Урок обобщения и систематизации знаний в 7-м классе по теме "Тождества сокращенного умножения"

Разделы: Математика


Все этапы урока, выделяясь как самостоятельные, подчинены триединой цели, вытекают один из другого, создавая единую логическую структуру.

В уроке использованы элементы исследовательских технологий, технология групповой работы, приём интерактивного обучения – обучение в общении, где главная идея – «все обучают каждого, каждый обучает всех».

Уже на самых первых этапах через предварительную проверку домашнего задания, через устную работу, работу с заданиями типа «Верно ли, что...» с применением компьютера и экрана, учитель имеет возможность быстро получить информацию о том, на сколько материал усвоен обучающимися.

Также у учителя появляется возможность (при необходимости) провести повторение и корректировку знаний и умений непосредственно перед выполнением заданий самостоятельно, определить круг тех учеников, которым будет необходимо поддержка учителя и тех, кому наверняка будут нужны дополнительные задания на продвинутом уровне, что, собственно, и предусмотрено самообучающей самостоятельной работой, а затем контрольным тестированием.

Вторая часть урока фактически проводится самими учащимися. Используя самостоятельно изученный материал, презентацию, наиболее подготовленные учащиеся учатся объяснять материал своим товарищам, т.е. выступают в роли учителя, что, несомненно, обеспечивает положительную мотивацию учения, позволяет обучающимся испытать удовлетворение от сознания: « я умею», «я могу».

Выбранные методы организации учебно-позновательной деятельности, методы контроля и самоконтроля, позволяют реализовать цели личностно-ориентированного обучения на данном уроке, а сама форма его проведения, в силу его нестандартности, учета возрастных особенностей семиклассников, придаст дополнительный интерес не только к овладению знаниями и умениями по теме, но и к изучению математики в целом.

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать материал по данной теме.
  • Провести диагностику усвоения системы знаний и умений, ее применения для решения задач с переходом на более высокий уровень.
  • Развивать познавательные интересы, память, внимание, наблюдательность и сообразительность.
  • Повысить интерес учащихся к нестандартным заданиям, сформировать у них положительный мотив учения.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Оформление доски к началу урока:

Экран

Дата. Тема урока

Устный счет

Плакат «4 кита»

1 человек за доской на перемене готовит решение задачи из дом. Работы двумя способами.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • плакат с изображением 4-х китов;
  • 15 папок с тестами и дом. Заданием;
  • сигнальные карточки;
  • презентация по теме «Треугольник Паскаля»
  • «Правило возведения многочлена в квадрат».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ребята, как известно, алгебра стоит на 4-х китах: число, уравнение, тождество, функция. Сегодня мы еще раз уделим внимание киту «тождество», в частности «тождествам умножения»: обобщим и систематизируем наши знания по этой теме.
–  Что называется тождеством?
–  Что такое тождественные преобразования выражений?
–  Какие тождественные преобразования выражений мы изучили в этом году?
–  Какие преобразования выражений позволяют выполнять формулы сокращенного умножения?

II. Устно

1) Прочитайте выражения: (а + 5)2;  (х у)3а + 52а – 52
–  Какие из этих выражений не являются произведениями?
–  Можно ли их представить в виде произведения?

2) Представьте трехчлен х2 + 4х + 4 в виде произведения?

3) х3 – 8

4) Какое слагаемое нужно вставить на пропущенное место, чтобы трехчлен можно было бы представить в виде произведения b2b + …
Назовите формулу?

5)   (– а – 3)2.  Представьте в виде многочлена.

6)   Найдите наименьшее значение выражения  (а + 5)2. При каком значении переменной?

(х – 3)2 + 2. При каком значении переменной?

7) Верно ли, что при  b = – 5,23  значение выражения b2 – 8b + 16 равно  – 6

8) Решите уравнение: х2 – 25 = 0 р2 – 2р + 1 = 0

9)   Вычислите:

;  372 – 272.

Какие формулы используете?

