В последние годы весьма заметное место среди научно-педагогических исследований ив работе педагогов-практиков занимают вопросы непрерывности учебно-воспитательного процесса и преемственности в его организации на разных образовательных ступенях. Одна из наиболее важных и болезненных проблем – преемственность между дошкольным периодом и школой. Показательно, что поступление ребенка в школу все чаще называют не иначе, как «психотравмирующей ситуацией», причем как для самого ребенка, так и для его семьи. И очень важно осознание этой проблемы прежде всего педагогами дошкольных учреждений и школ. Грамотный подход к этой ситуации поможет не только детям, но и их родителям. Ведь именно родители, не до конца понимающие суть проблемы, зачастую вносят отрицательные ноты.
Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства. С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Но это в идеальном варианте. Конечно, есть дошкольные учреждения и школы, которые работают по программам непрерывного образования и добились определенных успехов в решении проблемы преемственности. Но далеко не все педагоги стараются решать эти задачи. Зачастую вся работа сводится к тому, чтобы подготовить ребенка к обучению в школе. Особенно у нас, на периферии.
Школа, где я работаю, принимает детей в 1 класс из трех детских садов. Нельзя сказать, что совсем не налажена работа по преемственности. Каждый учитель начальных классов проводит определенную работу с будущими первоклассниками и их родителями за год до поступления в школу. На родительских собраниях педагоги знакомят родителей с программами обучения, со школьными требованиями, отвечают на вопросы родителей. Кроме того, учителя знакомятся с программами детских садов, посещают занятия в подготовительной группе. Последнее требует особого разговора. Часто воспитатели приглашают учителей на занятия в детском саду с определенной целью: показать, что занятия практически не отличаются от школьных уроков. Я была просто поражена, когда при посещении занятия в д/с «Березка» увидела обыкновенный школьный урок. Урок хороший, развивающий. Но это был школьный урок. Дети даже получили оценки. Работает ли этот воспитатель по преемственности? Она считает, что отдает этому все свои силы, и у этих детей проблем с обучением в школе не будет. Но практика показала, что эти дети уже после первого месяца обучения в школе выразили свое нежелание учиться. Оказывается, программа первого класса частично пройдена в детском саду, причем обрывками, без всякой последовательности. Дети требовали оценки, а родители – домашние задания уже с сентября, мотивируя тем, что уже сложился определенный ритм работы. Очевидно, ни воспитатель, ни родители не задумывались о непомерных нагрузках, ни о здоровье ребятишек.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Полноценная подготовка ребенка ко школе предполагает решение широкого круга задач, связанных с укреплением его здоровья, эмоционально-личностным, познавательным и художественным развитием, формированием коммуникативных навыков. Основы преемственности должны быть заложены в стандарты дошкольного образования. Основные задачи дошкольного образования можно обозначить следующим образом:
– охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей;
– развитие любознательности, стремление к
расширению знаний;
– формирование и развитие основных
познавательных процессов (внимания, воображения,
памяти, мышления, речи);
– формирование коммуникативных умений,
произвольности поведения, доброжелательности,
умения взаимодействовать с педагогами и
сверстниками;
– развитие инициативности, самостоятельности,
активности;
– формирование отдельных приемов
учебно-познавательной деятельности (умение
ориентироваться в задании, осуществлять
самоконтроль).
Таким образом, цель должна состоять в пробуждении живой мысли ребенка, интереса к жизни, желания познавать, умения получать информацию и анализировать ее. И конечно, образование в дошкольном учреждении не должно копировать школьную жизнь.
Целью же начального образования должно явиться продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике. Это предусматривает:
– введение в педагогический процесс разных
видов детского творчества (игр, драматургии,
художественного моделирования,
экспериментирования, словесного творчества,
танцевальных и музыкальных импровизаций);
– обогащение содержания уроков эстетического
цикла; приобщение детей к национальной
художественной культуре;
– создание в школе развивающей предметной среды;
– широкое использование игровых приемов,
особенно в первый год обучения в школе.
Такой подход к работе приводит к тому, что обучение в 1 классе начинается учителем не с нуля. Идет углубление знаний, полученных в дошкольном учреждении. Кроме того, в организации работы по преемственности, считаю, огромную роль играет сама личность. Это личность воспитателя и личность учителя. Очень хорошо, если эти люди просто знают друг друга, общаются, интересуются работой друг друга. Не секрет. Что воспитатель в детском саду – это вторая мама. Она может и приласкать, и пожурить ребенка. Малыш тянется к этому человеку, доверяет ему. И вот ребенок пришел в школу. Очень важно, чтобы не было большого контраста в отношении к ребенку со стороны учителя. Нужно стремиться к тому, чтобы малыш увидел в педагоге старшего товарища, который поможет решать трудности и порадуется успехам ребенка. Учитель начальных классов должен быть человеком доброго характера.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагога друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций и действий. Значит, работа с родителями должна требовать от педагогов такой постановки вопроса, чтобы родители доверяли образовательному учреждению и уважали систему школьного образования. Необходимо уважать родительскую общественность, уметь работать с ней.
