Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Я всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то и укреплению здоровья детей.

Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах мёда, овощей и фруктов, орехов и ягод. Я рассказываю детям о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями, осуществляем профилактику авитаминоза. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека. Во время работы над задачами № 5, № 6 на странице 17 из учебника “Математика” для 2 класса (авторы Моро М. И., Бантова М. А. и др.), я рассказываю ученикам о том, что прыжки в длину и через скакалку укрепляют мышцы ног, рук, спины и брюшного пресса, тренируют сердечную мышцу, повышают выносливость организма и общую работоспособность человека. После анализа и решения задачи № 4 на странице 39 того же учебника мы с детьми вспоминали свои прогулки и экскурсии в лес (парк) и говорили о том, какую пользу они приносят нашему здоровью. Задачи №,№ 5, 6, 7 стр. 41 и № 3 стр.42 выше названного учебника позволяют мне напомнить второклассникам о том, что утренняя зарядка, спортивные игры и состязания необходимы для того, чтобы мы были крепкими, сильными, выносливыми и красивыми. В 3 и 4 классах, когда мои ученики решают задачи на движение, я говорю им о том, что пешие, лыжные, велосипедные прогулки, а также верховая езда закаляют наш организм и укрепляют здоровье (идет тренировка и укрепление мышц, активное снабжение кислородом клеток всего организма, профилактика гиподинамии).

Для уроков русского языка я тщательно подбираю упражнения, которые позволяют мне решать не только обучающие задачи, но и задачи сохранения здоровья моих учеников. Я обращаю внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье. Прививать ученикам навыки здоровьесбережения мне помогают пословицы, соответствующие данной теме, которые я постоянно использую в своей работе (Приложение 1).

Уроки литературного чтения также дают мне широкие возможности воспитывать у школьников чувство ответственности за своё здоровье и приучать их вести здоровый образ жизни.

При работе над произведениями “Бедный принц” А.К. Куприна и “Зимний дуб” Ю.М. Нагибина (Лазарева В.А. Литературное чтение: учебник для 4 класса), я учила детей воспринимать природу как лечебницу, как источник бодрости, радости и счастья. После прочтения стихотворемы “Витамин роста” О.Е. Григорьева я говорила детям о том, что растущий организм нуждается в витамине А - витамине роста, большое количество которого содержатся в свежей моркови, поэтому детям необходимо употреблять её в больших количествах.

Но наибольшим потенциалом для формирования навыков здоровьесбережения обладает учебный предмет “Окружающий мир”. Содержание указанного курса обеспечивает младших школьников полными знаниями об организме человека, которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни. На уроках окружающего мира закладывается фундамент здоровых привычек и здорового образа жизни.

В учебнике для 4 класса “Мы и окружающий мир” (авторы: Дмитриева Н. Я., казаков А. Н.) раздел “Человек познаёт самого себя” объединяет темы: “Тело человека”, “Опорно-двигательная система”, “Кожа”, “Правила гигиены”, “Режим труда и отдыха”, “Физкультура и спорт”, “Лекарственные растения”, “Первая помощь при переломах и порезах”, “Техника и человек”. На уроках окружающего мира мои ученики знакомятся не только со строением и работой нашего организма, но и узнают о влиянии на него отрицательных последствий деятельности человека.

Предлагаю Вашему вниманию фрагмент урока, на котором я прививаю своим ученикам полезные привычки и навыки благотворного воздействия на организм с целью поддержания двигательной и умственной активности.

Фрагмент урока по теме “Живые рычаги”

Окружающий мир. 4 класс (по системе Л. В. Занкова)

Классу демонстрируется запись пословицы (можно на слайде):

Здоровый человек не тот, кто в детстве прыгает, а тот, кто под старость бегает.

Учитель. Прочитайте пословицу и объясните, как понимаете её смысл.

Ученик. Человека можно назвать здоровым, если он дожил до старости и всё ещё может бегать, прыгать, быстро ходить и что-то делать.

Ученица. Если человек преклонного возраста может быстро двигаться, сам поднимается по лестнице, выполняет различную работу, то его можно назвать здоровым человеком.

Ученик. Если ребёнок бегает, прыгает, резвится, танцует, то это ещё не значит, что когда он станет взрослым, будет здоровым человеком.