III. Проверка домашнего задания

– А сейчас проверим выполнение одного из заданий домашней работы:

Найти значение выражения: (х + 1)2 – 2(х + 1)  (х – 1) + (х – 1)2    при х =

1 способ: (х + 1)2 – 2(х + 1)(х – 1) + (х – 1)2 = х2 + 2х + 1 – 2х2 + 2 +  х2 – 2х +1 = 4.

2 способ: (х + 1)2 – 2(х + 1)(х – 1) + (х – 1)2 = (х + 1) – (х – 1)2 = (х + 1 – х + 1)2 = 4.

–   Какой способ понравился больше?
–   Почему? (Красивее).
–   На примере этого задания мы лишний раз убеждаемся в том, что к математике нельзя относиться догматически, нужно всегда стремиться искать рациональные пути решения, как говорят более красивые.

IV. «Верно ли что?»

–  Ребята, ко мне случайно попал листок, где учащийся, надеюсь не из нашего класса, выполнил некоторые задания, и как раз по нашей теме.

Давайте проверим его.

1) (x + 10)(x + 10)  = x2 + 100
2) (3y – 1)(1 + 3y) = 1 – 9y2
3) 4х2 – 6х + 9 =  (2х – 3)2
4) а + 4b = (3a + b)2
5) (2x + 3) (4x2 – 12x + 9) = 8x3 + 27
6) (2x – 3) (4x2 – 6x + 9) = 8x3 –  27

V. Самопроверка

– А теперь проверим себя.
– У вас на столах лежат папки: выньте задание № 1. и выполните его (3 мин.)

Замените  … одночленом так, чтобы равенство стало тождеством:

1) … – 4b2 = (a – …)(a + …)
2) (a + …)2 = … + … +
3) m2 – 20m + … = (m – …)2
4) (2a – …)(… + … + 9) = 8a3 – …
5) 125x6 + … = (… + …)(… – … + 36)

Проверьте себя! На экран выводятся правильные решения, выделенные ярким цветом.

VI. Тест (контрольный)

–  Выньте из папок условия теста и выполняем его (6 мин.), затем сдаем. Результаты – на следующем уроке.

I вариант II вариант
1. Выполните действия:

(5ab)(b + 5a)

1. b2 – 25a2
2. 25a2b2
3. b2 + 25a2

1. Выполните действия:

(7 + 3a)(3a – 7)

1. 9a2 + 49
2. 3a2 – 49
3. 9a2 – 49

2. Представьте выражение в виде многочлена:

(x + 4)2

1. x2 +16
2. x2 + 4x + 16
3. x2 + 8x + 16

2. Представьте выражение в  виде многочлена:

(a – 9)2

1. a2 – 81
2. a2 – 18а + 81
3. a2 – 9a + 81

3. Какой одночлен нужно вставить …, чтобы данное равенство стало тождеством?

(2a – 3)(4a2 + … + 9) = 8a2 – 27

1. 6a
2. 12a
3. 6a2

3. Какой одночлен нужно вставить …, чтобы данное равенство стало тождеством?

125x3 + 1 = (5x + 1)(25x2 – … + 1)

1. 5x
2. 10x
3. 5x2

4. Упростите выражение:

(a – 5)(25 + a2)(5 + a)

1. a4 + 625
2. a4 + 50a
3. a4 – 625

4. Упростите выражение:

(x + 2)(x2 – 4)(x – 2)

1. x4 – 8x2 + 16
2. x4 – 16
3. x4 + 16 + 8x2

5. Решите уравнение:

(x – 2)(x + 2) = (x – 2)2

1. 1
2. – 2
3. 4

5. Решите уравнение:

(b – 5)2 = b(b – 8)

1. 3
2. – 12,5
3. 12,5

6. Запишите на математическом языке следующее выражение:
«Отношение суммы кубов двух выражений к сумме этих выражений равно …»
6. Запишите на математическом языке следующее выражение:
«Отношение разности кубов двух выражений к разности этих выражений равно…»

– Сдаем работы!

