Цели урока:
Учебные:
- Совершенствование знаний о склонении существительных 1, 2, 3 склонений;
- Распознавание падежей существительных 1, 2, 3 склонений.
Развивающие:
- Развитие речи учащихся;
- Активизация словесно-логического мышления;
- Формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания;
- Интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные:
- Воспитание любви к русскому языку, природе, к Родине и историческому прошлому.
Оборудование: слайды к уроку, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
– Сегодня у нас необычный урок и начнем его с таких вот строк:
Когда приходит к нам Навруз,
Цветут сады, цветут поля
Когда приходит к нам Навруз
Весною дышит вся земля.
– Ребята, о каком празднике идет речь. Что вы знаете о празднике Навруз?
(Ответы детей.)
(Обобщение ответов.)
Навруз – это праздник весны или нового года. Он отмечается 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда весна полностью вступает в свои права.
2. Вступительное слово учителя.
В этот день многие восточные страны отмечают замечательный праздник Навруз, возраст которого насчитывает несколько тысячелетий. В качестве национального праздника Навруз отмечают сегодня в Азербайджане, Узбекистане, Иране, его встречают также в западной провинции Китая, Турции и России.
Навруз празднуется на Кавказе, в Башкортостане и Татарстане. На этом празднике устраивают народные гулянья, праздничные базары, игры, состязания, где показывают свою ловкость, свое умение.
3. Постановка темы урока.
– Хотите сейчас отправимся на такой праздник?
– Нас уже зазывают на него.
1-й ученик:
Спешите все на праздник
На радостный Навруз
На праздник обновления
Весеннего цветения!
2-й ученик:
Подходи честной народ,
Праздновать весны приход!
В игры можно поиграть
Силу ловкость показать!
– А мы покажем свою силу и свое умение в решении орфографических задач и закреплением знания. О трех типах склонения, а также умения распознавать падежи существительных 1, 2, 3 склонений.
– Давайте проверим все ли могут решать орфографические задачи и отправиться на праздник, ведь говорить надо красиво и правильно.
4. Актуализация опорных знаний.
– Прочитайте эти слова и поставьте их в форму множественного числа.
– Возьмите карточку № 1 (на индивидуальных карточках дети выполняют задание).
Карточка № 1 | |
Ед. число | Мн. число |
Адрес, документ, жаворонок, квартал, километр, месяц, портфель, средство, столяр, шофер |
Проверка (учитель следит за ударением при произношении слов).
– Какой частью речи являются данные слова?
– Докажите.
– Что такое имя существительное?
Учитель. Существительное – самое существ. часть речи.
– Вот послушайте стихотворение, которые почти целиком состоит из одних только существительных, а нам все понятно.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья
Свет ночной. Ночные тени
Тени без конца
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
– Выпишите все существительные, поставьте их в начальную форму и укажите склонение.
– Проверка.
– Какие существительные относятся к 1-му склонению?
– Ко 2-му склонению?
– К 3-му склонению?
– Могут ли имена сущ. одного и того же рода относиться к разным склонениям? (Докажите.)
– Могут ли суш. Разных родов относиться к одному и тому же склонению? (Докажите.)
– Молодцы, ребята, с заданием справились.
И так, все приглашаетесь на праздник Навруз.
Помним о культуре речи и культуре поведения.
5. Работа по теме урока.
– На Навруз устраивали собачьи, петушиные беги, конные скачки, перетягивание каната и другие игры, где демонстрировали свои умения.
А сейчас тоже примем участие в соревнованиях.
Разделимся на две команды по вариантам. От каждого варианта выходят к доске по одному человеку на петушиный бой, т.е. для состязания один на один.
На доске задания.
1-й вариант | 2-й вариант |
Укажите склонение |
|
на кормушке у снегиря с крольчихой за березу на цепи на цепочке на поле перед осиной |
под осиной к родне на сирень для мальчика за помощью по морю в Казани на яблоне |
Учитель. В петушином бою победит ученик быстро и правильно справившейся с заданием.
– А пока наши участники петушиного боя выполняют задания, мы поиграем в игру “Метко в цель” – Распределительный диктант.
Находится в портфеле (? п.)
Ладошки к печке (? п.)
Сидим за березой (? п.)
Приехал из деревни (? п.)
Вкусный апельсин (? п.)
– Запишите в столбик падежи существительных и укажите склонение .
Проверка. П.п. – 2 скл., Д.п. – скл., Т.п. – 1 скл., Р.п. – 1 скл., И.п. – 2 скл.
(Ученики выполняют самостоятельное задание, запись на доске. Учитель проверяет самостоятельную работу и объявляет победившую в состязании команду.)
Физкультминутка.
– Какой же праздник без музыки и танцев. Дети танцуют под музыку “Если весело живется –делай так”.
6. Самостоятельная работа на 3 уровне.
– И так продолжаем наш урок. В каждом доме на празднике накрывали стол “хафт-син”, на котором обязательно должно стоять семь (хафт) традиционных блюд, название которых начинается с арабской буквы “син”.
шпинат – сипанд
яблоко – себ
черные косточки – синхдане
дикая маслина – санджид
уксус – сирке
чеснок – сир
проросшее зерно – сабзи
Возьмите карточку № 2, прочитайте задание и выполните, то с каким сможете справиться самостоятельно.
Карточка № 2
- Определите род и склонение существительных.
- Поставьте существительные в форму Р.п., выделите окончание.
- Сделать синтаксический разбор предложения: Символом жизни, тепла, изобилия и здоровья считались проросшие зерна.
– Проверка самостоятельной работы по уровням.
7. Задание на дом.
– В этот день на праздник ходили в гости, посещали родных, близких друзей, поздравляли с этим праздником. Ваша задача сделать дома поздравительную открытку и подписать, поздравляю с праздником Навруз своих друзей или родных.
8. Итог урока.
Заканчивается наш праздник “Навруз” с ним заканчивается и наш урок. Все, кто отличился сегодня в силе и ловкости в решении орфографических задач получает призы и оценки. А все дети получат подарки, ведь “Навруз” по восточному календарю Новый год, а на Новый год принято дарить подарки.
Подарок.
– К какой части речи относится это слово? Какого оно склонения?
– Достаточно ли для определения склонения знать только род существительного?
– Завершая наш урок, хочу вас спросить:
– “Понравилось ли вам на уроке –празднике?
Читает учитель:
Все весеннего цветения,
Радости, сердечных уз
Счастья в жизни, вдохновенья
Пусть подарит Вам НАВРУЗ!