Физкультминутки на уроках географии

Разделы: География


Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. [1]

О роли физкультминуток в педагогической литературе сказано много. Но бытует мнение, что их место в классах первой ступени, да еще может быть в 5-6-х классах. Порой учителя- предметники считают проведение физкультминуток пустой тратой времени. Да и собрать внимание учащихся после их проведения значительно труднее.

Чем старше ученик, тем больше учебная нагрузка. Ежедневно ему приходится находиться в школе по 5-6 уроков, накапливается усталость. В последние годы учителя все чаще стали использовать в преподавании интерактивные доски, проекторы. Шагают в ногу со временем. А всегда ли соблюдаются санитарные требования на уроке?

Во время урока лучшим средством профилактики и снятия утомления является переключение на двигательную активность, чем и является физкультминутка. Я решила соединить проведение физкультминуток с изучаемым материалом или закреплением уже изученного. И логика урока сохраняется, и смена деятельности – тоже отдых. Некоторые физкультминутки я нашла в литературе и адаптировала под предмет, некоторые придумала сама.

Физкультминутки в стихах вполне подойдут для учащихся 5-6 классов. Некоторые из них связаны с темами “Части Мирового океана”, “Ветер”, “Атмосферные осадки”.

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок. [1]

Ветер

Осторожно ветер
За калитку вышел,

(руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко,

(постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше,

(перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько
Ветками черемух,

(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

(погрозить пальчиком)

И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.

(махи руками)

С. Есенин [1]

Коси, коса

Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы домой. [1]

(сидя за партой, повороты туловища)

Физкультминутки можно провести и сидя за партой. Для этого можно предложить задания, чтобы учащиеся могли повернуться, похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потянуться.

1. Передай мяч.

Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя слова по определенной теме: растения и животные изучаемого материка или природной зоны; названия гор и равнин, внутренних и окраинных морей, реки России бассейнов Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого океанов и т.д.

2. Географическая почта.

На карточках написаны названия географических объектов. Учащиеся должны разнести карточки в конверты. Например: карточки с названиями морей, заливов в соответствующие океаны. Или названия полуостровов, рек, озер к соответствующим материкам, растений и животных - в природные зоны, отрасли производства - к факторам размещения, климатические характеристики - к типам климата, озера - к типам котловин по происхождению, формы рельефа расположить в европейской или азиатской части России.

3. Радуга. На карточках одного цвета написаны названия морей, других цветов - заливы, проливы, полуострова, океаны.

На планшете написаны заголовки: океаны, моря, заливы, полуострова, острова. Учащиеся должны разнести карточки в соответствующую ячейку. Проверить просто - каждая группа объектов должна быть одного цвета, например: океаны - желтый цвет, моря - синий, заливы - красный цвет карточки и т.д.

Так можно проверить знание характеристик климатических поясов на материках или России, географическую номенклатуру природных комплексов.

4. Телеграф. Учащиеся шепотом называют названия растений или животных материка (природной зоны) сзади сидящему ученику. Последний ученик встает и называет свое название. Если это название уже встречалось, встает тот ученик, который его называл. Тогда последний ученик называет новое слово, и так до тех пор, пока не назовет слово еще не прозвучавшее.

Можно называть отрасли специализации экономических районов, моря омывающие Россию, пограничные с Россией страны.

5. Веер. Учащиеся записывают на листочке определения к какому либо слову по заданной теме и складывают в виде веера. Например, природные зоны: 1 ряд - тундра, 2 ряд - тайга, 3 ряд - степь; воды суши – река, озеро, болото; атмосферные явления - дождь, снег, град, почвы.

- Безлесная, заболоченная, холодная, промерзлая, ранимая …(тундра)

- Безбрежная, густая, непроходимая, ценная… (тайга)

- Бескрайняя, черноземная, богатая, цветущая, … (степь)

- Бурная, тихая, широкая, узкая, мелкая …(река)

- Глубокое, красивое, горное, голубое, карстовое…(озеро)

- Теплый, грибной, сильный, моросящий….(дождь)

6. Глухие телефоны. Эту физкультминутку можно проводить при изучении любой темы. На первые парты учащимся дается написанное на листочке слово, они должны передать его шепотом следующему ученику. Последний ученик встает и называет слово. Учащиеся определяют, что это такое. Это может быть и неизвестное учащимся слово или понятие, которое они должны вскоре изучить, например: колки, грива; булгуннях, гидролакколит, пираруку, щит, плита, морена, глей.

7. Четвертый лишний. Дается список из 4-х слов, найди лишнее. Что оно обозначает? Можно работать в парах.

1) Сельва, Гумбольт, Веспуччи, Магеллан

2) Анды, Пампа, Аконкагуа, Чимборасо

3) Ориноко, Парана, Амазонка, Льянос

4) Сарма, баргузин, верховик, стланик

5) Исток, устье, межень, водораздел.

6) Специализация, механизация, кооперирование, комбинирование

7) Дежнева, Челюскин, Базар-Дюзю, Рока

8. Маленький – большой. Называю большое государство, море, горы, озеро - учащиеся поднимают руки вверх, маленькое - вниз.