VII. Домашнее задание

– Ребята, у вас в конвертах лежат листы с домашним заданием: домашняя контрольная работа. Прошу к следующему уроку выполнить ее на двойных листах.

VIII. Подведение итогов первой части урока и переход ко второй части

– Итак, мы с вами изучили 5 основных тождеств сокращенного умножения.
–  Зачем мы изучаем эти формулы? В чем их польза?
– Возникает вопрос: «А нет ли еще каких-либо формул аналогичных, позволяющих упрощать вычисления? Оказывается – есть!!! И об этом нам расскажут представители творческих групп, которые проводили исследования по этому вопросу.

1-я группа.

Наша группа заинтересовалась вопросом:
– Есть ли такие тождества, с помощью которых можно было бы быстрее возводить в квадрат сумму не только двух, но и более выражений?
Оказалось, что есть!!!
Мы провели свой эксперимент и, используя правило умножения многочлена на многочлен, получили следующие результаты:

(a + b + c)2a2 + b2 + c2 + 2ab + 2ac +2bc

(a + b + c + d)2a2 + b2 + c2 + d2  + 2ab + 2ac + 2ad + 2bc + 2bd + 2cd

Мы заметили, что существует закономерность: правые части этих равенств содержат квадраты каждого выражения и их удвоенные произведения, взятые попарно.

Изучив дополнительную литературу по математике, мы нашли правила, подтверждающее нашу гипотезу:

Квадрат суммы нескольких выражений равен сумме квадратов этих выражений плюс удвоенные произведения каждого из них на каждое последующее.

Используя это правило, рассмотрим пример: 

(3 + b + 2с)2 = 9 + b2 + 4с2 + 6b + 12с + 4

Если же рассматривается алгебраическая сумма, то при вычислении удвоенных произведений учитывается знак « – ».

(3 – b – 2с)2 = 9 + b2 + 4с2 – 6b – 12с + 4

Для тех, кто желает попробовать свои силы, мы предлагаем дома представить в виде многочлена: (4а + 3b + с)2

2-я группа.

Наша группа заинтересовалась вопросом:
– Есть ли такие формулы,  которые могли бы помочь возводить двучлен в целую неотрицательную степень. И вот, что мы получили.

Рассмотрим двучлены:

(a + b)0 = 1
(a + b)1 = 1а + 1b
(a + b)2 = 1a2 + 2ab + 1b2
(a + b)3 = 1a3 + 3a2b + 3ab2 + 1b3

Составим таблицу из коэффициентов в треугольной форме:

1
1              1
1          2          1
1          3          3           1

Можно заметить закономерность в составлении таблицы: по краям стоят 1, а каждое число нижней строки равно сумме предшествующего и последующего чисел верхней строки.

Продолжив составление этой таблицы, получаем:

1
1              1
1          2          1
1          3          3           1
1        4           6          4         1
1       5         10        10         5        1
1       6       15         20        15        6      1

Можно продолжать до бесконечности.

Эта таблица называется «треугольник Паскаля» по имени французского ученого Блеза Паскаля, жившего в 17 веке, который изобрел первую счетную машину и очень много сделал в области математики, которая называется комбинаторика.

Блез Паскаль (1623-1662)

Пользуясь этой таблицей, рассмотрим пример:

(a + b)5 = a5 + 5a4b + 10а3b2 + 10а2b3 + 5аb4 + b5

Если же (ab)5, то знаки чередуются, т.к. отрицательное слагаемое – b в нечетной степени дает отрицательный результат.

Для тех, кто желает, мы предлагаем дома выполнить:

(a + b)4;    (a + b)5,

IX. Завершающее слово учителя

– Ребята, действительно этой таблицей удобно пользоваться при возведении двучлена в любую натуральную степень. Плохо только то, что эта таблица строится рекуррентно, т.е. чтобы возвести двучлен, например, в 7 степень (a + b)7,  приходится возвращаться ко всем предыдущим  строкам, чтобы узнать коэффициенты размножения.

X. Итоги урока

Подведение итогов. Выставление отметок.

– Всем спасибо!!

Приложение 1