Методическое пособие для изучения дисциплины "Английский язык" по темам, вынесенным на самостоятельное изучение

Разделы: Иностранные языки


Цели и задачи:

  1. Оказание методической помощи студентам при изучении дисциплины "Английский язык" по темам, выносимым на самостоятельное изучение.
  2. Активизировать употребление профессиональной лексики в речи студентов, связанной с конкретными специальностями, изучаемыми в ЧСХТ.
  3. Обучение логичному и последовательному изложению своих мыслей в соответствии с предложенной ситуацией, максимально приближенной к реальной жизни, и в пределах освоенного лексико-грамматического материала. Объём устных высказываний должен составить 10-15 предложений, объём письменных высказываний 15-20 предложений.
  4. Применять отработанные стилистические умения и навыки при переводе оригинальных произведений английских и американских авторов, а также при работе с аутентичными текстами.
  5. Активизировать лексику по деловому языку, при работе с документацией и при оформлении деловых писем.
  6. Активизировать употребление в речи студентов интернациональной лексики, компьютерной лексики в современном английском языке.
  7. Развивать творческие способности студентов, активизировать мыслительную деятельность, повышая положительную мотивацию к изучению английского языка.
  8. Отрабатывать навыки работы со специальными тематическими словарями, с научными справочными пособиями, а также навыки реферирования.
  9. Оказание методической помощи при написании докладов.
  10. Познакомить с использованием условных сокращений в деловой документации, а также при употреблении технических терминов.

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов во многом связана с неоднозначной трактовкой этого понятия. Самостоятельная работа рассматривается и как метод обучения, и как средство обучения, и как форма организации познавательной деятельности.

Дидактическими целями внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

  • закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время занятий;
  • самостоятельность овладения новым учебным материалом;
  • формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
  • овладение различными формами взаимоконтроля и самоконтроля;
  • развитие самостоятельности мышления;
  • формирование общетрудовых и профессиональных умений;
  • формирование убежденности, волевых качеств, способности к самоорганизации, творчеству.

Одним из вопросов организации внеаудиторной самостоятельной работы является её планирование. При анализе общей структуры дисциплины необходимо заранее определить, какие темы, фрагменты студенты могут усвоить самостоятельно. Далее нужно продумать варианты заданий репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие общеучебных, специальных умений, индивидуальных способностей студентов, а также обратить внимание на формы организации самостоятельной работы (индивидуальная, коллективная , в парах или в малых группах). Все это находит отражение в рабочей учебной программе и в календарно-тематическом плане, где определяются и конкретизируются рекомендуемые виды заданий.

Следует помнить, что время, отводимое на внеаудиторную самостоятельную работу, по отношению к обязательной аудиторной нагрузке не должно превышать примерный ориентировочный показатель (примерно 30%).

Для того, чтобы выполнение внеаудиторной самостоятельной работы проходило успешно, надо проводить инструктаж по её выполнению. Инструктаж преподавателя включает ознакомление с содержанием и сроками выполнения домашнего задания, его особенностями, типичными ошибками, критериями выставляемых оценок. Инструктаж может быть с успехом дополнен инструктивно-методическими рекомендациями по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы или конкретного задания, в которых обращается внимание на последовательность выполнения действий, применение установленной методики или правил работы, чем и является данная методическая разработка.

Рекомендации могут содержать следующие советы:

  • прежде чем приступить к работе, изучить цели задания, что поможет осуществить самоконтроль в конце работы;
  • ход работы проводить по "шагам", не приступать к следующему пункту, не пройдя предыдущий;
  • при работе с литературными источниками выделять главное, обращая особое внимание на классический английский язык,
  • в конце работы проверить правильность выполнения её по степени достижения поставленной цели.

В учебном кабинете на дополнительных занятиях, на занятиях кружка, да и просто на уроках студентам предлагаются рекомендации. Инструкции ко всем видам работ, выполняемых вне занятий.

