Роль исследователя позволяет ребёнку в игровой форме заниматься довольно сложной для него аналитической деятельностью, заполнять таблицы, выбирать примеры. Он с радостью делает то, что никогда не стал бы делать не в игровой ситуации.
Творческие принципы данного урока:
- Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
- Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
- Развитие функции общения на уроке как обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального настроя.
Задачи урока:
- Образовательные:
- закрепить знания учащихся о горных породах и минералах;
- ввести новые понятия: «полезные ископаемые», «месторождение»;
- познакомить со значением полезных ископаемых для человека;
- познакомить детей с полезными ископаемыми Воронежской области, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
- Развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать, и делать выводы;
- развивать мыслительную деятельность через решение проблемы.
- Воспитательные:
- прививать любовь к родному краю;
- формировать коллективизм, сплочённость.
Оборудование: учебники, хрестоматии,
тетради для самостоятельных работ, словарь,
электронный справочник «Большая энциклопедия
Кирилла и Мефодия»;
коллекция полезных ископаемых, отдельные
образцы полезных ископаемых; материал для
деления уч-ся на группы (пиктограммы, компьютер,
лупы); установка мультимедиа.
ХОД УРОКА
1. Эмоциональный настрой
– Дети, вам тепло? (Да)
– В классе светло? (Да)
– Прозвенел уже звонок? (Да)
– Уже закончился урок? (Нет)
– Только начался урок? (Да)
– Хотите учиться? (Да)
– Значит можно всем садиться…
2. Актуализация знаний учащихся
– Сегодня мы с вами продолжаем исследовать
тему: «Тайны недр земли».
– Что мы уже знаем по этой теме? (В ходе беседы
заполняется таблица).
– Задайте по теме вопросы, на которые вы в данный
момент хотели бы получить ответ. На некоторые
вопросы постараемся ответить в течении урока.
1. Мы уже знаем по этой теме?
Горные породы: магматические и осадочные. |
2. Что бы хотелось узнать? Какие
тайны хранят недра нашего родного края? |
3. Формулировка темы урока
– Назовём горные породы и минералы, разгадав
кроссворд (Презентация
прилагается, кроссворд взят из материалов
Интернета): 1 – гранит, 6 – известняк, 5 –
железо, 8 – глина, 9 – уголь, 3 – песок, 4 – торф, 2 –
алюминий, 7 – нефть.
– На основе подсказок кроссворда и ваших
знаний, можете ли сказать, как и где их использует
человек? (Ответы детей)
– Можно ли сказать, что горные породы и минералы
приносят пользу человеку?
– Как иначе их можно назвать? (полезные
ископаемые) – слайд заголовка.
4. Создание проблемной ситуации
– С каждым годом растёт потребность людей в
полезных ископаемых. Поэтому необходимо вести
разведку месторождений полезных
ископаемых. Что означает слово «месторождение»
узнайте из словаря (Поиск и ответ детей).
– Зачем нужно заниматься разведкой
месторождений?
– Кто этим занимается, люди какой профессии? (Геологи)
– О профессии нам расскажет Лиза (Подготовленное
сообщение, Приложение №1).
5. Постановка проблемы исследования
– Как вы думаете, в нашей Курганской области
есть полезные ископаемые?
– А знаем ли мы какие?
– Сегодня мы попробуем вести разведку полезных
ископаемых нашего Катайского района.
6. Определение темы исследования
– Тема нашего исследования «Полезные
ископаемые Катайского района».
– Сегодня вы выступите в роли учёных – геологов.
7. Исследование
1-й этап – работа по карте
– Перед вами карта Курганской области, которая была составлена по разведкам геологов в 1983 году. На ней условными знаками обозначены месторождения полезных ископаемых, которые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйственных нуждах.
Динамическая пауза
– Подойдём и рассмотрим, какие полезные
ископаемые были обнаружены до 1983 года на
территории нашего края? (Пески строительные,
торф, трепелы)
– Прошло почти 30 лет изменилось ли что-то?
Выскажите ваши предположения?
2-й этап – сообщение профессора Институт геологии и геохимии им. академика А.Н. Заварицкого УрО РАН (г. Екатеринбург)
Доклад подготовленного ученика – (Приложение №4)
3-й этап – задания по группам
– Сейчас век новых технологий –исследование
можно вести и через космические спутники. Вот так
выглядит сейчас карта полезных ископаемых
Курганской области, помещённая в Интернете (Приложение №6, Презентация
и бумажный вариант у каждой группы).
Рассмотрите на карте, где располагается наш
Катайский район.
Изучив карту и сравнив с картой 1983 года,
выясните, что изменилось в найденных
месторождениях полезных ископаемых Катайского
района за это время. Затем, выбрав любое полезное
ископаемое нашего района, постарайтесь собрать о
нём самую полную и достоверную информацию по
плану, распределив работу в группе и используя
подсказки – пиктограммы (Приложение
№7).
4-й этап – план сбора информации
- Разгадай загадку (Приложение №2)
- Найди полезное ископаемое в коллекции.
- Дай название полезному ископаемому.
- Найди условное обозначение полезного ископаемого (Приложение №3).
- Собери основные сведения о нём.
- Расскажи об основных свойствах по плану (Приложение №5) и где они применяются.
- Найди и обозначь на карте месторождение полезного ископаемого.
- Объясни, в какой отрасли и как используется человеком.
– Вспомним работу в группах: выбираем ответственного; отбираем подсказки, с которыми будем работать; распределяем задания по подсказкам и плану; собираем информацию, кратко фиксируя на листочки; распределяем собранную информацию по плану; выбираем лидера, который защитит ваш продукт; защита исследования.
5-й этап – исследование полезного ископаемого
Работа в группах по 5-6 человек, распределив обязанности по интересам и способностям. Сбор информации при помощи пиктограмм (спроси у специалиста, подумай, выясни из беседы с другим человеком, обратись к книге, узнай из компьютера, пронаблюдай, проведи опыт.Во время исследования ученики могут свободно двигаться по классу в поисках необходимой информации (подойти к карте, компьютеру, учителю, к столу для проведения опытов и т.д.
6-й этап – защита продукта
Лидер группы выходит к доске, отмечает на карте Курганской области месторождение полезного ископаемого при помощи нарисованного значка, показывает ископаемое и делится со слушателями собранной информацией.
8. Подведение итогов. Подтверждение гипотезы
– Ответили ли мы на поставленные в начале урока вопросы? Мы провели разведку полезных ископаемых Катайского района. Подтвердилось ли наше предположение, что выявились месторождения новых полезных ископаемых? Откуда это видно? (По условным обозначениям на карте).
9. Рефлексия
– Вот так от урока к уроку постепенно мы
открываем тайны недр земли, а значит, становимся
умнее, а главное любознательнее. В течение урока
вы были учёными-геологами. Какие открытия вы
сделали на уроке? Мы научились вести наблюдение,
анализировать, сравнивать и делать выводы.
Выбери утверждение (Презентация):
- Все понял.
- Ничего не понял.
- Интересно.
- Скучно.
- Однообразно.
- Запомню надолго.
- Отлично.
- Неинтересно
– Большое спасибо ребятам за работу на уроке!!!
Литература:
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир 3 класс: Учебник. 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2007.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Хрестоматия – М.: Академкнига/Учебник, 2007.
- Словарь Ожегова.
- Большая энциклопедия для школьника. Издательство «Олма-Пресс» 1999 г
- Катайск. Новые времена – Курган: Издательство «Зауралье» 2009 г. – 416 с.
- Электронный справочник «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003» (8 CD).