Каждый раз, начиная работать с выпускным классом начальной школы, я задумываюсь о будущих первоклашках. Начинается работа с «моим» детским садом «Березка». Для начала – это встреча с воспитателями подготовительной группы и составление плана работы на предстоящий год. А далее – работа по плану: родительские собрания, встречи с детьми, посещение занятий, экскурсия малышей в школу и т. д., т. е., обычная работа, которую можно назвать знакомством с детьми и их родителями. Именно этот вид деятельности я считала работой по преемственности, пока не поняла, что этого недостаточно. Не смотря на то, что целый год общалась с детьми, уровень адаптации первоклассников был не на высоте. К концу первого месяца обучения он составлял около 40%. Даже к концу первого года обучения в классе оставались дезадаптанты. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что нужно усилить работу с родителями будущих первоклассников. Именно родители, не желая того, «отбивают охоту» учиться у своих детей.
Однажды моя первоклассница похвасталась, что они с мамой уже учатся по учебнику математики за 2 класс. И показала тетрадь, где «красовались» оценки за работу: редкие «4» соседствовали с «3» и даже с «2». Значит, ребенок уже настроен на посредственную учебу, хотя в школе не получил еще ни одной оценки.
Часто от родителей будущих первоклассников можно слышать: «Вот пойдешь в школу, там тебя научат уму-разуму!..» А еще в нашем поселке родители любят такую «страшилку»: «Будешь плохо учиться, отдадим тебя в Киселевскую школу» (коррекционная школа, где учатся олигофрены). О какой мотивации может идти речь при таком отношении к ребенку? Такие дети боятся школы, не доверяют учителю. Адаптация идет медленно. Все это может вылиться в плохую успешность ребенка.
Итак, наряду с работой, о которой сказано выше, я решила больше внимания уделить именно работе с родителями будущих первоклассников. Задумала организовать для них работу клуба «Первоклашка», где особое внимание уделить знакомству с семьями своих будущих учеников и корректировке их поведения относительно учебного процесса. План работы клуба, который представляю ниже, рассчитан на два года. Первый год – подготовка родителей к обучению ребенка, второй год – помощь первокласснику. Какие же задачи нужно решить в процессе занятий в клубе?
- Познакомить родителей с физиологическими и психологическими особенностями детей переходного периода.
- Научить понимать и чувствовать своего ребенка.
- Помочь родителям в налаживании добрых отношений со своим ребенком.
- Предостеречь от ошибок в воспитании детей.
- Помочь родителям в преодолении трудностей первого года обучения их ребенка.
Встречи в клубе проводятся один раз в два месяца в школе. Приглашаются все желающие. Напоминание о встрече – через местную газету и через объявление в детских садах.
План работы клуба «Первоклашка»
Занятие 1. Физиология и психология шестилеток
Вопросы для обсуждения.
- Знакомство с родителями.
- Ознакомление с планом работы, поправки.
- Сообщение по теме «Физиологические и психологические особенности шестилеток».
- Ответы на вопросы родителей.
Занятие 2. Накануне учебного года
Вопросы для обсуждения.
- Если ребенок рвется в школу.
- А если он в школу не хочет?
- Признаки готовности к обучению.
- Существуют ли психологические противопоказания к обучению?
Занятие 3. Адаптация ребенка
Вопросы для обсуждения.
- Признаки успешной адаптации.
- Что надо знать родителям?
- Не навреди!
Занятие 4. Первый раз в первый класс
Вопросы для обсуждения.
- Ночь накануне 1 сентября.
- Нужно ли устраивать в этот день праздник?
- Водить или не водить? Встречать или не встречать?
- Кто должен делать домашние задания?
Занятие 5. Какая она, школа?
Вопросы для обсуждения.
- Первая учительница. Кто она для тебя?
- Взаимоотношения со школьными друзьями.
- Что важнее: урок или перемена?
Занятие 6. Новые программы
Вопросы для обсуждения.
- Нас в свое время учили не так.
- Анализ школьных программ.
- Ошибки и их исправления.
- Несколько слов о чтении.
Занятие 7. Мой ребенок
Вопросы для обсуждения.
- Медлительные дети.
- Неусидчивые дети.
- Что можно узнать по школьной тетради?
- Причины школьной неуспеваемости.
- Дети с ослабленным здоровьем.
Занятие 8. Плохое поведение
Вопросы для обсуждения.
- Кто такие нарушители дисциплины?
- Агрессивность и ее причины.
- Лживость маленьких граждан.
- О случаях воровства (по необходимости).
- Шумный класс.
Занятие 9. Итоги работы
- Тест для родителей «Насколько хорошо я знаю своего ребенка?»
- Встреча со школьным психологом.
Используемая литература:
- Журнал «Начальная школа».
- «Мир детства», библиотека для родителей. М., «Педагогика», 2009.
- Е.Н.Коренева «Ох уж эти первоклашки». Ярославль «Академия, К».
- Е.Н.Коренева «Эти загадочные малыши». Ярославль «Академия, К».
- Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе».