Цель урока: систематизировать и обобщить знания и умения решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки.
Задачи урока:
- познакомить с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова, показать его вклад в развитие России;
- развивать познавательный интерес, рассуждать, мыслить, учить анализировать факты;
- воспитывать умение сотрудничать в паре, группе, уважать чужое мнение.
Оборудование урока: карточки с заданиями, письменные принадлежности, мультимедийная установка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. По отдельным деталям составь высказывание одного из людей
1) человека 4)
а
7) вид
2)
его
5) деяния
3) статую 6)
красит
– Выполни самопроверку:
Порядок самопроверки:
1. Перемножь цифры каждого из чисел, записанных
в домике.
2. К каждому результату прибавь или от каждого
отними число, записанное вне домика.
3. Цифры полученного числа показывают
последовательность расположения данного
фрагмента в высказывании.
«Статую красит вид, а человека деяния его». Пифагор (на доске)
– Объясните смысл.
– Как вы думаете, кому будет посвящен урок?
2. Работа с текстом в парах
– Вставьте пропущенные числа в текст. О каком ученом этот текст?
26 июля 1755 года в Москве был торжественно открыт
Московский университет. Основал его русский
ученый, завоевавший мировую славу. Родился этот
ученый 44 года назад от основания университета, в
… году, в деревне Денисовка Архангельской
области.
В свои … лет (1722 г.) он начал постигать грамоту.
Учился у местного служителя в православной
церкви, прочитал все церковные книги.
Самостоятельно прочитал и выучил «Грамматику»
М.Смотрицкого и «Арифметику» Л.Магницкого.
Через 8 лет, в … году он ушел из дома с рыбным
обозом своих земляков, направлявшихся в Москву.
Ему тогда исполнилось … лет. В следующем году в
Москве стал студентом. Учился около 5 лет. В …
году как самый лучший ученик был отправлен в
Петербург в Академический университет.
Через год был отправлен за границу учиться у
лучших профессоров. За 3 года он выучил языки,
освоил много наук, стал образованным человеком.
Спустя еще 6 лет, в … году стал профессором
Петербургской Академии Наук.
– Проверим, как справились с текстом?
– Какие вопросы возникли у вас при чтении
текста?
– Что бы вы хотели узнать еще о Ломоносове?
Все предложения детей записываются на доску.
– Каким было его детство? Кто были его родители?
– Почему ушел из дома?
– Где и чему обучался в Москве?
– Какие открытия были им сделаны?
– Что им было сделано для развития России?
III. Самостоятельное формулирование темы урока
Знакомство с жизнью и деятельностью
М.В.Ломоносова .
– Ответить на возникшие у вас вопросы помогут
задания, которые вы будете выполнять в группах.
IV. Повторение раннее изученного материала. Работа в группах
1. Детство М.В. Ломоносова
– Отец Ломоносова был крестьянином-помором
(жители русского севера). Он построил большой
корабль «Чайка». Вместе с отцом плавал и
десятилетний Михаил. Жизнь ставила перед
моряками самые разные задачи.
– С решением таких жизненных задач предлагаю
справиться и вам.
1 группа:
«От берега маленького острова к месту лежбища тюленей одновременно в одном направлении на промысел морского зверя отправились две гребные лодки. Скорость первой лодки была 3 мили в час. Артельщикам со второй лодки требовалось опередить первую лодку на 8 миль и достичь лежбища через 4 часа. С какой скоростью должна была двигаться вторая лодка?»
2 группа:
«Чтобы перевезти товары из Архангельска в Пустозерск, купцы платили по 3 денежки за пуд груза. Артельщики подрядились перевезти 24 тюка и 26 ящиков с товаром: всего 5400пудов груза. Масса тюка и ящика одинаковая. Сколько денег запросили артельщики за перевоз всех тюков?»
3 группа:
«В хозяйстве у крестьянина 3 лошади и 4 коровы. Лошади требуется на месяц 9 пудов сена, корове на 12 пудов больше. Сколько пудов сена надо заготовить крестьянину для своих лошадей и коров на 9 месяцев?»
– Прочитайте текст задачи.
– Расскажите, как справились с решением задачи?
– Расскажите, чем приходилось заниматься
Михаилу в детские годы?