 9. Лови ошибку. Для этого лучше использовать надувной шар в виде глобуса. Учитель называет тему, по которой будет говорить названия объектов или понятия, например: экономический или природный район, части реки, материк, природная зона, оболочка, климатические пояса России. Если слово или признак относится к теме, то учащийся ловит мяч, если не относится – отбивает.

10. Ладушки. Ученики хлопают в ладоши только тогда, если называю слова, относящиеся к одной теме (материку, природному или экономическому району). Список должен быть довольно большим, название произносить необходимо громко и внятно, но достаточно быстро. Таким образом можно “проверить” названия растений и животных, народы, города, соседние с Россией государства, признаки циклона и антициклона, реки, относящиеся к бассейнам океанов.

11. Разминка. На доске записаны слова по изучаемой теме.

При указании на слова одной темы ученики выполняют какое- либо движение: приседают, поднимают руки вверх, опускают вниз и т.д.

Например: Эоловые формы рельефа - руки вверх, текучих вод - потрясти кистями, ледниковые - опустить вниз. Читаю: овраг, дюна, бараний лоб, бархан, балка, морена…

Так можно проверить знание языковых семей или групп, состав межотраслевых комплексов, особенности разных видов транспорта: воздушный, водный, сухопутный.

12. Ориентирование. В 6 классе при изучении темы “План и карта” полезно попросить учащихся встать и повернуться в ту или иную сторону горизонта или азимута.

13. Ванька-встанька.. Если нужно запомнить какой-либо цифровой материал, то можно попросить учеников: приседайте столько раз, сколько в России часовых поясов.

Наклонитесь столько раз, сколько морей омывают Россию, или сколько природных частей на Урале.Потянитесь столько раз, сколько соседних государств у России.

14. Перекличка. Чтобы проверить знание географической номенклатуры, предложить учащимся задумать название на заданную тему. Учитель называет ответы, учащиеся встают, если прозвучало задуманное слово. Например: задумать по 1 городу - центру черной металлургии. Учитель называет: Новокузнецк, Магнитогорск, Череповец, Липецк, Чусовой и т.д., учащиеся встают за партами. Можно включить и заведомо неправильный ответ. Как среагируют на него учащиеся? Так можно проверить знание городов-миллионеров, города науки, отрасли специализации экономического района, месторождения полезных ископаемых.

А этот комплекс упражнений я позаимствовала из книги Ковалько В.И. “Школа физкультминуток”, но добавила задания по предмету.

Гимнастика для пальчиков

Бинокли.

Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем - получается овал. Одновременно называют отрасли растениеводства, либо географические объекты материка, природного района. Затем ученики смотрят в образовавшиеся бинокли.

Волны.

Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют движение волны. При этом они могут называть течения, части речной долины.

Здравствуйте.

Подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки. При этом могут перечислять географические названия или слова по указанной теме, например: животные или растения сельвы, реки Русской равнины.

Гимнастика для глаз

Север-юг, запад-восток.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Покорчим рожи.

Изобразить мордочки различных животных, обитаемых на материке.

Рисование носом.

Посмотреть на контур материка, острова, моря, экономического района. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.

Раскрашивание.

Представьте белый контур материка. Мысленно раскрасьте разным цветом природные зоны материка. Раскрашивать не торопясь, не допуская пробелов.

Круг.

Представить большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. При этом можно мысленно называть соседей экономического района или повторить береговую линию какого-либо материка.

Квадрат.

Представить квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Можно предложить детям придумать аналогичные задания самим. Эти физкультминутки органично связаны с изучаемым материалом, не теряется логика урока. Они занимают немного времени. Вместе с тем развивают память, внимание, воображение. Снимают физическое и эмоциональное напряжение. Повышают работоспособность. Не допускают переутомления. Благодаря им на уроке происходит смена видов деятельности. Их можно проводить с учащимися любого возраста. А для учителя это простор для развития фантазии.

Физкультминутка для тинейджеров 4-6 классов
(читается в стиле “Рэп”)

Ну-ка, школьник,
Хватит сидеть.
Время пришло
Встать, чуть вспотеть.

Шею потянуть,
Плечи поднять,
Круговыми движениями
Лопатки сжать.

Руки в стороны
Разведи,
Шире грудью
Воздух вбери.

В наклонах мышцам
Нагрузку дай,
Движение-жизнь,
Почувствуй кайф.

Мысленно противнику
Удар нанеси,
Выплесни энергию,
Себя спаси.

А слабо пальцами
Одной руки
Достать ботинок
Другой ноги.

Ноги - пружины,
В теле - благодать,
Еще бы неплохо
Присесть и встать.

В конце потянись,
Сон развей,
И до конца урока
Будет все о, кей![2]

Использованная литература:

1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - Москва: Вако, 2005.

2. Физкультминутки для учителя и ученика: методическое пособие. - 2-е изд. Испр и доп. - Пермь: Издательство ПОИПКРО, 2004.