Если ты знаешь средство укрепить
тело, закалить волю, облагородить сердце,
изощрить ум и уравновесить рассудок - значит ты
воспитатель.
Ш. Летурно.
Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.
Цель воспитания в начальной школе - создание условий для развития личности ученика.
А личность, на мой взгляд, должна быть:
- свободной, то есть способной к самореализации;
- гуманной, то есть способной на милосердие, доброту, сострадание;
- духовной (испытывающей потребность в познании и самопознании; стремящейся к красоте и поиску смысла жизни);
- творческой, то есть развивающая способности, интеллект; испытывающая потребность в знаниях;
- практической (трудолюбивой, знающей народные обычаи; владеющей хорошими манерами; ведущей здоровый образ жизни).
Исходя из основной цели, ставлю следующие задачи:
- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- развивать познавательную активность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Следуя вышесказанному в воспитательной работе, определяется несколько направлений.
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Цель: создание целостной системы духовно-нравственного воспитания школьника на основании традиций православной культуры с учетом социальной адаптации.
Основные задачи в реализации данного направления воспитательной работы
- содействовать формированию духовно- нравственной позиции школьников;
- воспитывать любовь к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры;
- воспитывать любовь и уважение к родной семье;
- воспитывать уважение к личности независимо от национальной принадлежности;
- умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, мировоззрения и религиозные традиции;
- воспитывать любовь к родной школе, уважение к ее традициям;
- приобщение ребят к миротворческой деятельности, воспитание чувства милосердия, сострадания.
Практическая деятельность.
- взаимодействие и сотрудничество с музеем Балтийского флота;
- организация и проведение круглых столов, конференций, посвященных добровольному служению обществу во имя мира;
- организация посильной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, педагогического труда, пожилым людям;
- участие в акциях милосердия. В течение учебного года ребята принимают участие в сборе вещей, книг, игрушек для детей из малообеспеченных семей, оказывают посильную помощь престарелым людям (покупка лекарств, продуктов), посещение больных.
- классные часы: "Рождество Пресвятой Богородицы", "Воздвижение Креста Господня", "Покров Пресвятой Богородицы.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Главным здесь является воспитание уважения к истории и культуре своего народа, национальным святыням, любовь к родной земле, чтобы обогатить души детей и пробудить желании быть полезными Родине.
Ведущие идеи:
- воспитание уважения к Отечеству и гордость за него;
- воспитание юного гражданина на традициях русской национальной культуры;
- воспитание чувства укорененности на Российской земле;
- участие в патриотических праздниках.
Практическая деятельность.
- подготовка и проведение классных часов, этических бесед;
- проведение мероприятий, посвященных памятным датам;
- встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда, проведение уроков Мужества;
- празднование "Дня Защитника Отечества", Дня Победы", "Дня Города", "Дня космонавтики", проведение военно-спортивной игры "Зарница";
- изучение государственной символики;
- цикл лекций и бесед об истории Страны, показ видеофильмов;
- изучение биографии великих людей.
Неоднократно команда нашего класса становилась победителем в военно-спортивной игре "Зарница".
Мои ученики принимают активное участие в подготовке и проведении патриотических праздников, оформлении выставок рисунков, готовят подарки для ветеранов, участвуют в уборке Братской могилы, акциях "Милосердие", "Поздравление ветеранов".
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Популяризация художественно-эстетического творчества учащихся, развитие их творческих способностей и художественного вкуса, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.
Практическая деятельность
- конкурсы творческих работ, рисунков, плакатов, коллективные творческие дела, выпуск газет;
- экскурсии в Дом детского творчества, музыкальную школу, художественную школу, на художественные выставки, музей "Янтаря", Драматический театр, театр на Бассейной.
- концерты классической музыки и т. д.;
- организация и проведение утренников и праздников "Путешествие в Золотое царство", " Новогодняя сказка", " Три белых коня", "Праздник цветов", "В гостях у сказки", "Осень, осень, милости просим!", "Лето. Приглашение на День рождения", "Прощание с начальной школой", с изготовлением открыток, сувениров;
- участие в школьных, окружных, областных выставках декоративно-прикладного творчества учащихся и конкурсах рисунков;
- участие в конкурсах чтецов;
- помощь в оформлении классного кабинета, школы к праздникам.
ЗДОРОВЬЕ.
Проведение мероприятий по формированию культуры сохранения и совершенствования здоровья, знакомство детей с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья - это основное при организации работы в этом направлении.
Работая по данному направлению, организовываю участие моих воспитанников в таких мероприятиях как:
- цикл профилактических бесед (с приглашением школьного медицинского работника, родителей, работающих в сфере здравоохранения);
- месячник "Мы чистюли";
- Дни здоровья;
- участие в легкоатлетических кроссах, спортивных играх, "Веселых стартах"; занятия в спортивных кружках;
- праздники "Хорошая, полезная и вкусная еда - здоровью вашему поможет всегда"; - праздник "Русские богатыри"; "Помни правила движения, как таблицу умножения"
- ежедневная утренняя зарядка, динамическая пауза и физкультминутки;
- игры на свежем воздухе;
- весенние и осенние походы в лес;
- часы общения: "Мой режим дня", "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях", "Ребенок и улица", "Осторожно - гололед";
- классные часы: "Пожарная безопасность", "Азбука дорожных знаков" (с приглашением работников Противопожарной службы и работников ГИБДД);
- спортивные праздники с участием родителей "Папа, мама, я - спортивная семья".
