Урок-исследование в 3-м классе "Полезные ископаемые Катайского региона" по курсу "Окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


Роль исследователя позволяет ребёнку в игровой форме заниматься довольно сложной для него аналитической деятельностью, заполнять таблицы, выбирать примеры. Он с радостью делает то, что никогда не стал бы делать не в игровой ситуации.

Творческие принципы данного урока:

  • Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
  • Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
  • Развитие функции общения на уроке как обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального настроя.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • закрепить знания учащихся о горных породах и минералах;
    • ввести новые понятия: «полезные ископаемые», «месторождение»;
    • познакомить со значением полезных ископаемых для человека;
    • познакомить детей с полезными ископаемыми Воронежской области, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
  • Развивающие:
    • развивать умение анализировать, сравнивать, и делать выводы;
    • развивать мыслительную деятельность через решение проблемы.
  • Воспитательные:
    • прививать любовь к родному краю;
    • формировать коллективизм, сплочённость.

Оборудование: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельных работ, словарь, электронный справочник «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
коллекция полезных ископаемых, отдельные образцы полезных ископаемых; материал для деления уч-ся на группы (пиктограммы, компьютер, лупы); установка мультимедиа.

ХОД УРОКА

1. Эмоциональный настрой

– Дети, вам тепло? (Да)
– В классе светло? (Да)
– Прозвенел уже звонок? (Да)
– Уже закончился урок? (Нет)
– Только начался урок? (Да)
– Хотите учиться? (Да)
– Значит можно всем садиться…

2. Актуализация знаний учащихся

– Сегодня мы с вами продолжаем исследовать тему: «Тайны недр земли».
– Что мы уже знаем по этой теме? (В ходе беседы заполняется таблица).
– Задайте по теме вопросы, на которые вы в данный момент хотели бы получить  ответ. На некоторые вопросы постараемся ответить в течении урока.

1. Мы уже знаем по этой теме?

Горные породы: магматические и осадочные.
Как разрушаются горные породы.
Что такое минералы.

2. Что бы хотелось узнать?

Какие тайны хранят недра нашего родного края?
Кто ищет горные породы и как?
Где и как человек использует горные породы и минералы?

3. Формулировка темы урока

– Назовём горные породы и минералы, разгадав кроссворд (Презентация прилагается, кроссворд взят из материалов Интернета): 1 – гранит, 6 – известняк, 5 – железо, 8 – глина, 9 – уголь, 3 – песок, 4 – торф, 2 – алюминий, 7 – нефть.
– На основе подсказок  кроссворда и ваших знаний, можете ли сказать, как и где их использует человек? (Ответы детей)
– Можно ли сказать, что горные породы и минералы приносят пользу человеку?
– Как иначе их можно назвать? (полезные ископаемые) – слайд заголовка.

4. Создание проблемной ситуации

– С каждым годом растёт потребность людей в полезных ископаемых. Поэтому необходимо вести разведку месторождений полезных ископаемых. Что означает слово «месторождение» узнайте из словаря (Поиск и ответ детей). 
– Зачем нужно заниматься разведкой месторождений? 
– Кто этим занимается, люди какой профессии? (Геологи)
– О профессии нам расскажет Лиза (Подготовленное сообщение, Приложение №1).

5. Постановка проблемы исследования

– Как вы думаете, в нашей Курганской области есть полезные ископаемые?
– А знаем ли мы какие?
– Сегодня мы попробуем вести разведку полезных ископаемых нашего Катайского района.

6. Определение темы исследования

– Тема нашего исследования «Полезные ископаемые Катайского района».
– Сегодня вы выступите в роли учёных – геологов.

7. Исследование

1-й этап – работа по карте

– Перед вами карта Курганской области, которая была составлена по разведкам геологов в 1983 году. На ней условными знаками обозначены месторождения полезных ископаемых, которые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйственных нуждах.