При определении содержания заданий я учитываю такие дидактические принципы, как последовательность, постепенность. На первом этапе обучения предлагаю задания, направленные на первичное овладение знаниями: техника чтения и перевода, работа со словарем, составление плана, краткий пересказ и др.

Значительное место в содержании внеаудиторной самостоятельной работы отводится заданиям творческого характера. Их выполнение позволяет решать несколько учебных и воспитательных задач. Они проводятся, во-первых, с целью проверки знаний; во-вторых, с целью формирования у студентов профессиональных практических умений; в-третьих, с целью развития творческого мышления и формирования навыков самообразования.

Кроме индивидуальных заданий, я предлагаю студентам коллективные или групповые виды работы, такие как устный журнал , стенгазета, рефераты и др. Защита рефератов проходит в форме урока-конкурса, где студенты могут дополнить выступления, проанализировать подготовку, выставить оценку.

Режим работы студента по выполнению самостоятельных заданий расписанием учебных занятий не регламентируется. Инструктаж преподавателя и контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы проводится за счет учебного времени, отведенного на изучение дисциплины. Используется устная, письменная и смешанная формы контроля. Это осуществляется как на традиционных уроках, так и на других формах занятий.

Выполнение студентом в срок самостоятельной работы приучает к ответственности, исполнительности, аккуратности, воспитывает трудолюбие. Воспитание морально-волевых качеств обучаемых было и остается важной функцией внеаудиторной самостоятельной работы.

В Европе и во всем мире происходит интеграция и сближение во многих областях жизни, в том числе и в сфере образования. Изменился и статус иностранного языка. Сей час целью обучения иностранному языку является формирование у студентов иноязычной культуры, т.е. нужно воспитать личность. В.А. Сухомлинский писал: "Овладение иностранными языками - высшая степень образованности".

В новом мире существует личностно-ориентированный, деятельностный, системный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению. Цель этого подхода - обучать системе языка на функционировании языковых форм, и на сравнении языковых систем.

Языковая политика в области преподавания иностранного языка с учетом новых экономических и политических реалий. Иностранный язык, как и родной, служит не только средством познания и проявления национальной культуры, общения и выражения отношения к миру, инструментом развития и воспитания, но также и средством межличностного, межнационального и международного общения.

Новая социально-экономическая и политическая ситуация обусловливают повышение требований к уровню языковой подготовки студентов, т.к. язык стал нужен людям.

Одним из направлений обновления целей и содержания языкового образования является общепланетарный глобализм, т.е. развитие общепланетарного мышления (осознание своей культуры как частицы мировой цивилизации). Другим направлением является "европеизация" содержания образования, т.е. ориентация на разработку взаимосвязанной стратегии и европейский подход на всех уровнях образования. Следующее направление - это стратегия гуманистического образования, т.е. "очеловечивание" процесса обучения, так как независимо от специальности человек ставится в центр процесса обучения. Еще одно направление - принятие Государственного Образовательного Стандарта, который имеет культурологическую направленность, цель которой - соответствовать требованиям современного общества. В этой связи Европейский Языковой Портфель является практической реализацией общеевропейских компетенций владения иностранным языком.

Основными направлениями успешной работы при обучении иностранному языку для соответствующей специальности могут быть следующие:

  • чтение и перевод профессионально-ориентированных текстов с использованием различного рода словарей (поскольку подобные тексты предполагают наличие спецтерминов, работа со словарем соответствующей направленности дает возможность расширить кругозор студентов);
  • выполнение лексико-грамматических упражнений (закрепление полученных знаний происходит, например, при ответе на вопросы по содержанию, выборе правильных ответов, при нахождении эквивалентов русских слов и выражений в иноязычном тексте, при выписывании тематической лексики, при заполнении пропусков недостающими фразами из текста и т.д.);
  • овладение лексическим минимумом специальности (при усвоении определенного объёма профессиональной лексики);
  • умение применять усвоенную профессиональную лексику в диалогической и монологической речи;
  • работа с аудио/видеоматериалами, т.к. восприятие иноязычной речи на слух является важным компонентом при формировании речевых умений и навыков, а также правильного произношения (Аудирование спецтекстов, прослушивание ситуативных диалогов).

