Урок математики в 4-м классе "Путешествие вместе с М.В. Ломоносовым"

Разделы: Начальная школа


Цель  урока: систематизировать и обобщить знания и умения решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки.

Задачи урока:

  • познакомить с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова, показать его вклад в развитие России;
  • развивать познавательный интерес, рассуждать, мыслить, учить анализировать факты;
  • воспитывать умение сотрудничать в паре, группе, уважать чужое мнение.

Оборудование урока: карточки с заданиями, письменные принадлежности, мультимедийная установка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. По отдельным деталям составь высказывание одного из людей

1) человека         4) а                       7) вид
2) его                  5) деяния
3) статую            6) красит

– Выполни самопроверку:

Порядок самопроверки:

1. Перемножь цифры каждого из чисел, записанных в домике.
2. К каждому результату прибавь или от каждого отними число, записанное вне домика.
3. Цифры полученного числа показывают последовательность расположения данного фрагмента в высказывании.

«Статую красит вид, а человека деяния его».  Пифагор (на доске)

– Объясните смысл.
– Как вы думаете, кому будет посвящен  урок?

2. Работа с текстом в парах

– Вставьте пропущенные числа в текст. О каком ученом этот текст?

26 июля 1755 года в Москве был торжественно открыт Московский университет. Основал его русский ученый, завоевавший мировую славу. Родился этот ученый 44 года назад от основания университета, в … году, в деревне Денисовка Архангельской области.
В свои …  лет (1722 г.) он начал постигать грамоту. Учился у местного служителя в православной церкви, прочитал все церковные книги. Самостоятельно прочитал и выучил «Грамматику» М.Смотрицкого и «Арифметику» Л.Магницкого.
Через 8 лет, в … году  он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву. Ему тогда исполнилось … лет. В следующем году в Москве стал студентом. Учился около 5 лет. В … году как самый лучший ученик был отправлен в Петербург в Академический университет.
Через год был отправлен за границу учиться у лучших профессоров. За 3 года он выучил языки, освоил много наук, стал образованным человеком. Спустя еще 6 лет, в … году стал профессором Петербургской Академии Наук.

– Проверим, как справились с текстом?

– Какие вопросы возникли у вас при чтении текста?
– Что бы вы хотели узнать еще о Ломоносове?

Все предложения детей записываются на доску.

– Каким было его детство? Кто были его родители?
– Почему ушел из дома?
– Где и чему обучался в Москве?
– Какие открытия были им сделаны?
– Что им было сделано для развития России?

III. Самостоятельное формулирование темы урока

Знакомство с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова .
– Ответить на возникшие у вас вопросы помогут задания, которые вы будете выполнять в группах.

IV. Повторение раннее изученного материала. Работа в группах

1. Детство М.В. Ломоносова

– Отец Ломоносова был  крестьянином-помором (жители русского севера).  Он построил большой корабль «Чайка». Вместе с отцом плавал и десятилетний Михаил. Жизнь ставила перед моряками самые разные задачи.
–  С решением таких жизненных задач предлагаю справиться и вам.

1 группа:

«От берега маленького острова к месту лежбища тюленей одновременно в одном направлении на промысел морского зверя отправились две гребные лодки. Скорость первой лодки была 3 мили в час. Артельщикам со второй лодки требовалось опередить первую лодку на 8 миль и достичь лежбища через 4 часа. С какой скоростью должна была двигаться вторая лодка?»

2 группа:

«Чтобы перевезти товары из Архангельска в Пустозерск, купцы платили по 3 денежки за пуд груза. Артельщики подрядились перевезти 24 тюка и 26 ящиков с товаром: всего 5400пудов груза. Масса тюка и ящика одинаковая. Сколько денег запросили артельщики за перевоз всех тюков?»

3 группа:

«В хозяйстве у крестьянина 3 лошади и 4 коровы. Лошади требуется на месяц 9 пудов сена, корове на 12 пудов больше. Сколько пудов сена надо заготовить крестьянину для своих лошадей и коров на 9 месяцев?»