Динамическая  пауза

– Подойдём и рассмотрим, какие полезные ископаемые были обнаружены до 1983 года на территории нашего края? (Пески строительные, торф, трепелы)
– Прошло почти 30 лет изменилось ли что-то? Выскажите ваши предположения?

2-й этап – сообщение профессора Институт геологии и геохимии им. академика А.Н. Заварицкого  УрО РАН  (г. Екатеринбург)

Доклад подготовленного ученика – (Приложение №4)

3-й этап – задания по группам

– Сейчас век новых технологий –исследование можно вести и через космические спутники. Вот так выглядит сейчас карта полезных ископаемых Курганской области, помещённая в Интернете (Приложение №6, Презентация и бумажный вариант у каждой группы). Рассмотрите  на карте, где располагается наш Катайский район.
Изучив карту и сравнив с картой 1983 года,  выясните, что изменилось в найденных месторождениях полезных ископаемых Катайского района за это время. Затем, выбрав любое полезное ископаемое нашего района, постарайтесь собрать о нём самую полную и достоверную информацию по плану, распределив работу в группе и используя подсказки – пиктограммы (Приложение №7).

4-й этап – план сбора информации

  1. Разгадай загадку (Приложение №2)
  2. Найди полезное ископаемое в коллекции.
  3. Дай название полезному ископаемому.
  4. Найди условное обозначение полезного ископаемого (Приложение №3).
  5. Собери основные сведения о нём.
  6. Расскажи об основных свойствах по плану (Приложение №5) и где они применяются.
  7. Найди и обозначь на карте месторождение полезного ископаемого.
  8. Объясни, в какой отрасли и  как используется человеком.

– Вспомним работу в группах: выбираем ответственного; отбираем подсказки, с которыми будем работать; распределяем задания по подсказкам и плану; собираем информацию, кратко фиксируя на листочки; распределяем собранную информацию по плану; выбираем лидера, который защитит ваш продукт; защита исследования.

5-й этап – исследование полезного ископаемого

Работа в группах по 5-6 человек, распределив обязанности по интересам и способностям. Сбор информации при помощи пиктограмм (спроси у специалиста, подумай, выясни из беседы с другим человеком, обратись к книге, узнай из компьютера, пронаблюдай, проведи опыт.Во время исследования ученики могут свободно двигаться по классу в поисках необходимой информации (подойти к карте, компьютеру, учителю, к столу для проведения опытов  и т.д.

6-й этап – защита продукта

Лидер группы выходит к доске, отмечает на карте Курганской области месторождение полезного ископаемого при помощи нарисованного значка, показывает ископаемое и делится со слушателями собранной информацией.

8. Подведение итогов. Подтверждение гипотезы

– Ответили ли мы на поставленные в начале урока вопросы? Мы провели разведку полезных ископаемых Катайского района. Подтвердилось ли наше предположение, что выявились месторождения новых полезных ископаемых? Откуда это видно? (По условным обозначениям на карте).

9. Рефлексия

– Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны недр земли, а значит, становимся умнее, а главное любознательнее. В течение урока вы были учёными-геологами.  Какие открытия вы сделали на уроке? Мы научились вести наблюдение, анализировать, сравнивать и делать выводы.
Выбери утверждение (Презентация):

  • Все понял.
  • Ничего не понял.
  • Интересно.
  • Скучно.
  • Однообразно.
  • Запомню надолго.
  • Отлично.
  • Неинтересно

– Большое спасибо ребятам  за работу на уроке!!!

Литература:

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир 3 класс: Учебник. 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2007.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир знакомый  и загадочный. 3 класс: Хрестоматия – М.: Академкнига/Учебник, 2007.
  3. Словарь Ожегова.
  4. Большая энциклопедия для школьника. Издательство «Олма-Пресс» 1999 г
  5. Катайск. Новые времена – Курган: Издательство «Зауралье» 2009 г. – 416 с.
  6. Электронный справочник «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003» (8 CD).