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Главное здесь создать условия для продвижения детей в интеллектуальном развитии; формировать интеллектуальную культуру, развивать кругозор и любознательность.
Ведущие идеи:
- создание условий для самореализации ребят;
- получение знаний в области науки, культуры, истории;
- привитие культуры умственного труда;
- привитие культуры поведения;
- развитие творческих способностей;
- участие в конкурсах и олимпиадах "Математический КВН", "Ты наш друг, родной язык" (КВН по русскому языку в 3-м классе), "Брейн-ринг по русскому языку".
Общее развитие школьника обогащает его духовную жизнь, усиливает потребность в познании.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Задачи: приобщение детей к общественно-полезному труду, воспитание в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда.В этом направлении я предлагаю детям следующие виды деятельности:
- дежурство по классу, школе:
- уборка школьной территории;
- озеленение школьного двора;
- помощь в озеленении двора местного храма;
- экскурсии на предприятия;
- часы общения "Кем быть", "Профессия моих родителей".
Большое значение имеет трудовое воспитание. Дежурство по школе - не простая формальность, а очень ответственное и не простое дело, так как дежурные в течение всего дня должны следить за поддержанием чистоты и порядка во всех школьных помещениях. В конце "рабочего" дня дежурные обходят классы и оценивают их чистоту и порядок. Оценки выносят на школьный "Экран чистоты и порядка", который находится на доске объявлений. Тот класс, который в течение всей недели поддерживал порядок и чистоту на должном уровне, получают вымпел.
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА "ШКОЛА - СЕМЬЯ".
Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности - является главным при построении работы в этом направлении.
Практическая деятельность.
- тематические родительские собрания;
- анкетирование;
- круглые столы, лектории;
- посещение квартир;
- организация и проведение совместных с детьми мероприятий;
- индивидуальные консультации, беседы.
Главными помощниками в проведении воспитательной работы являются родители, бабушки и дедушки моих учеников.
"Мамин день".
Главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив.
Только наша совместная деятельность может содействовать воспитанию личности, которую отличает духовное и физическое здоровье. В моем представлении семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья - это наследница нравственных и духовных ценностей, созданных дедами и прадедами.
В течение года с родителями проводятся индивидуальные беседы, консультации, заседания родительского комитета. Совместно с членами родительского комитета мы посещаем квартиры обучающихся. Родители частые гости в моем классе. Мы решаем, как лучше освоить ту или иную школьную высоту, как провести праздники, какие интересные и познавательные экскурсии организовать.
"Папа, мама, я - спортивная семья".
Формы участия родителей в жизни класса и школы очень разнообразны: это родительские собрания, посещение уроков и внеклассных мероприятий, участие в подготовке и проведении праздников, в постановке спектаклей, организации экскурсий, выставок. Активное участие принимают родители в проведении исследовательской деятельности, реализации социальных и творческих проектов. Родители моих учеников - инициаторы многих интересных дел. Уже традиционными стали праздники Папа, мама, я - спортивная семья", "Люблю тебя, моя Россия", "День именинника", "Мамин праздник" и т. д. В классе много наглядных пособий, таблиц, памяток, выполненных руками родителей.
Видя такое неравнодушное отношение родителей, их поддержку и помощь, хочется сделать многое.
Учитывая специфику возраста своих учеников, цели по развитию и воспитанию личности младшего школьника, каждый год корректирую. Я считаю, что только через системный подход к организации жизнедеятельности класса, возможно, обеспечить целостность становления личности воспитанника.
Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников.
Я пытаюсь вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.
Класс подразделяется на министерства:
- "Добрых и полезных дел" (духовно-нравственное, декоративно-прикладное, трудовое направления).
- "Преображение души и ума" (интеллектуально- познавательное направление).
- "Туризма и спорта" (военно-патриотическое, краеведческое, спортивное направления).
- "Артисты и летописцы" (нравственно-эстетическое направление)
Тут детям предлагалась игровая ситуация: "кем ты хочешь быть в министерстве?" Для того чтобы ребятам было проще сделать этот выбор, список работников министерств было наглядно представлено. Прошли выборы актива класса и ребятам, удалось легко сделать выбор.
Благодаря слаженной работе ученического коллектива, коллектива родителей и классного руководителя класс имеет высокие достижения в коллективных мероприятиях разного уровня.
Я могу считать себя счастливым человеком потому, что у меня в моей любимой и важной работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы.
Во-первых, это прекрасные традиции нашей гимназии. Второй опорой для меня всегда были родители моих учеников. Без них я не смогла бы состояться как классный руководитель.