Контроль навыков и умений всех видов речевой деятельности - одна из важнейших задач преподавателя. Для этого каждый преподаватель иностранного языка имеет учебно-методический комплекс дисциплины, в котором представлены текстовые задания по грамматике, лексике, чтению, аудированию, варианты контрольных работ и задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию у них познавательных умений, обогащает интеллектуальный уровень, подготавливает к работе в профессиональной сфере, дает возможность самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.

Данная методическая разработка является методическим пособием по изучению дисциплины "Английский язык" по темам, выносимым на самостоятельное изучение в соответствии с Государственным Стандартом и календарно-тематическим планом по дисциплине "Английский язык".

Проблема качества образования стоит сейчас остро. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых выводит эту проблему в ряд приоритетных и государственных, и общественных. Все субъекты образовательного процесса (обучающиеся и их родители, педагогические коллективы школ и преподаватели ссузов и вузов, органы управления образованием, работодатели) заинтересованы в качестве образования. Динамично развивающееся, открытое новому и формирующее современные компетенции образование - мощный фактор национального развития.

С 2006 года началась реализация приоритетного национального проекта, который как аспект государственной политики становится реальной основой повышения конкурентоспособности республиканской системы образования. Это происходит на базе системных изменений, совершенствования образовательного процесса в районах и городах и в республике в целом. Реализация национального проекта не только локомотив в развитии системы образования, но и нравственный интеллектуальный фундамент выхода нашего образования на лидирующие позиции в современном социокультурном пространстве.

Отсюда очевидна важность изучения иностранного языка как одного из факторов интеллигентности, компетентности и квалифицированности наших будущих специалистов, умеющих принимать ответственные решения в нужной ситуации. Поэтому роль самостоятельных работ как одного из способов развития активности, творческого мышления, способности прогнозировать ситуацию и уметь выявлять вовремя недочеты - вырастает особенно на старших этапах обучения.

Студенты 3 и 4 курсов выполняют самостоятельные работы на листах формата А - 4 от руки или на компьютере. Защита самостоятельных работ осуществляется индивидуально, на дополнительных занятиях, на занятиях предметного кружка и на внеклассных мероприятиях. Результаты работ учитываются при выставлении оценок за месяц, а затем и при выставлении зачета. Средний балл выводится на основе подсчета баллов за правильность изложения фактов, произношение, орфографию, использование лексического минимума и эстетичного оформления работы.

Учебным планом и Программой для студентов 3 и 4 курса дневного обучения Чистопольского сельскохозяйственного техникума предусматривается выполнение самостоятельных работ по дисциплине "Английский язык".

Количество самостоятельных работ определено учебным планом, с установленными сроками. Работы, которые выполнены по тематике, не предусмотренной данными методическими указаниями, не принимаются к проверке.

Задание должно быть выполнено самостоятельно, носить творческий характер. Недопустимо текстуальное переписывание литературных источников или компьютерных переводов. Объём должен составлять 1-2 печатных листа. Вопросы следует освещать с должной полнотой, наряду стой литературой, которая названа к конкретному заданию, можно использовать и другую, если она имеет отношение к теме.

Самостоятельную работу необходимо надлежащим образом оформить. На титульном листе указывается полное название учебного учреждения, отделение, курс, группа, фамилия и имя студента, а также фамилия, имя и отчество преподавателя.

Работа должна быть написана грамотно, чисто и разборчиво (можно отпечатать). Для замечаний оставляются поля. Страницы выполненного задания нумеруются.

В конце работы следует привести список фактически использованной литературы. Обязательны подпись и дата выполнения работы. Встретившись с затруднениями при выполнении задания, студент может обратиться за консультацией к преподавателю английского языка.

Приложение.