Учитель. Вы правы, человека, который достиг преклонного возраста и сохранил двигательную активность, мы уверенно можем назвать здоровым человеком.

- А что позволяет человеку совершать различные движения?

Ученик. Кости скелета!

Ученица. Не только кости, они сами по себе не могут совершать движения. Им помогают мышцы: сокращаясь и расслабляясь, они и заставляют кости двигаться.

Учитель. Я согласна с вами. Благодаря костям и мышцам мы совершаем движения и выполняем любую работу.

- Про какие части тела можно сказать: “Это наши труженицы!”

Ученики. Руки!

Учитель. Почему вы так считаете?

- Какую работу Вы умеете делать с помощью рук?

(Руками можно вышивать, шить, вязать, рисовать, писать, при этом ноги могут не участвовать в работе)

Учитель. Рукам с рожденья нет покоя. Человек своими руками может сделать очень много прекрасных дел, и чтобы они не уставали, были крепкими и сильными, а пальцы быстрыми и ловкими в движении им надо помогать. Для этого мы должны хорошо их знать.

- Сейчас вам предстоит добыть новые знания о скелете пальцев рук на основе своих наблюдений.

Положите руки на стол ладонями вверх. Сгибайте и разгибайте пальцы. Обратите внимание, в каких местах каждый пальчик сгибается и разгибается.

Учитель. Большой палец сколько имеет сгибов?

Дети. Большой палец только в одном месте сгибается и разгибается.

Учитель. Пошевелим большим пальцем ещё и убедимся в этом.

- Что можете рассказать об остальных пальцах?

Ученик. Остальные пальцы сгибаются и разгибаются в двух местах.

Учитель. Исследуйте пальцы каждой руки, надавливая и поглаживая вдоль каждого из них.

- Расскажите о том, что вы чувствуете внутри каждого пальчика.

Ученик. Я чувствую, что пальцы внутри твёрдые, значит там кости.

Учитель. По толщине каждый палец одинаковый или нет?

Ученица. На сгибах пальцев кости толще, чем в других местах.

Учитель. Там, где пальцы сгибаются и разгибаются, соединяются косточки подвижными суставами. Утолщения на пальцах вы чувствуете там, где находится сустав.

- Сколько суставов у большого пальца? (Один сустав)

- Значит, в скелете большого пальца сколько косточек? (Две косточки)

- Сколько суставов у других пальцев? (По два сустава)

- Значит, сколько косточек в скелете этих пальцев? (По три косточки)

Учитель. Когда вы исследовали свои пальчики, вы надавливали на них, поглаживали. Как называются такие движения?

Ученик. Я знаю! Это массаж. Мне мама часто делает массаж спины. Она поглаживает спину, постукивает, перекатывает и прищипывает кожу.

Учитель. Значит, вы сейчас тоже массажировали пальцы рук. Массаж любой части тела снимает напряжение, усталость, восстанавливает двигательную активность и оздоравливает весь наш организм. Повторим эти движения.

Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая.

Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга. Обратите внимание на то, как большой палец возвышается над другими, когда они сжаты в кулак, – как голова над нашим туловищем. Это поможет вам запомнить связь большого пальца с головным мозгом. Массаж указательного пальца улучшает работу желудка; среднего пальца - кишечника и позвоночника, безымянного – печени, а массаж мизинца помогает работе сердца. Зная это, вы сможете помочь себе в некоторых ситуациях.

Например, на контрольной работе тщательно помассируйте большой палец. Мозг будет лучше работать и поможет вам быстрее найти правильное решение.

Если вы плотно пообедали или поужинали, помассировав указательный палец, вы улучшите работу желудка. Ему будет легче переваривать пищу, он быстрее справится со своей работой.

Когда ваше сердце учащённо бьётся после сильного эмоционального напряжения или физических нагрузок, помассировав мизинец, вы поможете сердцу быстрее успокоиться и начать работать в привычном ритме.

После массажа встряхните кисти рук, словно сбрасываете с них капельки воды. Делайте дома такой массаж в свободное время и оздоравливайте свой организм.

Таким образом, на каждом уроке я стараюсь давать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё здоровье и благоговения перед жизнью. Довожу до сознания детей мысль о том, что если они хотят жить долго и счастливо, то должны выбирать здоровый образ жизни.