Цели урока:
- Образовательние:
- познакомить учащихся с видами теплообмена;
- научить их объяснять тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории;
- научить использовать приобретенные знания для решения практических, жизненных задач, учить анализировать условие задачи, ответ одноклассников;
- учить рациональному природопользованию, обеспечению безопасности жизнедеятельности человека.
- Развивающие:
- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных способностей;
- сотрудничать в процессе совместного выполнения задач;
- продолжить развитие монологической речи с использованием физических терминов;
- доказывать свою точку зрения; продолжить учиться применять ПК для проверки знаний.
- Воспитательные:
- воспитать убежденность в необходимости обосновывать высказываемую позицию;
- уважительно относиться к мнению оппонента;
- приучать детей к аккуратности при решении задач в тетради, оформлении классной доски;
- развивать навыки коллективного труда, взаимопомощи, ответственности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, мультемедийный проектор, оборудование из лаборатории L- микро. Интернет (ЦОР).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение
Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)
Ученики отвечают на вопросы к §30 (с использованием презентации).
Вопросы (устно):
- Назовите два способа изменения внутренней энергии тела.
- Приведите примеры увеличения внутренней энергии тела путем совершения над ним работы.
- Приведите примеры увеличения и уменьшения внутренней энергии тела в результате теплообмена.
- Что такое количество теплоты? Как оно обозначается?
- В каких единицах измеряется количество теплоты?
- Какими способами можно добыть огонь?
- Когда началось производство спичек?
III. Изучение нового материала с использованием презентации «Виды теплообмена» (Приложение 1)
– Предлагаю найти новые формулировки
определений слов «теплопроводность»,
«конвекция», «лучистый теплообмен», используя
поисковую систему Интернет. После этого ученики
вместе с учителем обобщают полученные
результаты поиска и записывают определения,
рекомендуемые учителем.
Теплопроводность – это вид теплообмена, при
котором происходит непосредственная передача
энергии, от частиц более нагретой части тела к
частицам его менее нагретой части.
Далее рассказ учителя (с использованием ЦОР): «При теплопроводности само вещество не перемещается вдоль тела – переносится лишь энергия. Наибольшей теплопроводностью обладают металлы, особенно серебро и медь. У жидкостей теплопроводность невелика. У газов она еще меньше, так как молекулы их находятся сравнительно далеко друг от друга и передача энергии от одной частицы к другой затруднена.
– Известно, что если взять железный гвоздь и начать нагревать его в огне, то долго удерживать его в руке мы не сможем. Горящую спичку можно держать до тех пор, пока пламя не коснется руки. Это означает, что дерево обладает меньшей теплопроводностью, чем железо. Плохая теплопроводность шерсти, пуха и меха (обусловленная наличием между их волокнами воздуха) позволяет телу животного сохранять вырабатываемую организмом энергию и тем самым защищаться от охлаждения». Просмотр слайда (с использованием презентации).
Демонстрация опыта по теплопроводности с применением оборудования L- микро.
Конвекция – это теплообмен в жидких и
газообразных средах, осуществляемый потоками
(или струями) вещества.
Рассказ (или беседа) учителя (с использованием
презентации и ЦОР): «Плотность горячего
воздуха или жидкости меньше, чем холодного. При
этом конвекционные потоки, подогретые снизу
жидкости или газа, поднимаются вверх, а на их
место опускается холодная жидкость. При
конвекции происходит перенос вещества, имеющего
большую внутреннюю энергию. Система отопления
помещений основана именно на перемещении
конвекционных потоков теплого и холодного
воздуха. Холодные и теплые морские и океанские
течения – примеры конвекции».
Лучистый теплообмен (излучение) – это теплообмен, при котором энергия переносится различными лучами. Это могут быть солнечные лучи, а также лучи, испускаемые нагретыми телами, находящимися вокруг нас.
Рассказ учителя (с использованием
презентации): «С помощью теплового излучения
передается на Землю солнечная энергия.
Отличительной особенностью этого вида
теплообмена является возможность осуществления
через вакуум. Тепловое излучение испускают все
тела: электрический утюг, лампа, стакан с чаем,
тело человека.
Когда излучение, распространяясь от
тела-источника, достигает других тел, то часть
его отражается, а часть ими поглощается. При
поглощении энергия теплового излучения
превращается во внутреннюю энергию тел, и они
нагреваются. Тело с темной поверхностью лучше
поглощает и излучает энергию, чем тело со светлой
или зеркальной поверхностью. Это находит широкое
применение в технике. Например, воздушные шары и
крылья самолетов красят серебристой краской,
чтобы они меньше нагревались солнечными лучами».
Просмотр слайда (с использованием презентации).
IV. Закрепление пройденного материала
Ученики отвечают на вопросы и задачи, предложенные учителем (с использованием презентации).
Вопросы (устно):
1. В чашку налили горячий чай. Как
осуществляется теплообмен между чаем и стенками
чашки?
2. Какой из чайников быстрее остынет?
3. Зачем самолёты красят серебряной краской, а
душ на даче в темный?
4. Почему одному мальчику жарко, а другому нет?
5. Почему нагретая сковорода охлаждается быстрее
под водой, чем на воздухе?
6. Почему вы обжигаете губы, когда пьёте чай
одинаковой температуры из металлической кружки,
и не обжигаете, когда пьёте чай из фарфоровой
кружки?
7. Почему грязный снег в солнечную погоду тает
быстрее, чем чистый?
8. Почему прихватки для кухни делают из ткани, а
лопатки из дерева?
V. Подведение итогов урока (устно)
Ученики повторяют основные определения и особенности каждого вида теплообмена, работая с таблицей
VI. Домашнее задание: § 31, 32, №122, 128, 130.