– Почему возникли такие задачи?
После выступления каждой группы на доску
прикрепляются опорные слова:
Ловил рыбу, охотился на морского зверя,
перевозил людей и грузы, управлял кораблем,
помогал в заготовке сена на зиму.
2. Годы учебы
1 группа:
«В Москве Михайло Ломоносов стал студентом единственного тогда в России высшего учебного заведения, в котором изучали славянский, греческий, латинский язык, географию, историю, математику, философию и богословие.
– Расшифруй слово, и ты узнаешь название этого учебного заведения.
А 40 240 :
80
К 48 180 :
60
Д 680 * 40
С 720 *
300 Е
2 145 *
16
Я 227 * 32
М 112 000 :
400
И 172 000 : 200
503 | 803 | 503 | 27 200 | 34 320 | 280 | 860 | 7 264 |
2 группа:
– Решите задачу:
«В день студент этого учебного заведения получал алтын кормовых денег, 2/5полученных за год, он тратил на перья и бумагу, треть – на еду ( хлеб и квас). Смог бы он на оставшиеся деньги купить сапоги, которые стоили 3 рубля?»
3 группа:
– Расшифруй слово, и ты узнаешь название страны, где Ломоносов в числе лучших российских студентов изучал химию и горное дело.
М 272 * 36
И
204 *
16 Я
13 608 : 24
А 342 *
25
Е 48 960 :
68
Н 33 885 : 45
Р 745 *
80
Г 15 408 : 36
428 | 720 | 59 600 | 9 792 | 8 550 | 753 | 3 264 | 567 |
– Как называется московское высшее учебное заведение, в котором учился Михайло Ломоносов?
– Что мог позволить купить себе студент этого
учебного заведения?
– В какой стране Михайло Ломоносов продолжил
обучение?
Опорные слова: Академия, географ, историк, математик, философ, перья и бумага, хлеб и квас, Германия, химик, геолог.
3. Великие открытия
– Выполни действия с многозначными числами. Собери слово из двух частей, узнаешь, в каких областях раскрылся талант М.В.Ломоносова.
Опорные слова: художник, астроном, физик, поэт.
4. Химическая лаборатория М.В.Ломоносова
Михаил Васильевич в своей химической лаборатории проводил много опытов, разрабатывал состав стекла, фарфора, которые использовал для своих мозаик. Построил в Усть – Рудицах стекольный завод. Он был поражен невиданным доселе искусством складывания картины из множества кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты.
1 группа.
Инструкция
1. Определите название мозаичной работы М.В.Ломоносова: решите математическое выражение, сопоставьте результат с буквами и запишите название.
2 | 8 | 4 | 6 | 1 | 0 | 7 | 3 | 9 | 7 |
1 | 4 | 2 | 5 | 3 | 1 | 4 | 2 | 3 | 8 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Р | Е | Ы | П | Й | В | Т |
2. Соберите мозаику.
2 группа.
Инструкция.
1. Определите название мозаичной работы М.В.Ломоносова: решите математическое выражение, сопоставьте результат с буквами и запишите название.
1 | 8 | 6 | 2 | 9 | 0 | 2 | 4 | 3 | 4 |
7 | 8 | 5 | 6 | 2 | 9 | 3 | 1 | 6 | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Я | С | П | В | Л | А | О | К | Т |
1 | 3 | 5 | 8 | 9 |
В | И | Б | Т | А |
2. Соберите мозаику.
3 группа.
Инструкция
1. Определите название мозаичной работы М.В.Ломоносова: решите математическое выражение, сопоставьте результат с буквами и запишите название.
2 | 9 | 3 | 6 | 2 | 6 | 4 | 0 | 9 | 8 | 5 | 7 |
1 | 9 | 4 | 8 | 0 | 9 | 3 | 1 | 1 | 8 | 2 | 7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
О | Р | П | А | Е | В | Т | Н |
2. Соберите мозаику
– Прочитайте название мозаичных работ М.В.Ломоносова. Проверьте, правильно ли собрали мозаику.
V. Итог урока. Работа в группах
– Составьте свой рассказ о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, используя текст и опорные слова.
2 | 6 | 2 | 8 | 5 |
2 | 7 | 5 | 3 | 4 |