Цели урока:
- Изучение числа 5. Написание цифры 5. Счёт в пределах 5.
- Развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся.
- Воспитание культуры учебного труда.
Задачи урока:
- Формировать умения пользоваться количественными и качественными числительными в пределах пяти.
- Развивать речь учащихся, формировать устойчивое внимание.
- Способствовать воспитанию взаимопомощи, товарищества, любви к предмету.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
II. Актуализация знаний
1. Работа с натуральным рядом чисел
– Расположите числа в порядке возрастания: 0 4 3 2
1.
– Назовите самое большое и самое маленькое
число.
– Какое число находится между числами 2 и 4?
– Какое число следует за числом 1?
– Назови число предшествующее числу 4.
2. Весёлые задачки.
Поможем решить Маше и Мише задачки.
На пасеке 3 медвежонка
Играли в прятки у бочонка
Один в бочонок еле влез
А сколько убежало в лес?
Группа малышей утят
Плавать и нырять хотят.
Два уплыли далеко.
Два нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
Три ромашки – желтоглазки.
Два весёлых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?
III. Сообщение темы и целей урока
Загадка.
Пред тобой – пятёрка братьев,
Дома все они без платьев,
А на улице зато
Нужно каждому пальто. (5 пальцев)
– Сегодня мы познакомимся с числом и цифрой 5.
IV. Новая тема
1. Знакомство с числом и цифрой 5.
а) Миша поинтересовался у Маши – «Сколько пальцев на руке?»
– Ребята, кто ему поможет?
На моей руке 5 пальцев,
5 хватальцев, 5 держальцев
Чтобы брать и отдавать,
а ещё чтоб сосчитать – 12345.
б) Рассмотрите звёздочки. Выберите ту звёздочку у которой, столько лучей, сколько пальцев у вас на руке.
в) Сколько в верхнем ряду красных кружков?
- Положите в нижнем ряду столько же синих.
- Добавьте ещё один синий. Сколько стало?
- Число 5 будем обозначать цифрой 5.
- Каких кружков стало больше? Сравни: 4 <5, 5>4 .
- Поставим число 5 в ряд натуральных чисел. За каким числом оно будетследовать? 12345.
V. Физминутка
1, 2, 3, 4. 5 – вышли дети погулять.
Остановились на лугу.
А теперь быстрей бегу;
Лютики, ромашки, розовые кашки
Собирал наш 1 класс.
2. Работа с учебником. С. 50, № 2, 3,6, 4.
3. Работа в тетрадях
а) Объяснение учителя
б). Письмо по алгоритму
VI. Закрепление
– Как вы понимаете выражения?
- С пятого на десятое.
- Как свои пять пальцев.
- Пятое колесо в телеге.
– Зачем нужно использовать в речи эти выражения?
1. Работа по иллюстрации: «Сказка про козлёнка»
Употребление количественных и порядковых числительных в речи.
– Чьё отражение увидел козлёнок в воде
первым? (Своё)
– Кого увидел вторым, третьим, четвёртым, пятым? (Телёнка,
корову, быка, жеребёнка.)
– Какие это животные? (Домашние). Почему так
думаете?
– Назовите цвета кружков слева направо (Первый
– красный…)
2. Работа в тетрадях.
– Соедините отрезками точки в порядке
возрастания их номеров. Сколько звеньев у
ломаной? Повторение о ломаной линии.
– Запишите в тетрадь числа 204351 в порядке
возрастания. Какое число следует за числом 4?
3. Работа в ТПО. Самостоятельная работа.
С. 46-48, № 2, 4, 5
№ 5 – о съедобных и несъедобных грибах, о
правилах сбора.
4. Игра «Найди своё место»
Карточки с цифрами 1-5 раздать детям. По сигналу
они встают на свои места.
Порядковый счёт. Кто стоит первым, вторым…,
пятым?
Дети объясняют, как нашли своё место.
VII. Итог урока
– Что нового узнали на уроке? Чему научились?
– Что было интересного?
Вывод: 5 – отличная отметка, 5 дней в неделе рабочих, 5 пальцев на руке, 5 лучей у звезды…
Оценка работы учащихся на уроке.
Литература:
- Жаров С.В.Учить самостоятельности. Просвещение, 1996.
- Кравченко В.С. Устные упражнения по математике в 1-3 кл. / В.С. Кравченко. М.: Просвещение,1979.
- Лободина Н.В. Математика 1 кл. Поурочные планы по учебнику А.В. Чекина ч.II/авт.-сост. Н.В. Лободина.– Волгоград: Учитель, 2010. – 287 с.
- Чекин А.Л. Математика: 1 кл.: учебник: в 2 ч. / А.Л.Чекин; под ред. Р.Г.Чураковой.– М.: Академкника/ Учебник, 2009.