первые три года жизни – все
зависит от стимуляции в решающие годы жизни.
Главное – расширить для ребенка мир познания,
помочь ему реализовать все его сегодняшние
возможности и создать условия для развития
последующих.
С детьми данного возраста проводятся
игры-занятия, в которых усвоение какого-либо
материала протекает незаметно для малышей, в
практической деятельности. Следовательно,
главное в этом возрасте – обогащение
чувственного опыта, необходимого для
полноценного восприятия окружающего мира, и в
первую очередь – пополнение представлений о
свойствах предметов: их цвете, форме, величине
окружающих предметов, положении в пространстве и
т.п.
В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).
- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)
Направления моей работы:
- Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
- Обучение способам обследования предметов
- Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина)
Основной задачей сенсорного развития является
создание условий для формирования восприятия
как начальной ступени познания окружающей
действительности. С восприятия предметов и
явлений начинается познание окружающего мира.
Такие формы познания как – запоминание,
мышление, воображение – строятся на основе
образов восприятия, являются результатами их
переработки. Поэтому нормальное умственное
развитие невозможно без опоры на полноценное
восприятие.
Так, как в основе сенсорного развития лежит
восприятие, то я определила содержание развития
восприятия у детей раннего возраста, которые
определяются характером воспринимаемых свойств,
предметов и явлений действительности. Каждый вид
восприятия ребенок начинает осваивать в
определенном возрасте с опорой на предыдущий
опыт.
Виды восприятия и новообразования в возрасте от 1-го до 3-х лет:
- восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме;
- восприятие цвета,
- восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;
- восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);
- восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;
- восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении;
- восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия;
- восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.
Начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи: взрослые обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, восприятию действий и музыки.
(По материалам статьи Т.В. Башаевой "Как ребенок воспринимает окружающее")
Принципы организации работы:
- Посильность требований
- Постепенность усложнений
- Последовательность
Методы и приемы:
Наглядный Сравнения
Практический Сопоставления
Словесный Приложения
Эмоц. установка взрослого Наложения
Привлечение вниманияНаблюдение за действиями
взрослого и сверстников
Показ и объяснение
Словесная инструкция
Еще работая в группе раннего возраста, я уделяла большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через игры с дидактическим материалом. После отбора необходимого содержания из дошкольных методик, мною был составлен примерный перспективный план игр-занятий с дидактическим материалом, который охватывает все программные требования по сенсорному развитию детей по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.
Работая в первой младшей группе, я составила примерный перспективный план по предметно-игровой деятельности, куда входят игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
Данная работа проводится по подгруппам 1 раз в неделю, по 10-15 минут. Само слово «игра» используется условно как характеристика времени, отведенного на специальную работу с детьми. За время такой игры часто происходит смена форм и видов деятельности, которые связаны сюжетной линией или действующим персонажем, что позволяет удерживать внимание детей. В игру входит 2-3 игровых упражнения.
В своей работе с детьми придерживаюсь следующих принципов:
Принцип дифференцированного подхода
Я помню о том, что ребенок – уникальная
личность. Стараюсь ценить его индивидуальность,
поддерживать и развивать.
После диагностирования знаний, умений и навыков
вновь прибывшего ребенка, подбираю задания в
соответствии с его умениями и навыками. Так,
Слава, пришел к нам в начале ноября (2,4 г.),
диагностическое исследование показало, что
ребенок не знает и не называет цвета. Для него я
подбираю задания более легкие, чем те которые я
даю детям, посещающим детский сад с сентября.
Если детям я даю задание на соотношение цветов,
например, «Подбери пару для варежки», то Славе
даю задание на их различение: «Найди такую же, как
у меня». И прошу обозначить результат словами
«такая», «не такая». Это касается и других
свойств предметов – формы, размера.
Принцип сотрудничества
Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать
ему личную поддержку и прийти на помощь.
Если ребенок не справляется с каким либо
заданием, я предлагаю: «Давай, я тебе помогу»,
«Давай попробуем вместе», «У нас с тобой все
получится», «Ты конечно, же справишься». Владик,
сам по себе очень робкий и застенчивый мальчик и
неуверенно выполняет задания, которые я
предлагаю. Например, собрать пирамидку по
принципу уменьшения колец, тогда я предлагаю:
«Давай вместе со мной соберем пирамидку. Сначала
я выберу самое большое кольцо из всех и одену его
на стержень, теперь ты, посмотри и выбери самое
большое кольцо из всех оставшихся....» и ребенок с
удовольствием выбирал кольца и выполнил задание.
Принцип психологического комфорта каждого ребенка
Проявляю понимание, деликатность, терпимость и
такт при воспитании детей, восхищаюсь его
инициативой и мельчайшей самостоятельностью –
это способствует формированию у ребенка
уверенности в себе и в своих возможностях.
В этом возрасте очень важно создать ситуацию
успеха, главное чтобы предлагаемое задание было
выполнено всеми детьми, независимо от того, делал
ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно
поддержать не только действием, но и словами:
«Какой ты молодец!», «Здорово у тебя получилось!»,
«Замечательно!», «Я очень горжусь
тобой!», «Великолепно!», «Я знаю, ты сможешь!»,
«Большое тебе спасибо!» и др.
Принцип вариативности
Работу вне «занятий» или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными предметами. Например: по ознакомлению с цветом - «Постройка башни из кубиков», «Разложи в коробочки», «Подбери попугаю колечки», «Собери цветок», «Грибочки по местам», «Спрячь мышку», «Найди пару» и др. В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и количество предметов в групповой комнате, на прогулке.
Мною подготовлены консультации для родителей «Как ребенок познает мир», «Малыш и его игрушки», «12 игр на цвет», которые оформлены в виде папок и предоставлены для изучения родителям. Проведено родительское собрание на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста», организовала выставку дидактических игр и пособий по предметно - игровой деятельности, которые можно не только приобрести в магазине, но и сделать своими руками . Например: «Разложи по цвету», «Посади бабочку на цветок», «Подбери пару», «Собери бусы», «Большие и маленькие», «Прищепки» и др., также были продемонстрированы видеозаписи занятий «К нам приехал паровозик» (по предметно-игровой деятельности), «Степашка в гостях у детей» (игра-занятие с дид. материалом), «Играем с машиной и мишкой» (по развитию сенсорных способностей).
Расскажу о динамике диагностических данных по разделу: «Сенсорное воспитание». После адаптации, в ноябре 2006 г. была проведена диагностика, которая показала, что группа «наблюдение» составила 85%, а группа «норма» – 15%. Работа во 2 группе раннего возраста позволила улучшить показатели и в начале следующего учебного года группа «наблюдение» уменьшилась до 60%, а группа «норма» увеличилась до 40%. В конце учебного года мы пришли к таким результатам «высокий уровень» составил 20%, группа «норма» увеличилась до 50%, группа «наблюдение» уменьшилась до 35%. Эти показатели касаются тех детей, которые ходят в нашу группу второй учебный год.