Правописание гласных после шипящих

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить и повторить тему;
  • формировать навыки правописания и самоконтроля;
  • совершенствовать навыки письма;
  • прививать любовь к родному языку;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • развивать речь, мышление;
  • прививать любовь к природе.

Оборудование: картинка поезда, картинки животных (медведь, собака, заяц, лисица), памятки-билеты «Жи и ши – пиши через и», «Ча и ща – пиши через а», «Чу и щу – пиши через у».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель приветствует учеников, настраивает их на урок.

Учитель: Здравствуйте, дети! Начинаем наш урок. Проверьте, пожалуйста, все ли готово у вас к уроку? (Перечисляются необходимые принадлежности).

II. Сообщение темы урока

Учитель: Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде до станции Чащино, где будем повторять правописание гласных после шипящих. Вот мы и на вокзале. Нам нужны билеты, но проводник говорит, что билеты получат только те, кто красиво напишет букву Чч. Посмотрите на доску.

III. Минутка чистописания

Чч      Чч
чулан, чудо, Чащино, чайник

– Какое слово лишнее? Почему?
– Какая орфограмма встречается в этих словах? Подчеркните.

Учитель: Молодцы! Вы все справились с заданием, а значит, все получат билеты.

IV. Словарная работа

Учитель: Посмотрите, сколько у поезда стоит пассажиров! Давайте назовем всех, кто едет в Чащино.

На доске поезд, картинки животных: медведь, собака, заяц, лисица.
Ученики проговаривают новые слова, усаживают «пассажиров» в вагоны.

Учитель: Расставьте ударение в словах, отметьте безударные гласные. Запишем новое словарное слово, оно тоже связано с нашим путешествием (учитель записывает слово, устно делит его на слоги).

Вагон

V. Работа с учебником. Упражнение №134 (Т.Г.Рамзаева)

1. Прочитать построчно.
2. Повторить наизусть.
3. Составить схему предложения.

Учитель: Какая орфограмма встречается? В каких словах? Подчеркните.

VI. Физкультминутка

В окошко мы увидели
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и мы, и ты.
(Наклоны головой влево, вправо)
А в Чащино нам встретятся
И мыши, и ерши,
И ландыши, и белочки,
Чижи, ежи, ужи.
(Повороты туловища влево, направо, наклоны вперед, назад)
Зарядкино! Зарядкино!
Довольна детвора,
Скорее все в вагоны,
Нам дальше в путь пора.
(Прыжки. Тянутся, садятся)

Учитель: Тихо садимся на места.

VII. Закрепление

Учитель: Станция «Чащино». Ребята, мы приехали. Давайте вспомним, как нужно вести себя на природе.
В лесу есть волшебное озеро. Здесь живут звери, птицы, рыбы, растут цветы, в названиях которых мы встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Так какое же это правило?

Жи и ши – пиши через и.
Ча и ща – пиши через а.
Чу и щу – пиши через у.

– Напишем названия животных, цветов на это правило.

Камыши, чаща, ландыши, щука. (Один ученик записывает на доске).

– Мы в лесу, в самой чаще. Запишите предложение (пишут под диктовку): В чаще цветут душистые ландыши.

VIII. Подведение итогов

Учитель: Вот и закончилось наше веселое путешествие, мы с вами повторили правописание гласных после шипящих. На память о поезде у вас останется билет на веселый поезд. Рассмотрите и запомните правило:

Билет на память сохранив,
Помните всегда:
Жи, ши пишите с буквой и!
Чу, щу пишите с буквой у!
Ча, ща пишите с буквой а!

Дети смотрят на памятки-билеты и все вместе громко повторяют правило.