Урок математики по теме "Число и цифра 5"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Изучение числа 5. Написание цифры 5. Счёт в пределах 5.
  • Развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся.
  • Воспитание культуры учебного труда.

Задачи урока:

  • Формировать умения пользоваться количественными и качественными числительными в пределах пяти.
  • Развивать речь учащихся, формировать устойчивое внимание.
  • Способствовать воспитанию взаимопомощи, товарищества, любви к предмету.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

II. Актуализация знаний

1. Работа с натуральным рядом чисел

– Расположите числа в порядке возрастания: 0 4 3 2 1.
– Назовите самое большое и самое маленькое число.
– Какое число находится между числами 2 и 4?
– Какое число следует за числом 1?
– Назови число предшествующее числу 4.

2. Весёлые задачки.

Поможем решить Маше и Мише задачки.

На пасеке 3 медвежонка
Играли в прятки у бочонка
Один в бочонок еле влез
А сколько убежало в лес?
Группа малышей утят
Плавать и нырять хотят.
Два уплыли далеко.
Два нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
Три ромашки – желтоглазки.
Два весёлых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?

III. Сообщение темы и целей урока

Загадка.

Пред тобой – пятёрка братьев,
Дома все они без платьев,
А на улице зато
Нужно каждому пальто. (5 пальцев)

– Сегодня мы познакомимся с числом и цифрой 5.

IV. Новая тема

1. Знакомство с числом и цифрой 5.

а) Миша поинтересовался у Маши – «Сколько пальцев на руке?»

– Ребята, кто ему поможет?

На моей руке 5 пальцев,
5 хватальцев, 5 держальцев
Чтобы брать и отдавать,
а ещё чтоб сосчитать – 12345.

б) Рассмотрите звёздочки. Выберите ту звёздочку у которой, столько лучей, сколько пальцев у вас на руке.

в) Сколько в верхнем ряду красных кружков?

  • Положите в нижнем ряду столько же синих.
  • Добавьте ещё один синий. Сколько стало?
  • Число 5 будем обозначать цифрой 5.
  • Каких кружков стало больше? Сравни: 4 <5, 5>4 .
  • Поставим число 5 в ряд натуральных чисел. За каким числом оно будетследовать? 12345.

V. Физминутка

1, 2, 3, 4. 5 – вышли дети погулять.
Остановились на лугу.
А теперь быстрей бегу;
Лютики, ромашки, розовые кашки
Собирал наш 1 класс.

2. Работа с учебником. С. 50, № 2, 3,6, 4.

3. Работа в тетрадях

а) Объяснение учителя
б). Письмо по алгоритму

VI. Закрепление

– Как вы понимаете выражения?

  • С пятого на десятое.
  • Как свои пять пальцев.
  • Пятое колесо в телеге.

– Зачем нужно использовать в речи эти выражения?

1. Работа по иллюстрации: «Сказка про козлёнка»

Употребление количественных и порядковых числительных в речи.

– Чьё отражение увидел козлёнок в воде первым? (Своё)
– Кого увидел вторым, третьим, четвёртым, пятым? (Телёнка, корову, быка, жеребёнка.)
– Какие это животные? (Домашние). Почему так думаете?
– Назовите цвета кружков слева направо (Первый – красный…)

2. Работа в тетрадях.

– Соедините отрезками точки в порядке возрастания их номеров. Сколько звеньев у ломаной? Повторение о ломаной линии.
– Запишите в тетрадь числа 204351 в порядке возрастания. Какое число следует за числом 4?

3. Работа в ТПО. Самостоятельная работа.

С. 46-48, № 2, 4, 5
№ 5 – о съедобных и несъедобных грибах, о правилах сбора.

4. Игра «Найди своё место»

Карточки с цифрами 1-5 раздать детям. По сигналу они встают на свои места.
Порядковый счёт. Кто стоит первым, вторым…, пятым?
Дети объясняют, как нашли своё место.

VII. Итог урока

– Что нового узнали на уроке? Чему научились?
– Что было интересного?

Вывод: 5 – отличная отметка, 5 дней в неделе рабочих, 5 пальцев на руке, 5 лучей у звезды…

Оценка работы учащихся на уроке.

Литература:

  • Жаров С.В.Учить самостоятельности. Просвещение, 1996.
  • Кравченко В.С. Устные упражнения по математике в 1-3 кл. / В.С. Кравченко. М.: Просвещение,1979.
  • Лободина Н.В. Математика 1 кл. Поурочные планы по учебнику А.В. Чекина ч.II/авт.-сост. Н.В. Лободина.– Волгоград: Учитель, 2010. – 287 с.
  • Чекин А.Л. Математика: 1 кл.: учебник: в 2 ч. / А.Л.Чекин; под ред. Р.Г.Чураковой.– М.: Академкника/ Учебник, 2009.