– Прочитайте текст задачи.
– Расскажите, как справились с решением задачи?
– Расскажите,  чем приходилось заниматься Михаилу в детские годы?
– Почему возникли такие задачи?

После выступления каждой группы на доску прикрепляются опорные слова:
Ловил рыбу, охотился на морского зверя, перевозил людей и грузы, управлял кораблем, помогал в заготовке сена на зиму.

2. Годы учебы

1 группа:

 «В Москве Михайло Ломоносов стал студентом единственного тогда в России высшего учебного заведения, в котором изучали славянский, греческий, латинский язык, географию, историю, математику, философию и богословие.

– Расшифруй слово, и ты узнаешь название этого учебного заведения.

А  40 240 : 80                     К 48 180 : 60                         Д 680 * 40  
С  720 * 300                       Е  2 145 * 16                         Я 227 * 32
М 112 000 : 400                 И 172 000 : 200

503 803 503 27 200 34 320 280 860 7 264
               

2 группа:

– Решите задачу:

«В день студент этого учебного заведения получал алтын кормовых денег, 2/5полученных за год, он тратил на перья и бумагу, треть – на еду ( хлеб и квас). Смог бы он на оставшиеся деньги купить сапоги, которые стоили 3 рубля?»

3 группа:

 – Расшифруй слово, и ты узнаешь название страны, где Ломоносов в числе лучших российских студентов изучал химию и горное дело.

М  272 * 36                     И   204 * 16                   Я 13 608 : 24
А  342 * 25                      Е  48 960 : 68                Н 33 885 : 45
Р  745 * 80                      Г  15 408 : 36

428 720 59 600 9 792 8 550 753 3 264 567
               

– Как называется московское высшее учебное заведение, в котором учился Михайло Ломоносов?

– Что мог позволить купить себе студент этого учебного заведения?
– В какой стране Михайло Ломоносов продолжил обучение?

Опорные слова: Академия, географ, историк, математик, философ,  перья и бумага, хлеб и квас, Германия, химик, геолог.

3. Великие открытия

– Выполни действия с многозначными числами. Собери слово из двух частей, узнаешь, в каких областях раскрылся талант М.В.Ломоносова.

Опорные слова: художник, астроном, физик, поэт.

4. Химическая лаборатория М.В.Ломоносова

Михаил Васильевич в своей химической лаборатории проводил много опытов, разрабатывал состав стекла, фарфора, которые использовал для своих мозаик. Построил в Усть – Рудицах стекольный завод. Он был поражен невиданным доселе  искусством складывания картины из множества кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты.

1 группа.

Инструкция

1. Определите название мозаичной работы М.В.Ломоносова: решите математическое выражение, сопоставьте результат с буквами и запишите название.

2 8 4 6 1 0 7 3 9 7
1 4 2 5 3 1 4 2 3 8
                   
                   

 

1 2 3 4 5 6 7
Р Е Ы П Й В Т

 2. Соберите мозаику.

2 группа.

Инструкция.

1. Определите название мозаичной работы М.В.Ломоносова: решите математическое выражение, сопоставьте результат с буквами и запишите название.

1 8 6 2 9 0 2 4 3 4
  7 8 5 6 2 9 3 1 6
                   
                   

 

0 1 2 3 4 5 6 7 8
Я С П В Л А О К Т

 

1 3 5 8 9
В И Б Т А

2. Соберите мозаику.

3 группа.

Инструкция

1. Определите название мозаичной работы М.В.Ломоносова: решите математическое выражение, сопоставьте результат с буквами и запишите название.

2 9 3 6 2 6 4 0 9 8 5 7
1 9 4 8 0 9 3 1 1 8 2 7
                       
                       

 

1 2 3 4 5 6 7 8
О Р П А Е В Т Н

2. Соберите мозаику

– Прочитайте название мозаичных работ М.В.Ломоносова. Проверьте, правильно ли собрали мозаику.

V. Итог урока. Работа в группах

– Составьте свой рассказ о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, используя текст и опорные слова.

2 6 2 8 5
2 7 5 3 4