Цели и задачи:
- Совершенствовать знания таблицы умножения и деления с числами 2 и 3. Закреплять умение беглого счета, решения простых и составных задач, добиваться осознанного глубокого, прочного качества знаний учащихся по данной теме.
- Развивать логическое мышление, математическую речь, познавательный интерес, память, внимание, умение разбираться в проблемных ситуациях.
- Воспитывать: а) культуру общения на уроке: ученик – учитель, ученик – ученик; б) такие качества, как доброжелательность, взаимовыручка, умение работать в коллективе.
Оборудование: карта, корабль, ведро и рыбки (наглядные пособия, бумага), карточки для дифференцированной работы, бескозырки с цифрами (наглядные пособия, бумага), таблицы с условиями задач, светофоры, бутылка с письмом-задачей, магниты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Сегодня у нас необычный урок. Это урок – приключение, путешествие к Земле Знаний.
Отправляясь в путешествие, возьмем с собой карту. (Показываю ее на магнитной доске.)
Как у всех кораблей, у него должно быть название. Оно есть, только его надо расшифровать. Откроем корабельные тетради. Число нам в тетрадях проставил бортовой компьютер. Запишем только ответы. (На доске примеры, на бескозырках ответы.)
12 : 2 = 6 3 х 6 = 18 27 : 3 = 9 2 х 4 = 8 10 : 2 = 5 7 х 2 = 14 |
6 р 18 а 9 ж 8 у 5 д 14 б |
1 10 (лишние) |
4 7 |
Выстроим ответы в порядке возрастания.
6 8 9 14 18
Подчеркнем четные числа.
(Какие числа называются четными?)
Проверка.
Перевернем цифры – узнаем название судна.
Д Р У Ж Б А
(Корабль на магнит.)
II. Проверка домашнего задания.
Я – капитан, вы – матросы.
Вы дома подготовились к путешествию?
Откройте домашнюю работу.
Какая краткая запись подходит к домашней задаче?
(На доске 2 краткие записи с решениями.)
К.– 8 шт. Л.-12 шт. Яхт -? шт., на 5 больше, чем 12+5=17 8+12+17=37 |
К. – 8 шт. ? Л.– 12 Яхт – ? шт., на 5 больше, чем 12+5=17 8+17=25 |
Отвечает 1-й слабоуспевающий ученик.
Дополнительные вопросы: как называются числа при умножении?
Как изменить условие задачи, чтобы была верна 2 краткая запись?
2-й ученик (сильный): как называются числа при делении?
Все готовы к путешествию!
III. Самостоятельная работа.
Следующий порт “Посчитай-ка”.
2 ученика работают на индивидуальных досках.
Дети записывают в тетрадях только ответы.
Открыли свои борт.учебники с.37 № 2 (1–4 ст.)
3 1 1 |
15 24 18 |
3 9 3 |
3 3 3 |
Взяли в руки семафоры. Если правильный ответ – зеленый свет, неправильный – красный.
Проверка себя и ответов с доски.
Дополнительный вопрос: как найти неизвестный множитель?
Как найти делимое?
Оценки:
1-й ученик
2-й ученик
+ 2 ученика с домашней работой.
IV. Коллективная работа.
Порт “Порешай-ка”.
Игра “Рыбалка”.
Мы проголодались в путешествии. Давайте на обед наловим рыбы.
На доске 2 ведра (наглядные пособия) и рыбки. На ведрах написано 2х и 3х, а на рыбках цифры 6, 7, 8, 9.
Выбираем задания по своим силам. Учитель фиксирует на доске, а дети в тетради.
1-ый ученик – сильный.
Правило: “От перестановки множителей, произведение не меняется”.
“Умножение проверяем делением”.
х3 = 21 3х7 = 21 21:3 = 7 21:7 = 3 |
6х2 = 12 2х6 = 12 12:2 = 6 12:6 = 2 |
2-ой ученик – слабоуспевающий. Повторяет за сильным, решая свой пример.
3-ий ученик – сильный.
Правило:“Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель”.
9х3 = 27 3х9 = 27 27:3 = 9 27:9 = 3 |
2х8 = 16 8х2 = 16 16:2 = 8 16:8 = 2 |
4-ый слабоуспевающий ученик повторяет правило.
Физкультурная минутка.
- Подтянем якорь, считая 2-ми (наклоны вниз).
- Поднимем флаг, считая 3-ми (тянем руки вверх).
V. Решение задач.
После обеда отдохнем в порту “Подумай-ка”.
Задачи без краткой записи: только решение и наименование.
2 ученика на индивидуальных досках.
А) “Рыбак разложил 12 пойманных рыб в 3 ведра поровну. Сколько рыб в каждом ведре?”
Б) “2 матроса убрали поровну 16 кают. Сколько кают убрал каждый матрос?”
В) “В 5 бухтах судно стояло по 2 дня. Сколько всего дней стояло судно?”
Г) “Повар на судне на обед дал 9 морякам по 3 рыбки. Сколько рыбок раздал повар?”
Проверка: взаимопроверка и проверка ответов в тетради соседа.
12:3 = 4(р)
16:2 = 8(к)
2х5 = 10(д)
3х9 = 27(р)
Оценки: 2 ученика +
4 ученика с з.№ IV
VI. Решение составной задачи.
Задача записана заранее на индивидуальной доске. Раздаю индивидуальные карточки для дифференцированной работы над задачей.
А вот моряки нашли бутылку с письмом-задачей, кто правильно решит, тот и попадет на Землю Знаний.
“Рыбацкое судно в 1-ый день выловило 25 кг рыбы, а во 2-ой день – на 15 кг меньше, чем в 1-ый, а в 3-ий день – на 20 кг больше, чем во второй”.
Красные карточки: “Сколько всего кг. рыбы выловило рыбацкое судно?”
Синие карточки: “Сколько кг рыбы выловило рыбацкое судно во 2-ой день?”.
Желтые карточки:
вопрос
краткая запись
нумерация действий
Проверка:
Выбери правильный ответ:
10 30 65
Ответы записаны на доске.
Оценки.
VII. Итог урока.
Чем занимались? Добрались до Земли Знаний.
VIII. Домашнее задание.