Тип урока: урок самостоятельного получения новых знаний, урок самообразования
Цель урока (дидактическая): научиться строить график линейной функции вида у = kх + b по двум точкам.
Оборудование урока, включая дидактический материал:
- компьютеры,
- карточки для проведения зачётной работы – два варианта заданий с критериями оценивания (Приложение 1),
- карточки для проведения самоконтроля по варианту 1 (Приложение 2).
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя о порядке работы на уроке. Запись в тетради темы урока
Примечание. Уроки аналогичного типа с обучающим заданием уже знакомы учащимся, поэтому вступление занимает очень мало времени.
В качестве совета учителям: очень удобно иметь под рукой такие «обучалки» по основным типам заданий базового уровня для всех классов. У Вас не будет никаких проблем с учащимися, пропускающими занятия по болезни, или с теми, у кого очень неустойчивая память, и при повторении перед каждой контрольной работой для них «старый» материал, как новый. В связи с тем, что зрительная память у учащихся развита сильнее, такие «обучалки» оставляют в этой памяти свой след.
2. Самостоятельная работа за компьютером по добыче новых знаний: работа с обучающей презентацией
Структура презентации, назначение слайдов
Слайд 1 | титульный, информационный |
Слайд 2 | рабочий |
Слайд 3 | навигационный для перехода к заданиям на закрепление изученного |
Слайды 4-5 | тест (часть 1 и часть 2) |
Слайд 6 | теоретический материал урока |
Слайд 7 | заключительный |
Слайды 8-11 | ответы для заданий на закрепление |
Презентация загружена на компьютеры для каждого ученика. Если нет возможности организовать индивидуальную работу учащихся за компьютером, то допустима работа в парах или малых группах. Работая с презентацией индивидуально, каждый ученик выбирает свой темп изучения и переходит к следующему слайду только после того, как будет усвоено и проработано всё, что содержалось на предыдущих.
Примечание. Время работы за компьютером (без смены деятельности) не превысит предусмотренные нормы СанПина, так как, после работы со слайдом 2 (рабочий слайд презентации), учащиеся начинают выполнение заданий на закрепление в тетрадях, отвлекаясь от компьютера, а возвращаются к работе на компьютере только для сверки ответов и выполнения теста.
3. Выполнение письменной зачётной работы
К выполнению зачетной работы рекомендуется приступать за 10-15 минут до конца урока, так как именно к этому времени все учащиеся класса автоматически разделятся на 3 группы. Дальнейшая работа на уроке будет еще одним проявлением дифференцированного подхода на индивидуальном уровне
Учащиеся первой группы: готовы к выполнению письменного зачета, уверены в своих силах. Они получают карточку (вариант 2), решают ее, выбирая задания соответствующего уровня, и сдают работы на проверку учителю. На каждой карточке с заданиями содержатся критерии оценивания зачета, чтобы учащимся было легче сориентироваться в выборе.
Учащиеся второй группы: готовы к выполнению письменного зачета, но не уверены в своих силах, поэтому они, получив карточку (вариант 1), могут решить её в соответствии со своим уровнем, но не сдавать на проверку учителю, а проверить и оценить самостоятельно, используя карту самоконтроля, приготовленную учителем заранее для варианта 1..
Учащиеся третьей группы: не готовы к выполнению зачетной работы, поэтому они продолжают работать с презентацией, разбираются в трудных для них вопросах с помощью учителя и тех учащихся, которые закончили выполнение зачётной работы.
Примечание. Для зачета приготовлены индивидуальные карточки (2 варианта). Зачетная работа содержит задания базового уровня (№ 1-4) и повышенного (№ 5-7). Задания двух уровней напечатаны на одной карточке, чтобы учащиеся могли выбрать то, что им по силам решить на уроке. На этой же карточке напечатаны критерии оценивания, чтобы можно было сориентироваться в выборе заданий для получения нужной отметки.
4. Домашнее задание
Домашнее задание учащиеся получают дифференцированно (индивидуально), в зависимости от того, в составе какой группы они оказались за 10-15 минут до конца урока.
Учащиеся третьей группы: получают карточки варианта 1 и карты самоконтроля, т.е. дома они продолжают работу, незавершенную в классе на уроке.
Учащиеся второй группы получают карточки зачета – вариант 2, так как в классе они работали с вариантом 1.
Учащиеся первой группы получают опережающее творческое задание, при выполнении которого нужно будет применить не только знание математики, но информатики. Это задание является долговременным, оно рассчитано на 2 недели
Задание для учащихся первой группы:
сделать слайд (несколько слайдов), на котором
будет показано построение двух графиков
линейной функции на одной координатной
плоскости и нахождение точки их пересечения.
Цель: подготовить демонстрационный материал
для темы: «Графическое решение систем линейных
уравнений с двумя неизвестными».
5. Подведение итогов урока
Примечание. Учитель обязательно для себя анализирует состав групп для организации работы на последующих уроках.