Закрепление знаний о трех типах склонения. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

Учебные:

  • Совершенствование знаний о склонении существительных 1, 2, 3 склонений;
  • Распознавание падежей существительных 1, 2, 3 склонений.

Развивающие:

  • Развитие речи учащихся;
  • Активизация словесно-логического мышления;
  • Формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания;
  • Интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.

Воспитательные:

  • Воспитание любви к русскому языку, природе, к Родине и историческому прошлому.

Оборудование: слайды к уроку, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

– Сегодня у нас необычный урок и начнем его с таких вот строк:

Когда приходит к нам Навруз,
Цветут сады, цветут поля
Когда приходит к нам Навруз
Весною дышит вся земля.

– Ребята, о каком празднике идет речь. Что вы знаете о празднике Навруз?

(Ответы детей.)

(Обобщение ответов.)

Навруз – это праздник весны или нового года. Он отмечается 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда весна полностью вступает в свои права.

2. Вступительное слово учителя.

В этот день многие восточные страны отмечают замечательный праздник Навруз, возраст которого насчитывает несколько тысячелетий. В качестве национального праздника Навруз отмечают сегодня в Азербайджане, Узбекистане, Иране, его встречают также в западной провинции Китая, Турции и России.

Навруз празднуется на Кавказе, в Башкортостане и Татарстане. На этом празднике устраивают народные гулянья, праздничные базары, игры, состязания, где показывают свою ловкость, свое умение.

3. Постановка темы урока.

– Хотите сейчас отправимся на такой праздник?

– Нас уже зазывают на него.

1-й ученик:

Спешите все на праздник
На радостный Навруз
На праздник обновления
Весеннего цветения!

2-й ученик:

Подходи честной народ,
Праздновать весны приход!
В игры можно поиграть
Силу ловкость показать!

– А мы покажем свою силу и свое умение в решении орфографических задач и закреплением знания. О трех типах склонения, а также умения распознавать падежи существительных 1, 2, 3 склонений.

– Давайте проверим все ли могут решать орфографические задачи и отправиться на праздник, ведь говорить надо красиво и правильно.

4. Актуализация опорных знаний.

– Прочитайте эти слова и поставьте их в форму множественного числа.

– Возьмите карточку № 1 (на индивидуальных карточках дети выполняют задание).

Карточка № 1
Ед. число Мн. число
Адрес, документ, жаворонок, квартал, километр, месяц, портфель, средство, столяр, шофер  

Проверка (учитель следит за ударением при произношении слов).

– Какой частью речи являются данные слова?
– Докажите.
– Что такое имя существительное?

Учитель. Существительное – самое существ. часть речи.

– Вот послушайте стихотворение, которые почти целиком состоит из одних только существительных, а нам все понятно.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья
Свет ночной. Ночные тени
Тени без конца
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

– Выпишите все существительные, поставьте их в начальную форму и укажите склонение.

– Проверка.

– Какие существительные относятся к 1-му склонению?

– Ко 2-му склонению?

– К 3-му склонению?

– Могут ли имена сущ. одного и того же рода относиться к разным склонениям? (Докажите.)

– Могут ли суш. Разных родов относиться к одному и тому же склонению? (Докажите.)

– Молодцы, ребята, с заданием справились.

И так, все приглашаетесь на праздник Навруз.

Помним о культуре речи и культуре поведения.

5. Работа по теме урока.

– На Навруз устраивали собачьи, петушиные беги, конные скачки, перетягивание каната и другие игры, где демонстрировали свои умения.

А сейчас тоже примем участие в соревнованиях.

Разделимся на две команды по вариантам. От каждого варианта выходят к доске по одному человеку на петушиный бой, т.е. для состязания один на один.

На доске задания.

1-й вариант 2-й вариант

Укажите склонение

на кормушке
у снегиря
с крольчихой
за березу
на цепи
на цепочке
на поле
перед осиной
под осиной
к родне
на сирень
для мальчика
за помощью
по морю
в Казани
на яблоне

Учитель. В петушином бою победит ученик быстро и правильно справившейся с заданием.

– А пока наши участники петушиного боя выполняют задания, мы поиграем в игру “Метко в цель” – Распределительный диктант.

Находится в портфеле (? п.)
Ладошки к печке (? п.)
Сидим за березой (? п.)
Приехал из деревни (? п.)
Вкусный апельсин (? п.)

– Запишите в столбик падежи существительных и укажите склонение .

Проверка. П.п. – 2 скл., Д.п. – скл., Т.п. – 1 скл., Р.п. – 1 скл., И.п. – 2 скл.

(Ученики выполняют самостоятельное задание, запись на доске. Учитель проверяет самостоятельную работу и объявляет победившую в состязании команду.)

Физкультминутка.

– Какой же праздник без музыки и танцев. Дети танцуют под музыку “Если весело живется –делай так”.

6. Самостоятельная работа на 3 уровне.

– И так продолжаем наш урок. В каждом доме на празднике накрывали стол “хафт-син”, на котором обязательно должно стоять семь (хафт) традиционных блюд, название которых начинается с арабской буквы “син”.

шпинат – сипанд
яблоко – себ
черные косточки – синхдане
дикая маслина – санджид
уксус – сирке
чеснок – сир
проросшее зерно – сабзи

Возьмите карточку № 2, прочитайте задание и выполните, то с каким сможете справиться самостоятельно.

Карточка № 2

  1. Определите род и склонение существительных.
  2. Поставьте существительные в форму Р.п., выделите окончание.
  3. Сделать синтаксический разбор предложения: Символом жизни, тепла, изобилия и здоровья считались проросшие зерна.

– Проверка самостоятельной работы по уровням.

7. Задание на дом.

– В этот день на праздник ходили в гости, посещали родных, близких друзей, поздравляли с этим праздником. Ваша задача сделать дома поздравительную открытку и подписать, поздравляю с праздником Навруз своих друзей или родных.

8. Итог урока.

Заканчивается наш праздник “Навруз” с ним заканчивается и наш урок. Все, кто отличился сегодня в силе и ловкости в решении орфографических задач получает призы и оценки. А все дети получат подарки, ведь “Навруз” по восточному календарю Новый год, а на Новый год принято дарить подарки.

Подарок.

– К какой части речи относится это слово? Какого оно склонения?
– Достаточно ли для определения склонения знать только род существительного?
– Завершая наш урок, хочу вас спросить:
– “Понравилось ли вам на уроке –празднике?

Читает учитель:

Все весеннего цветения,
Радости, сердечных уз
Счастья в жизни, вдохновенья
Пусть подарит Вам НАВРУЗ!